"Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через сюжетно-ролевую игру"
статья по художественной литературе

Анисимова Людмила Владимировна

В статье раскрывется механизм познания детьми книги, художественных произведений, подчеркивается важность использования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста -  художественную литературу, особенно для развития сюжетно-ролевых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к художественной литературе через сюжетно-ролевую игру.

Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игрой ребенок живет и дышит, познает мир и готовится к взрослой жизни, она ему более близка и понятна. Недаром,  В.А. Сухомлинский подчеркивает, что, «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Начиная с младшего возраста,  дети воспроизводят в играх, особенно в сюжетно-ролевых, все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.  Игры детей отражают жизнь людей, их деятельность, их отношение друг к другу, игра помогает детям усваивать нормы поведения, учить быть внимательными и добрыми, заботливо относится друг к другу, так «продавец» вежлив к «покупателю», «воспитатель» заботится о детях, «пограничники» зорко охраняют границы нашей родины. Для того чтобы у детей появились эти знания и нормы поведения в игре используются разные методы и в первую очередь художественная литература. Начиная с самых ранних лет, мы взрослые – родители, педагоги, бабушки и дедушки -  показываем детям книжки, рассматриваем вместе с ними иллюстрации, рассказываем истории, беседуем о прочитанном, рассуждаем о поступках героев сказок, таким образом, открываем ребенку путь к знаниям, обогащаем его внутренний мира, способствуем становлению мироощущения ребенка, системы ценностей ребенка, даем возможность ему самому общаться с книгой и добывать ответы на интересующие вопросы.

Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задуматься над тем, что такое хорошо, а что такое плохо. Герои книг часто становятся героями игр. Важно использовать в педагогической работе с детьми дошкольного возраста -  художественную литературу, особенно для развития сюжетно-ролевых игр.

Так, при организации сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад» можно познакомить детей с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», после прочтения провести беседу с рассматриванием иллюстраций из книг, дети получат навыки вежливого отношения друг к другу.

Стихотворение «А что у вас?» знакомит детей с профессиями взрослых людей, прекрасно дополняя беседы о профессиях родителей.

Просмотр иллюстраций о профессии спасателя, чтение стихов и загадок, влекут за собой беседы взрослого о возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при обращении с огнем, в природе, на улице, дома; как поступить, что нужно делать и к кому обратиться – этому  также может научить книги.

Для организации игр «Больница» можно использовать произведения С.Я. Маршака «Ледяной остров», С.В. Сахарнова «Когда жизнь в опасности», для игр «Кухня», «Кафе»- произведения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» , Г.В.Сапгира «Поваренок», К.И.Чуковского «Федорино горе». Игра «Шофер» - произведения М.П. Коршунова «Едет, спешит мальчик» , М.Ильина «Машины на нашей улице» и т.д.

После каждого произведения необходимо беседовать с детьми о прочитанном, рассматривать иллюстрации. Художественная литература обогащает игровое творчество детей, для создания игровой роли ребёнок активизирует свою мысль, припоминая художественное произведение, его образы, а это расширяет кругозор детей, обогащает знаниями о реальной деятельности.

C:\Users\людмила\OneDrive\Рабочий стол\Педаг практика до 13 окт\IMG_20220809_092941.jpgC:\Users\людмила\OneDrive\Рабочий стол\Педаг практика до 13 окт\IMG_20230515_084412.jpgC:\Users\людмила\OneDrive\Рабочий стол\Педаг практика до 13 окт\IMG_20230515_084744.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...

Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного  искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»...

Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей"

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...