Конспект по чтению русской народной сказки “Волк и лиса”
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Шитвина Кристина Владимировна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_russkoy_narodnoy_skazki_volk_i_lisa.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по чтению русской народной сказки “Волк и лиса”

Цель занятия: Составление цепочки последовательности событий русской народной сказки «Волк и лиса» в ходе чтения и дидактических игр на ИКТ оборудовании

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие в ходе чтения русской народной сказки «Волк и лиса»;
  • Совершенствовать умение сравнивать иллюстрации в ходе дидактической игры «Найди отличия» на ИКТ оборудовании.

Воспитательные:  

  • Воспитать внимательность и аккуратность в ходе чтения и дидактических игр на ИКТ оборудовании.

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача:

  • Сравнивать две иллюстрации, находить общие и отличительные признаки;
  • Соединить персонажей сказки по линиям с их домами;
  • Сказать, что именно спрятано за кругами;
  • Соединить детали иллюстрации, чтобы получилась целая иллюстрация;
  • Сопоставить, что именно делала лиса в кладовушке.

Игровая задача:

  • Посмотреть на иллюстрации героев найти 5 отличий
  • Проводить персонажей сказки к своим домам;
  • Сказать, что именно спрятано за кругами;
  • Собрать целую иллюстрацию по образцу;
  • Найти, что же делала и съела лиса в кладовушке.

Правила:

  • Играют 2 человека, называем отличия по очереди, за каждый правильный ответ получаем жетон, побеждает тот, кто назовет больше отличий;
  • Играют 2 человека, с помощью стилуса или пальца соединяют персонажей сказки с их домами, побеждает тот, кто сделает это быстрее;
  • Играют 2 человека, нужно сказать, что именно спрятано за кругами;
  • Играют 2 человека, нужно собрать иллюстрацию по образцу, чтобы получилась целая иллюстрация;
  • Играют 2 человека, по очереди дети должны сказать и показать, что лиса делала в кладовушке.

Действия:

  • Дети по очереди называют отличия персонажей;
  • Дети на скорость соединяют персонажей с их домами;
  • Дети по очереди называют, что спрятано за кругами;
  • Дети по очереди собирают иллюстрацию;
  • Дети по очереди рассказывают и показывают, что лиса делала в кладовушке.

Результат:

  • Сравнивают иллюстрации, находят общие и отличительные признаки;
  • Развивают моторику в процессе соединения персонажей с их домами;
  • Называют, что спрятано за кругами;
  • Правильно собирают иллюстрацию по очереди;
  • Рассказывают, что лиса делала в кладовушке и выбирают правильные картинки.

Словарная работа: обогащение словаря (приступка, кума, куманёк,), уточнение словаря (кладовушка)

Планируемый результат занятия:

  • Дети совершенствуют диалогическую и монологическую формы речи;
  • У детей формируется умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
  • У детей развивается слуховое восприятие в ходе чтения русской народной сказки «Волк и лиса»;
  • Совершенствуется умение сравнивать иллюстрации в ходе дидактической игры «Найди отличия» на ИКТ оборудовании;
  • Воспитывается внимательность и аккуратность в ходе чтения и дидактических игр на ИКТ оборудовании.

Подготовительная работа: чтение сказки «Волк и лиса», рассматривание иллюстраций

Материалы и оборудование: интерактивная панель, документ камера, программируемый робот «Пчела», хрестоматия для чтения подготовительная группа, иллюстрации

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Воспитатель

здоровается с детьми в стихотворной форме

Воспитатель призывает

детей позвать хорошее

настроение:

-Здравствуй, солнышко родное!   Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

-Ребята, сегодня мы с вами прочитаем очень интересную и увлекательную сказку. Она русская народная.

Народные сказки придумал народ, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали, так и появились народные сказки.

-А чтобы узнать какую именно угадайте сначала загадки:

-Эту хитрую плутовку

Знают здешние леса.

Кто наводит страх на зайцев?

Это рыжая… (Лиса)

-Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (Волк)

-Это сказка о волке и лисе. О том как у лисы растаяла её ледяная избушка и она решила поселиться у волка в его хворостяной избушке. Пожалел волк лису и впустил её жить на приступочек. А потом лиса через пару дней поселилась у него в избе. И всё время обманывала бедного волка.

Прием привлечения внимания (сюрпризный момент, предмет (герой) из сказки (картинка), отрывок из сказки, игра-путешествие)

Художественное слово

Аннотация названия литературного произведения, показ обложки (красочной иллюстрации)

 

Озвучивание автора литературного произведения, краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям, аналогичных сюжетов других авторов, подобных жанров

5-6 предложений  о содержании произведения

Дети здороваются с воспитателем;

Дети повторяют за воспитателем

Дети отвечают на вопрос воспитателя и внимательно

слушают

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

-Ребята вы услышали, о чем данная сказка?

-Давайте же узнаем, как именно обманула лиса волка

Краткая предварительная беседа, подводящая к пониманию идеи произведения  (личный опыт детей).

Формулировка проблемного вопроса,

гипотезы

Дети слушают воспитателя и высказывают свои предположения

Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

-Ребята, сядьте прямо, ножки вместе, ручки кладите туда куда вам будет удобнее, сейчас я прочитаю вам, что же сделала лиса:

*Отрывок посвящен тому, как лиса отправилась в кладовую и съела сметану, масло и рассыпала муку*

-Ребята лиса поступила неправильно, а кто скажет почему именно?

-Ребята, а что должна была сказать лиса волку?

-Ребята, а какая у нас лиса? А какой волк?

-Давайте встанем, подойдем к доске и посмотрим на иллюстрации.

*Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где нарисована лиса с волком

Объяснение незнакомых слов (если будут препятствовать пониманию)

Создание спокойной обстановки, вспоминание правил чтения (контроль правильности осанки)

Чтение отрывка произведения

Высказывание отношения к прочитанному

Припоминание по вопросам содержания сказки (прием договаривание)

Вопросы:

- на характер героев (детальное рассматривание иллюстраций)

- на мотивы поведения: (повторное зачитывание отрывков произведения)

- на формирование представлений  о нравственных категориях(добро, зло, щедрость и др.)

Динамическая пауза (в тему произведения)

Дети выполняют указания воспитателя, и внимательно его слушают;

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети разглядывают иллюстрации, отвечают на вопросы

Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

-Прежде чем мы с вами начнем играть, напомню вам, как правильно обращаться с доской: руки должны быть чистыми сухими, работаем на расстоянии вытянутой руки, рисуем только стилусом, у доски есть ножки, поэтому смотрим внимательно и перешагиваем через них

-За каждую игру вы получаете звёздочки, кто соберет больше тот и победит

-Для начала мы сыграем в игру “Соедини”

-Играем по очереди, кто быстрее и ровнее соединит волка с его домиком тот и победит

-Ребята, а в следующей игры мы должны найти отличия. Кто больше найдёт отличий тот получит больше звёздочек.

-Ребята, а это игра называется “Кладовая”

-Вы должны вспомнить, что делала лиса в кладовой и перенести это на лису.

-Ой, ребята, а что это спрятано у наших животных. Давайте угадаем. Кто больше назовёт частей тела животных, тот получит больше звёздочек.

-И напоследок давайте соберём наш пазл. Что на нём нарисовано. Кто быстрее сможет собрать пазл тот и победит.

-Теперь давайте отдохнём и выполним гимнастику для глаз:

-Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.

Дидактическая игра

Название

Игровая задача

Правила

Действия

Результат

Гимнастика для глаз

Дети по очереди соединяют волка с домиком на скорость

Дети по очереди называют отличия

Дети вспоминают сюжет сказки и выполняют задание воспитателя

Дети угадывают какие части тела спрятаны за геометрическими фигурами

Дети по очереди, на время, собирают пазл

Дети выполняют гимнастику для глаз, повторяя за воспитателем

Овладевают способами действия

3.

Заключительный этап

Рефлексия подведение итогов

Воспитатель задают вопросы

-Какую сказку мы сегодня читали?

-Кто автор этой сказки?

-О чем была сказка?

-А чему она вас научила?

-Я считаю что это произведение учит быть предусмотрительным, внимательным и осторожным, нельзя быть слишком доверчивым

-Давайте я вам прочитаю ещё раз один отрывок из сказки

-Ребята, сядьте прямо, ножки вместе, ручки на коленки

-Какой отрывок вам больше понравился?

-Молодцы ребятки, это ваши медальки. Вы сегодня хорошо постарались.

Приемы активизации речи

Выборочное чтение  

(проверка осанки)

Высказывание своего отношения (воспитатель высказывает аргументированное отношение)

Дети отвечают на вопросы воспитателя и получают положительные эмоции

Обобщают полученные представления, оценивают деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....

Конспект НОД Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа

Конспект НОД  Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа...

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""....

Чтение русская народная сказка «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. Старшая группа.

Познакомиить детей старшей группы с русской народной сказкой "Волк и лиса"...