Статья "Формирование читательской грамотности у детей младшего возраста в ДОО"
статья по художественной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности у детей младшего возраста в ДОО
Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга - это фундамент, на котором строится культура нации.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения, семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. Всё это является причиной снижения личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста.
Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры.
Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот одна из важнейших задач не только школы, но в первую очередь дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Формирование интереса к книге и чтению у детей будет более эффективным, если будут осуществляться следующие педагогические условия:
-установление последовательности формирования у детей интереса к художественной литературе;
-работа по формированию интереса детей к книге и чтению будет проходить совместно с родителями детей.
В ФГОС выделена отдельная образовательная область «Чтение художественной литературы», которая направлена на достижение цели формирования интереса и потребности воспитание в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов. На этапе раннего и младшего возраста ребёнок вынужден доверять взрослому не только организацию самого процесса (выбор книг, содержание чтения, его длительность, интенсивность), но, и направление его дальнейшего читательского пути. Поскольку сам, в силу своего общего и читательского развития, не может отыскать адекватное словесное выражение этим потребностям даже в том случае, когда они находятся на стадии формирования. Таким образом, задача формирования в ребёнке грамотного читателя стоит перед взрослым - родителем или воспитателем.
Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную литературу, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка.
Педагог методически грамотно руководит процессом ознакомления детей с книгой: именно он задает последовательность рассматривания, учит относить содержание с оформлением, текст с картинкой.
Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми действиями. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Уже в раннем возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Дошкольники узнают на иллюстрациях персонажей, характеризуют их, доказывают свое мнение, обращаясь к тексту.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы.
В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Кроме того, в группе детского сада, а также на сайте детского сада может быть размещен постоянно сменяющийся список литературных произведений, рекомендуемых для чтения в домашних условиях. Это могут быть списки, сформированные по какой-то определенной тематике, а также списки достойных новинок, появляющихся в продаже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буктрейлер - как средство развития предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Мастер класс...
опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....
Консультация: "Формирование читательской грамотности у детей старшего возраста".
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, по...
"Формирование читательской грамотности у детей младшего возраста" доклад
Федераль Дәүләт белем бирү стандартлары таләпләре нигезендә кече мәктәпкәчә яшьтәге баланың белем сыйфатын күтәрү шарты буларак укучының грамоталылыгын формалаштыру. " тәрбиячеләр өчен кулл...
Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...