Статья "Формирование читательской грамотности у детей младшего возраста в ДОО"
статья по художественной литературе

Землянко Светлана Александровна
Книга - это фундамент, на котором строится культура нации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности у детей младшего возраста в ДОО

Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга - это фундамент, на котором строится культура нации.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения, семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. Всё это является причиной снижения личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот одна из важнейших задач не только школы, но в первую очередь дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Формирование интереса к книге и чтению у детей будет более эффективным, если будут осуществляться следующие педагогические условия:

-установление последовательности формирования у детей интереса к художественной литературе;

-работа по формированию интереса детей к книге и чтению будет проходить совместно с родителями детей.

В ФГОС выделена отдельная образовательная область «Чтение художественной литературы», которая направлена на достижение цели формирования интереса и потребности воспитание в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов. На этапе раннего и младшего возраста ребёнок вынужден доверять взрослому не только организацию самого процесса (выбор книг, содержание чтения, его длительность, интенсивность), но, и направление его дальнейшего читательского пути. Поскольку сам, в силу своего общего и читательского развития, не может отыскать адекватное словесное выражение этим потребностям даже в том случае, когда они находятся на стадии формирования. Таким образом, задача формирования в ребёнке грамотного читателя стоит перед взрослым - родителем или воспитателем.

Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную литературу, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка.

Педагог методически грамотно руководит процессом ознакомления детей с книгой: именно он задает последовательность рассматривания, учит относить содержание с оформлением, текст с картинкой.

Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми действиями. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Уже в раннем возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Дошкольники узнают на иллюстрациях персонажей, характеризуют их, доказывают свое мнение, обращаясь к тексту.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы.

В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Кроме того, в группе детского сада, а также на сайте детского сада может быть размещен постоянно сменяющийся список литературных произведений, рекомендуемых для чтения в домашних условиях. Это могут быть списки, сформированные по какой-то определенной тематике, а также списки достойных новинок, появляющихся в продаже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, по...

"Формирование читательской грамотности у детей младшего возраста" доклад

Федераль Дәүләт белем бирү стандартлары таләпләре нигезендә кече мәктәпкәчә яшьтәге баланың белем сыйфатын күтәрү шарты буларак укучының грамоталылыгын формалаштыру. "  тәрбиячеләр өчен кулл...

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...