Конспект НОД по художественной литературы. Чтение Нанайская сказка «Айога».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.l._konspekt_ayoga.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественной литературы.

Чтение Нанайская сказка «Айога».

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Цели:

  • продолжать знакомить детей с творчеством других народов.
  • расширять знания о жизни народов севера.
  • познакомить с бытом народа севера.
  • воспитывать любовь и уважение к матери.
  • учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем.
  • работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказках.

Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы посмотрим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.

Самомассаж
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь.

По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица. 
- В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!

-Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). — Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают!)

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся.

Хочу вас познакомить с нанайской сказкой «Айога».

(показ презентации о народах севера Нанайцах)

Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.  

Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак.

Ещё занимались охотой.

Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму.  Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.

Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Чтение сказки с выставлением иллюстраций.

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу.

- Какая была Айога? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
- А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
- Почему мама отдала лепешку соседской девочке? (Девочка помогла маме принести воды)

О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.)

— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)

— Кто помог матери? (Соседская девочка.)

— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

- Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи, давайте их сейчас послушаем. (Ответы детей)

- Пословицы:

  • "Жизнь дана на добрые дел",
  • “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ;
  • "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.”;
  • "Не с лица воду пить”;
  •  "Всякий человек в деле познаётся.”;
  • "Без труда нет добра”;
  • "Маленькое дело лучше большого безделья”;
  • "Живи для людей, поживут и люди для тебя” ;
  • "Труд кормит, а лень портит” …
  • «По добру - добро, а по худу – худо».
  • «Лениться да гулять - добра не видать».
  • «Не по виду суди, а по делам гляди».


- Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

- А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги.

- Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем делать гусочку путем складывания бумаги. Как это можно назвать по-другому? (оригами).

Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.

- Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения КВН о Москве, комплексно- тематическое планирование во второй младшей группе и конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе "Рассказывание нанайской сказки "Айога"

мероприятие направленное на развитие нравственно- патриотического воспитания дошкольников, расширение знаний о Москве, о народно- прикладном искусстве; в комплексно- тематическом планировании даются з...

Конспект занятия по Художественной литературе. Чтения стихотворения. А Акима "Родня" старшая группа

создать условия  для речегого развития  детей средствами  художественной литературы....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Чтение нанайской сказки «Айога»"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: "Чтение нанайской сказки «Айога»"Цели: продолжать знакомить детей с творчеством других народов.расширять знания о жизни на...

Открытый конспект НОД по художественной литературе: Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

Открытый конспект НОД по художественной литературе:Чтение сказки К.И. Чуковского "Цыплёнок"...

Конспект занятия по художественной литературе:Чтение русской народной сказки "Гуси Лебеди"

Познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Нанайская сказка «Айога»

Цели: Образовательные: Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать;                    У...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему: «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ. НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ речевое развитие группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯна тему: «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».образовательная область речевое развитиегруппа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...