Конспект НОД в старшей группе «Волшебные сказки»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гаврилова Елена Валерьевна

Конспект НОД направлен на знакомство детей с одним из множества видов сказок – волшебными, а также на знакомство детей с книжной культурой и детской литературой, формирование читательского интереса у дошкольников, поддержание положительных эмоциональных проявлений детей при слушании произведений.

Данный конспект  часть конкурсной работы «Художественная литература – детям», занявшей 1 место в своей номинации. 

Цель: закрепить и расширить знания детей о волшебных сказках, воспитать у них интерес к чтению в комфортном для них игровом формате;

Задачи:

  •  познакомить детей с волшебными сказками, систематизировать их знания о них;
  •  научить детей определять волшебные сказки по ключевым признакам;
  •  закрепить в памяти и речи детей названия сказок, волшебных предметов;
  •  развивать умение детей делать обобщение, простейшее умозаключение, выводы;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnye_skazki.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Волшебные сказки»

Методические разработки по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Гаврилова Е. В.
Воспитатель ГБОУ «Школа 2127»

Москва, 2024

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: закрепить и расширить знания детей о волшебных сказках, воспитать у них интерес к чтению в комфортном для них игровом формате;

Задачи:

  •  познакомить детей с волшебными сказками, систематизировать их знания о них;
  •  научить детей определять волшебные сказки по ключевым признакам;
  •  закрепить в памяти и речи детей названия сказок, волшебных предметов;
  •  развивать умение детей делать обобщение, простейшее умозаключение, выводы;

Предварительная работа: чтение волшебных сказок, демонстрация и изучения иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение и разгадывание загадок.

Материал и оборудование: бумажные цветы, земляника, цветик-семицветик с загадками, волшебный транспорт и персонажи, кувшин, ноутбук, запись звуков дудочки.

Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки, рефлексия.

Ход занятия:

Воспитатель и дети заходят в группу. На ковре лежат бумажные цветы, земляника, стоит кувшинчик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на какую красивую поляну мы с вами попали! Сколько здесь цветов!
Звучит аудиозапись звуков дудочки.
Воспитатель: Ребята, что это за звуки?
(ответы детей)

Воспитатель: А кувшинчик здесь зачем? Ребята, вам это ничего не напоминает?
(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, есть такая сказка Валентина Катаева – «Дудочка и кувшинчик». А вы знаете, что это не простая сказка, а волшебная? Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно! В волшебных сказках происходят необыкновенные события и приключения, в которых участвуют фантастические персонажи. В них происходят чудеса и присутствует магия. Давайте ещё раз вспомним, что в этой сказке произошло, и какой случай является волшебным?
(ответы детей)
Воспитатель: Действительно, в ней волшебное то, что к девочке Жене явился старичок Боровичок, который предложил ей волшебную дудочку для поиска ягод. А ещё волшебное в ней то, что ягоды слушались дудочку и появлялись при звуках игры на ней. А вы знаете, что волшебство в этих сказках – неспроста? Например, в этой сказке автор показывает нам, что без усилий ничего не получится, а волшебство создают своим трудом сами люди. Так и наш кувшинчик не наполнится без нашей помощи и усилий – давайте соберем все ягоды в него.

Дети собирают ягоды в кувшин.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие ещё волшебные события и предметы вы знаете? По каким признакам вы точно можете определить, что сказка волшебная?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, всё что вы назвали: необычные персонажи, волшебный транспорт, фантастические события и предметы – это всё про волшебные сказки. А каких ещё волшебных персонажей вы знаете? Назовите их, пожалуйста.
(ответы детей)

Воспитатель: А какой волшебный транспорт?
(ответы детей)

Воспитатель: Я приготовила для вас специальное задание. В нём нужно определить, какой волшебный вид транспорта подходит сказочному герою.

Начинается игра. На столе лежат бумажные фигурки персонажей и сказочного транспорта. Детям необходимо их сопоставить следующим образом:
Емеля – печь

Баба Яга – ступа

Золушка – карета

Алладин – ковёр-самолёт

Снежная королева – сани

Иван – Конёк-горбунок

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте теперь эти сказки назовём.
(Ответы детей: «По щучьему велению», «Баба Яга, костяная нога», «Золушка», «Алладин и волшебная лампа», «Снежная королева», «Конёк-горбунок»)

Воспитатель: Да, ребята, вижу, вы – настоящие знатоки волшебных сказок! А знаете ли вы, что обычно делают герои, чтобы волшебство случилось, а магия сработала?

(ответы детей: волшебные слова, заклинания)
Воспитатель: Правильно! А давайте вспомним, какие волшебные заклинания вы знаете? Из каких они сказок?
(ответы детей: По щучьему велению, по моему хотению! Сказка «По щучьему велению», Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи! «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Сказка «Сивка-бурка». Сим-сим, откройся! Сказка «Али-Баба и сорок разбойников». Крекс, пекс, фекс! Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». Крибле, крабле, бумс! Сказка «Снежная королева»)
Воспитатель берёт в руки бумажный цветик-семицветик.

Воспитатель: Молодцы, дети! А вы знаете, что это за цветок?
(ответы детей: цветик-семицветик)
Воспитатель: Правильно! А какое девочка Женя произносила заклинание в этой сказке, чтобы её желание сбылось?
Давайте произнесём его вместе!
(Воспитатель и дети: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты земли, быть по-моему вели!)

Воспитатель: Хорошо, самое время отдохнуть!

Начинается физминутка: 
Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево — вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

Воспитатель: Возвращаемся к нашему Цветику-семицветику. Кажется, на его лепестках что-то есть, давайте посмотрим!
На лепестках загадки про волшебные предметы. Воспитатель зачитывает их вслух:
Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут?

(Скатерть-самобранка)


Много верст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь.

(Сапоги-скороходы)

Её нигде не купишь

И даже не сошьёшь,

На голову наденешь,

Невидимым идёшь!

Ну, где же взять такую

На добрые дела,

И чтобы по размеру

И цвету подошла?!

(Шапка-невидимка)

В старых сказках

Он, как компас!

С ним никто не пропадёт,

Бросишь сразу на тропинку,

И беги за ним вперёд!

(Клубок)

По тарелке катится

Чудо наливное –

Яркое, блестящее,

Вкусное такое!

Съесть нельзя, иначе

Волшебство уйдет,

И изображение

Сразу пропадёт!

(Яблочко)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

(Игла)

Кто подскажет королеве

То, что нет её милее

И красивой нет такой

Во вселенной всей большой.

А скажи, что за вещица

Та, что знает всех по лицам?

(Волшебное зеркальце)

Воспитатель: Ребята, всё, что вы назвали – это сказочные, волшебные предметы. А для чего они нужны?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может. Волшебными свойствами наделяются чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день.

Давайте пофантазируем, какой волшебный предмет вы бы хотели иметь и почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Как интересно! А наше занятие подходит к концу. Теперь вы знаете, что такое волшебная сказка. Волшебные сказки – это настоящее сокровище, которое помогает нам увидеть мир другими глазами и впустить в нашу жизнь частичку волшебства! Они остаются с нами на всю жизнь и помогают сохранить в нашем сердце чудо и веру в чудеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД в старшей группе "Волшебный воздух"

Занятие можно использовать для открытого просмотра в ДОУ. Во время занятия дети самостоятельно проводят опыты, учатся делать выводы....

Конспект НОД в старшей группе «Волшебная осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:- развивать умение детей  называть приметы осени;- изменения в природе;- закрепить  знания о диких...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебные сказки»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:1....

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы. «Волшебная сказка»

В работе представлен конспект работы педагога-психолога с дошкольниками, направленный на работу с детскими страхами при помощи сказки....

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

ПЕРЕСКАЗ     СКАЗКИ    С    ОПОРОЙ     НА  МНЕМОТАБЛИЦУ «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»...

План - конспект творческого дня в старшей группе. «Волшебные сказки»

       Цель: познакомить детей со сказками и иллюстрациями Н.А. Устинова. Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развиват...