Проект. Удивительный мир сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
проект по художественной литературе (старшая группа)
Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за окошком завывала вьюга, а луна тускло светила из-за туч, люди слушали сказки. Слушали их и в деревнях, и на хуторах, уютно устроившись у тёплых очагов, слушали в городах у каминов. И вставал перед слушателями волшебный мир. Его населяли эльфы и русалки, колдуны и лешие, гномы, великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный.
Сказка говорит о смысле жизни, объясняет явления природы, свойства растений, животных и птиц. Сказка повествует о фантастических мирах и о предметах, которые повседневно окружают человека, она уносит в мир неизведанного. В сказках переплетаются волшебство с весёлой шуткой и серьёзными нравоучениями.
Много таких сказок написал датский писатель Г. Х. Андерсен. И зимние вечера, снежные пейзажи и новогодние чудеса прекрасное время для знакомства дошкольников с известной сказкой Г.Х.Андерсена «Снежная королева». А если эту сказку прочитают в кругу семьи, сидя на коленях у бабушки или мамы, то можно ненавязчиво, привить у ребёнка любовь к чтению и книге.
А обсуждение поступков сказочных героев поможет развить у ребёнка навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, сформирует положительные черты характера.
Восприятие художественной литературы наиболее ярко способствует проявлению творческих способности детей, вызывает интерес к музыкальной деятельности. Непринужденность, отсутствие элемента принудительности делают воспитание данными средствами более эффектными и результативными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_skazki.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Удивительный мир сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Самой удивительной сказкой является жизнь человека.
Г. Х. Андерсен
ПРОЕКТ «Удивительный мир сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
ВИД ПРОЕКТА: творческо-информационный.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный. 1 неделя.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за окошком завывала вьюга, а луна тускло светила из-за туч, люди слушали сказки. Слушали их и в деревнях, и на хуторах, уютно устроившись у тёплых очагов, слушали в городах у каминов. И вставал перед слушателями волшебный мир. Его населяли эльфы и русалки, колдуны и лешие, гномы, великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный.
Сказка говорит о смысле жизни, объясняет явления природы, свойства растений, животных и птиц. Сказка повествует о фантастических мирах и о предметах, которые повседневно окружают человека, она уносит в мир неизведанного. В сказках переплетаются волшебство с весёлой шуткой и серьёзными нравоучениями.
Много таких сказок написал датский писатель Г. Х. Андерсен. И зимние вечера, снежные пейзажи и новогодние чудеса прекрасное время для знакомства дошкольников с известной сказкой Г.Х.Андерсена «Снежная королева». А если эту сказку прочитают в кругу семьи, сидя на коленях у бабушки или мамы, то можно ненавязчиво, привить у ребёнка любовь к чтению и книге.
А обсуждение поступков сказочных героев поможет развить у ребёнка навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, сформирует положительные черты характера.
Восприятие художественной литературы наиболее ярко способствует проявлению творческих способности детей, вызывает интерес к музыкальной деятельности. Непринужденность, отсутствие элемента принудительности делают воспитание данными средствами более эффектными и результативными.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Познакомить детей с писателем сказочником - Гансом Христианом Андерсеном. Способствовать развитию творческой личности, средствами сказочных сюжетов. Формировать интерес к чтению.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети старшей группы, родители.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Познание, Коммуникация, Художественная литература, Социализация, Художественное творчество, Музыка.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Дети: Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева», изучить сказочные действия через разные виды детской деятельности (рисование, аппликация, лепка, музыка, драматизация, игра).
Воспитывать нравственные качества детей (доброту, сострадание, понятие об истинных и ложных ценностях).
Развивать литературные знания и интерес к художественному слову, к чтению и книге как источнику проведения новогоднего праздника по мотивам знакомой сказке.
Вызвать желание участвовать в театрализованной постановке.
Родители: воспитывать интерес к совместному домашнему чтению, формировать представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата, побудить родителей к участию в творческом развитии ребенка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети: должны узнавать сказку, называть героев, передавать содержание.
Научиться давать оценку поступкам, стать добрее друг к другу.
С интересом участвовать в литературных и музыкально-ритмических постановках.
Создавать (совместно с воспитателями и родителями) сказочную атмосферу в группе, на основе творческих поделок.
Повысить интерес к чтению.
Родители: должны ощущать себя полноправными участниками творческого образовательного процесса, поддерживать стремление ребенка к чтению и творчеству, принимать участие в консультациях и выставках. Оказать помощь в изготовлении декораций и костюмов к драматизации сказки
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Подбор методического материала, наглядности, изучение литературы, составление сценария
театрального представления по сказке «Снежная королева»
2 этап – основной.
Занятия, досуги, игровая и театральная деятельности, художественное творчество, выставки.
3 этап - заключительный.
Итоговое мероприятие: Новогодний утренник по сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
4 этап - итоговый.
Материальное обеспечение:
Учебно-методическая литература, аудио, видео записи, музыкальные и дидактические игры, художественная литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
I этап
1. Консультация с педагогами на тему актуальности предлагаемого проекта, разработка серии мероприятий в рамках реализации проекта
- Родительское собрание по вопросам взаимодействия в творческом проекте взрослых и детей
2. Разработка методического обеспечения проекта:
- Изучение методической литературы и художественного материала.
- Разработка календарно-тематического планирования деятельности с детьми, составление конспектов занятий, тематических бесед, подбор музыкального оформления и атрибутики.
3. Взрослые и дети:
- Беседа с родителями о цели, актуальности и содержании планируемых мероприятий.
Обсуждение возможного участия родителей в реализации проекта, создания художественных декораций, костюмов к новогоднему празднику по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
- Просмотр презентации «Детский карнавальный костюм ».
- Рассказать детям о писателе-сказочнике Г. Х. Андерсене, о разнообразии тематики его сказок
- Рассматривание фотографии писателя и альбома с иллюстрациями к сказкам Андерсена.
II этап
1.Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
- Чтение сказки, беседа по содержанию и обсуждение каждой главы.
Создать представление об индивидуальных особенностях изображаемых образов, о нравственной ценности сказки.
- Определение главных и второстепенных персонажей
- Повторное чтение фрагментов сказки
- Просмотр видео фрагментов анимационного фильма-сказки « Снежная королева»
- Прослушивание музыкальных произведений.
2. Подготовка к инсценировке сказки.
- Распределение и разучивание текста ролей героев сказки
Литературные диалоги: Снежной королевы, Кая и Герды.
Диалог придворного Ворона и Герды.
Сцена во дворце. Действующие лица: Придворные дамы, Принц, Принцесса, Герда и знаменитый сказочник Оле Лукойе.
Встреча в лесу Герды с разбойниками и их маленькой предводительницей.
- Обсуждение театральных костюмов и декораций.
- Работа над фрагментами ролей по парам, индивидуально
- Разучивание музыкальных номеров:
- Музыкально-ритмическая композиция «А снег идёт…»,
- Знакомство с танцами и их и изучение: «Минуэт», Танец Разбойников, Танец Льдинок-холодинок
- Репетиции с атрибутами
3. Наша творческая мастерская.
- Беседа с родителями на тему: «Участие родителей в проекте».
- Создание творческой группы.
- Рисунки, поделки по сказке «Снежная королева», подготовка к творческой выставке «В гостях у Снежной королевы» (совместно с родителями).
- Участие родителей в оформлении зала к итоговому мероприятию в ДОУ.
- Создание сказочной развивающей среды в группе «Царство Снежной королевы» (привлечение родителей). Оформление окон сюжетными композициями по сказке (художественное вырезание из бумаги)
- Обсуждение с педагогами изготовления атрибутов и декораций к спектаклю, распределение взрослых ролей.
- Индивидуальные консультации по изготовлению элементов театральных костюмов.
- Разучивание ролей со взрослыми и детьми.
4. Рисуем сказку.
- Беседа о художественных особенностях образов. Определение творческого замысла рисунка, объединение общим сюжетом - «Зимняя тематика».
Коллективная работа: «Царство Снежной королевы»,
Рисование: «Зимние Забавы». Рисование экспериментирование «Зимние узоры».
Творческая выставка «Путешествие Герды».
Аппликация «Дворец Снежной королевы»
Конструирование: оригами «Кусты роз Кая и Герды»
4. Играем в сказку.
Игра импровизация «Зимние забавы».
На прогулке: катание на санках, с горки, игра в снежки, лепка снеговика.
Дидактические игры, настольные игры, разрезные картинки, кубики на тему: «Угадай сказку», «Угадай сказочного героя».
Речевое развитие: интегрированное занятие «Путешествие Герды»,
Досуг «Заколдованная книга».
Восприятие художественной литературы: чтение и обсуждение сказки на занятиях и в свободной деятельности.
Театральная деятельность: инсценировка отрывков.
5.Физическое развитие: Интегрированное занятие «По следам Герды».
Заключение
1. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
2. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества.
3. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
4. Дети научились понимать смысл сказки, а конкретно такие нравственные понятия как сочувствие, сопереживание, долг взаимовыручка и т д.
5. Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.
6. Дети стали менее застенчивы, с удовольствием, эмоционально выступают перед зрителями.
7. Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.
8. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность подходов к процессу нравственного развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами социального и нравственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказочных героев и определять отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, на основе сказочного сюжета, способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного нравственного, речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий театрально - хореографической композиции по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"
Разработка данного спектакля является авторской работой. Весь текст в стихотворной форме придуман лично мной. Сказка Андерсена была адаптирована в первую очередь к скромной костюмерной нашего са...
Развивающая математическая игра по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»
Использование современных методик для математического развития детей....
Сценарий новогоднего праздника по мотивам сказки Г-Х. Андерсена "Снежная королева"
Праздник состоит из двух частей: Первая часть -это постановка сказки, вторая часть - игры и забавы с Дедом Морозом....
Путешествие по страницам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева."
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий языка....
Литературно-музыкальный спектакль по мотивам сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева"
Данный спектакль подходит для театральных постановок для детей старшего дошкольного возраста. Использование современных песен в танцах делает спектакль живым, музыкаль-красочным, доступным для детей....
Утренник для детей 5-6 лет. Новогодняя сказка (По мотивам сказки Г.- Х. Андерсена «Снежная королева»)
Новогодняя сказка (По мотивам сказки Г.- Х. Андерсена «Снежная королева»)...
Новогодний утренник " Новогодние приключения Герды, по дороге к Снежной Королеве" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева" (старший дошкольный возраст)
Утренник для детей старшего дошкольного возраста. Новогодние приключения Герды, по дороге к Снежной Королеве. Действующие лица:Дед Мороз ,Снегурочка, Бабушка - взрослыеСнеговики ,Снежинки и ...