Конспект НОД по ЧХЛ «Продолжить знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Караулова Мария Константиновна

Конспект НОД по ЧХЛ «Продолжить знакомство с русской народной сказкой«Царевна-лягушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarevna_lyagushka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ЧХЛ.

«Продолжить знакомство с русской народной сказкой

«Царевна-лягушка»

Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение различать литературные жанры;

- Совершенствовать умение анализировать содержание сказки.

- Формировать умение отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

Развивающие:

- Развивать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

- Развивать речь, память.

Воспитательные:

- Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.

- Способствовать формированию эмоционального отношения к героям сказки, оценивать их поступки.

Материалы:

Картинки по содержанию сказки, сундучок, книга, мешочек и волшебный клубочек, магнитофон, аудиозапись голоса Бабы-Яги.

Предварительная работа: Чтение сказок, дидактическая ига: «Назови и расскажи сказку», загадывание загадок.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Игра –приветствие.
Наши умные головки            
(руками взяться за голову),
Будут думать много, ловко   (раскачивают головой вправо ,влево).
Ушки будут слушать            (руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить            (чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать             (хлопки руками),
Ножки будут топать              (ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг, другу улыбаемся!        (дети улыбаются друг ,другу)
Воспитатель: Ребята, а вы заметили ,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками .

И отправим наши улыбки воздушным поцелуем! Молодцы!

Воспитатель: Сегодня мы вспомним народную сказку «Царевна – лягушка».

(воспитатель задаёт вопросы и после каждого ответа выставляет картинку на доске)

Воспитатель:

1. Сколько сыновей было у царя?

2. Как звали младшего сына?

3. Куда же упала стрела Ивана -Царевича?

4. Что просил царь невесток сделать для него?

5. Что сделал Иван -Царевич, когда прибежал домой с пира?

6. Кто мне скажет, почему Иван - царевич расстался с Василисой

Премудрой? (Правильно, сжёг лягушечью шкуру)

7. Он поступил правильно? (Нет) Почему? (Поторопился он, так уж ему хотелось,

чтобы его жена всегда оставалась красавицей).

И сегодня мы продолжим чтение сказки «Царевна лягушка».

Воспитатель: В этом сундучке у меня для вас книга,

Но чтоб открыть сундучок нам нужно произнести волшебные слова:

Тук - тук, чок -чок

Открывайся сундучок,

Будем книгу доставать,

Чтоб скорее просчитать. (Открываю сундук, выясняется, что книги нет)

Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения).

Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть?

Давайте, прочтем.

«Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу?

Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок!

Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить.

У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти книгу, чтобы мы могли ее дочитать.

Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем.

А как туда попасть?

Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

Это – волшебный клубок.

У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница.

Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок).

Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок.

Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка?

Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки.

Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»

(дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку)

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок!

А почему он такой большой? (ответы детей).

Верно, потому, что вы знаете много сказок!

Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну сказок.

Раздается голос Бабы-Яги (аудиозапись)

Предлагает сказать, где находиться книга, если дети отгадают загадки

Воспитатель: Ну что ребята вы готовы? Тогда слушайте загадки:

Я в семействе не один,

Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак -

Не дурак я, а добряк.

(Иван - царевич)

  Стрела у Ивана,
 Как птица в полёте.
 Жена у Ивана
 Живёт на болоте.
 Кто? …
  (Лягушка)

  Средь болот жила царевна,

  но зелёною была.

  Вы же знаете наверно --

  Рукодельница она.

  Я скажу тебе на ушко,

  что царевна та (Лягушка)

  Летела стрела и попала в болото,

  И в этом болоте поднял её кто-то.

  Кто, распростившись с зелёною кожей,

  Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

Голос Бабы-Яги: -Верно. Баба –Яга говорит, где находится книга.

Воспитатель: А вот и книга, Давайте прочтём сказку дальше.

Тогда принимайте позу слушателя. (чтение отрывка из сказки «Царевна -лягушка»)

Воспитатель: А вот и книга, ребята, а хотите узнать, что случилось дальше в этой сказке? (Да)

– Сейчас я расскажу вам.

– Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. (чтение отрывка из сказки «Царевна -лягушка»)

Иван -царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идёт. В чистом поле попадается ему медведь. Иван - царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:

- Не бей меня, Иван - царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.
       Иван - царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше. Глядь, летит над ним" селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:

- Не бей меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь.
       Он пожалел селезня и пошел дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:

- Не убивай меня, Иван -царевич, я тебе пригожусь!

Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит - на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

- Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!
       Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

- Избушка, избушка, стань по-старому: к лесу задом, ко мне передом. Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич вошёл в неё и видит - на печи, лежит бага-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.
       - Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? - говорит ему баба-яга.

Иван- царевич ей отвечает:

- Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
       Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван -царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Прекрасную.
- Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережёт.
       Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растёт высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
     Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и вытащил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и убежал. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море...
       Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
       Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты. Выбежала к нему Василиса Прекрасная и поцеловала его. Иван-царевич с Василисой Прекрасной воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Воспитатель: Вот, мы и свами познакомились с замечательной сказкой. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Две лягушки».

Видим, скачут по опушке        (Повороты в стороны.)

Две зеленые лягушки               (Полуприседания вправо-влево.)

Прыг-скок, прыг-скок               (Переступание с носка на пятку.)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки                (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались           (Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет          (Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкульт привет!

Беседа после чтения:

1. Кого из зверей повстречал Иван –Царевич в лесу?

2. А как вы думаете, почему Иван царевич отпустил зверей? (Пожалел)

3. Значит какой характер у Ивана царевича? (Добрый, жалостливый).

4. А как звери его просили о пощаде? (Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь).

5. А как звери ему отплатили за добро (помогли получить Кощееву смерть)

6. Чему нас учит эта сказка? (Добру, что добрые поступки будут вознаграждены)

7. Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение? (Василису Прекрасную).

8. К какому виду сказок относится данная сказка? (к волшебным)

9. Какой финал у сказки? (счастливый)

Воспитатель: Ну а теперь нам пора возвращаться в группу. Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи!» (звучит музыка)

Итог деятельности

- Где вы сегодня побывали?

-С какой сказкой вы сегодня познакомились?

-Какая это сказка?

-Чему она учит? (если вы будете добрыми, честными, смелыми, то и вам будут все помогать. Нужно творить ДОБРО!)

-Что вам понравилось больше всего сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»

Закрепляет знания детей о сказке, формирует  умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....

Конспект НОД .Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»

«Знакомство с русской народной  сказкой «Царевна-лягушка»...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А.Н. Толстова) для детей старшего дошкольного возраста.

Группа: старшаяЦель: развитие интереса детей к русским народным сказкамЗадачи:Образовательные:¾   Формировать умение различать литературные жанры;¾   Формировать  умение анали...

Конспект НОД по развитию речи. «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по развитию речи.«Знакомство с русской народной сказкой«Царевна-лягушка»...

Конспект НОД по развитию речи. «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по развитию речи.«Знакомство с русской народной  сказкой«Царевна-лягушка»Задачи: Познакомить детей с русско-народной сказкой.Продолжить развивать у детей желан...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья»         Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...