Воспитание семейных ценностей через устное народное творчество
консультация по художественной литературе

Климова Ольга Геннадьевна

Родители часто не догадываются о том, какую пользу приносит детям сказка. А ведь именно сказки  - неизменные помощники в воспитании в детях добрых чувств и положительных качеств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание семейных ценностей через устное народное творчество

 «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» (В. А. Сухомлинский).

        Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. В семье ребёнок учится любить и прощать, радоваться жизни, ошибаться и верить в себя.                Такие семейные ценности, как: любовь друг к другу, уважение и почитание старших, ценность детей, трудолюбие являются важными для многих культур многонационального российского общества.

C:\Users\Credo\Desktop\Собрания\семья.jpg

        Между тем, многие современные дети лишены возможности ощущать и переживать   значимость семейных отношений. 

        Причин данному явлению много: неполные семьи, неполноценное общение родителей с детьми, значительные изменения в структуре семьи (бабушки и дедушки живут отдельно от родителей, папа, в некоторых семьях, не является лидером, дети не имеют сестёр и братьев и др.).

        И здесь нам на помощь приходит народное творчество, которое называют «учебником жизни», ибо фольклор – один из способов передачи нравственных устоев, один из способов ознакомления с семейными ценностями.

        Фольклор или устное народное творчество состоит из народных традиций, легенд и народных верований, выраженных в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

        Народная педагогика рекомендует знакомить детей, прежде всего, со сказкой, пословицами и поговорками. «Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»  Так сказано в народной пословице.

                Каким же семейным ценностям учат сказки?

        Такие сказки как, например, «Теремок», «Рукавичка» учат тому, что дом – это мир, покой и радость, тому, что  в семье  все должны  жить дружно. Эти  сказки учат гостеприимству, учат любить свой дом и бережно к нему относиться. Пословицы, которые передает основной смысл сказки:

  • «Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
  • «В тесноте, да не в обиде»;
  • «Вместе тесно, а врозь скучно».

https://slavclub.ru/wp-content/uploads/skazki/rukavichka/5.jpg        Всем, с детства знакомая, сказка «Репка» учит тому, что все члены семьи крепко связаны и не смогут обойтись друг без друга.

Пословицы и поговорки, раскрывающие смысл сказки:

  • «Где дружба прочна, там хорошо идут дела»;
  • «Много рук поднимут и тяжкую ношу»;
  • «Семья – семь я»;
  • «Семья в куче, не страшна и туча»;
  • «В семье согласно, так и дела идут прекрасно»;
  • «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

        Многие сказки   учат нас уважать стариков и почитать их жизненный опыт:  Например,  бурятская сказка «Золотая чаша» или русская народная сказка  «Василиса прекрасная».

 Пословица, которая передает краткий смысл этих  сказок: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

        Сказка «Гуси-лебеди»  рассказывает об  ответственности за судьбу перед младшими братьями и сестрами, а также взаимопомощи и взаимовыручке.

 Пословицы к сказке:

  •  «Кому поручают, тот и отвечает»;
  • «Чего недосмотришь, за то и ответишь»;
  • «Любовь братская лучше каменных стен»;
  • «Брат за брата непременно заступится».

        О том, что семья – главная ценность в жизни человека говорят многие сказки. В сказке «Царевна  Лягушка» рассказывается о семье Ивана – царевича и Василисы Премудрой. Они были счастливы, потому что любили друг друга и жили в согласии. Ради любви друг к другу герои сказки преодолели все препятствия. Сказка учит не оценивать человека по его внешности, а видеть внутреннюю красоту. Девочек сказка учит быть нежными, добрыми, заботливыми, а мальчиков – смелыми и смекалистыми. В сказке говорится о том, что необходимо очень серьезно относиться к выбору спутника жизни, если хочется, чтобы семейная жизнь была долгой и крепкой.

  •  «Семья крепка ладом»;
  • «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает»;
  • «Красота без разума пуста»;
  • Не ищи красоты, а ищи доброты:
  • Хозяйка в дому, что пчела в саду;

        Сказка «Журавль и цапля» советует не торопиться с принятием важных решений, учит слушать и уважать друг друга. А еще в этой сказке говорится о том, что одному жить совсем невесело.

  • «Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет века».

        А еще любая сказка призывает нас не теряться в сложной жизненной ситуации, учит проявлять ум и сообразительность.

Какие сказки выбирать для

чтения детям? В первую очередь, необходимо учитывать возраст и особенности характера ребенка.

Смысл сказки должен быть понят детьми.  Сказки выбирайте добрые, без насилия, лжи и жестокости.

Лучшие «семейные» фольклорные сказки для детей 1-3 лет:

  • «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова);
  • «Теремок», (обр. М. Булатова);
  • «Маша и медведь», (обр. М. Булатова) ;
  • «Репка», (обр. К. Ушинского);
  • «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского).

Фольклорные сказки для 3-4 лет:

  • «Теремок» обр. Е. Чарушина;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
  • «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской. 

Фольклорные сказки для 4-5 лет:

  • «Жихарка», обр. И. Карнауховой;
  • «Лиса и козел», обр. О. Капицы;
  • «Привередница»;
  •  «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
  • «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;
  •  «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого.

Фолклорные сказки для детей 5-6 лет:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Сивка-Бурка», обр. М.Булатова;
  • «Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;
  • «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
  •  «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой;
  • «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого.

Фолклорные сказки для детей 6-7  лет

  • «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
  • «Снегурочка» (но народным сюжетам);
  • «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
  • «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;
  • «Василиса Прекрасная»;
  • «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
  • «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;
  • «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

        Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение.  

Небольшие  по объему сказки  можно рассказывать детям наизусть. Ещё один  приём – рассказывание сказки, т.е. более свободная передача текста.

После прочтения          или рассказывания сказки очень важно провести беседу. Беседа поможет ребёнку лучше понять смысл и текст сказки.

  Читайте детям сказки! Сказка познакомит ребёнка не только со взрослым миром эмоций и отношений. Сказка научит любить и творить добро.


“Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире

 игры, сказки, фантазии и творчества. Без этого – он засушенный цветок”. В.А.Сухомлинский.

 

 

Подготовила: учитель – логопед                                                 О.Г. Климова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему"Воспитание любви к природе через устное народное творчество".

Фольклорные произведения(песенки,потешки,поговорки,загадки,русские народные игры)Перспективный    план работы  с        детьми,перспективный план работы с родителями...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Воспитание любви к природе через устное народное творчество»

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отн...

Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

«Формирование семейных ценностей через татарское народное творчество»

Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к ...

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируется первоначаль...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...

Проект «Воспитание семейных ценностей через народные сказки» (для детей 2-3 лет).

Проект «Воспитание семейных ценностей через народные сказки» (для детей 2-3 лет)....