Пособие по экологическому воспитанию
материал по художественной литературе

Галина Михайловна Ржеутская

В пособии представлены рекомендации педагогам и родителям по экологическому образованию дошкольников. Пособие раскрывает совершенно разные, но при этом взаимосвязанные между собой темы,которые объединены общей задачей: помочь подрастающему поколению открыть и полюбить мир природы во всём своём многообразии. Книга состоит из двух глав, материал которых представлен «по месту действия», что нашло отражение в названиях: «Дом, где мы живём», «За порогом дома». Поэтому материалы пособия могут быть использованы как при организации занятий в помещении, так и на участке детского сада. Это поможет воспитателям научить детей восприятию красоты окружающего мира, заботе о животных и растениях, формированию инициативности и самостоятельности в познании природы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ступеньки в мир экологии

Аннотированный список литературы  для работников дошкольных

образовательных учреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс формирования экологической культуры только тогда может быть успешен, когда осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего возраста в семье и детском саду. Рекомендуемая в списке литература поможет вам организовать занятия по экологическому воспитанию в детском саду, позволит создать экспериментально-исследовательскую зону для проведения опытов и экспериментов, уголка природы с календарём наблюдений за погодой.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алябьева, Е. А. Природа [Текст]: сказки и игры для детей /Е. А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2012. - 126 с. - (Детям о самом важном).  

Уникальный материал, собранный в книге,         поможет         воспитать         у         детей бережное отношение к природе, вызвать интерес ко всему живому и научить наблюдать за природными изменениями. На страницах представлены авторские сказки и стихотворения о явлениях живой и         неживой         природы:         «Как         небо

собиралось в гости к Земле», «Путешествие Облачка», «Семья Дождей» и т.д. После прослушивания произведений дети могут ответить на вопросы, пофантазировать и придумать новую историю, либо продолжение прочитанной. Издание можно использовать для проведения занятий по экологическому воспитанию в старших и подготовительных группах детского сада для активизации знаний и закрепления изученного материала.  

Колпакова, О. В. Занимательное природоведение для малышей [Текст] /О. В. Колпакова; худ. Ю. Абрамова. - Москва: Белый город: Воскресный день, 2013. - 144 с.: цв. ил. - (Моя первая книга).  

Книга из серии «Моя первая книга» предназначена не только для чтения дошкольникам и младшим школьникам, а также         воспитателям         и         учителям начальных         классов         при         проведении занятий по экологическому воспитанию.

Большое значение в жизни ребёнка-дошкольника имеет устное народное творчество. Поэтому автор книги постоянно обращается к легендам, преданиям, сказкам. Они помогают лучше усвоить сложный для восприятия материал, дают начальные сведения из школьных предметов. Радость новых самостоятельных открытий в дошкольном возрасте велика. В связи с этим в некоторых главах ребёнку предлагается пофантазировать и объяснить то или иное явление. Кроме того, сказки и легенды народов мира дадут возможность повысить учебно-воспитательный потенциал занятия, сделают их более  эффективными. Богатый иллюстративный материал поможет закрепить и уточнить представления детей, полученные в результате знакомства с литературным произведением, будет полезен для проведения интегрированных занятий.  

Коробова, М. В. Малыш в мире природы [Текст]: метод. пособие для воспитателей и родителей /М.В.

Коробова, Р.Ю. Белоусова. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2010. - 94 с. -

(Кроха).  

В пособии представлены рекомендации педагогам и родителям по экологическому образованию дошкольников. Пособие раскрывает совершенно разные, но при этом взаимосвязанные между собой темы,

которые объединены общей задачей: помочь подрастающему поколению открыть и полюбить мир природы во всём своём многообразии. Книга состоит из двух глав, материал которых представлен «по месту действия», что нашло отражение в названиях: «Дом, где мы живём», «За порогом дома». Поэтому материалы пособия могут быть использованы как при организации занятий в помещении, так и на участке детского сада. Это поможет воспитателям научить детей восприятию красоты окружающего мира, заботе о животных и растениях, формированию инициативности и самостоятельности в познании природы.  

Материал пособия апробирован педагогами и родителями Нижнего Новгорода.

        Мир         вокруг         нас:         развивающая

прогулка. Старшая группа [Текст] /авт.сост.         А.А.         Машкова.         -         Волгоград:

Корифей, 2011. - 112 с. - (Детский сад).  

В книге рассказывается о том, как правильно         организовать         прогулки         на участке         детского         сада.         Разработанная система занятий под открытым небом позволит         в         естественной         обстановке познакомить дошкольников с объектами и явлениями окружающего мира.  

Ежедневные наблюдения за изменениями, происходящими в живой и неживой природе, научат детей самостоятельно мыслить, замечать новое и необычное в окружающем мире.

Элементы трудовой деятельности будут способствовать развитию пытливости, любознательности, желанию трудиться. Подвижные игры, сопровождающие каждое занятие, помогут укрепить иммунитет и нервную систему, помогут усовершенствовать различные физические навыки, будут содействовать формированию доброжелательного отношения к товарищам, умению считаться с интересами коллектива, справедливо разрешать возникающие споры.

Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе [Текст]: метод. рекомендации /Т. А. Шорыгина. - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 96 с. - (Вместе с детьми).  

Книга содержит разработки готовых бесед о лесах России. Дети узнают историю возникновения первых лесов, поймут, почему деревья являются «зелёными лёгкими» нашей планеты, познакомятся с правилами поведения на природе.

Автор рекомендует включать в каждую беседу чтение народных пословиц, поговорок и примет об окружающем мире, которые позволят пробудить интерес детей к изучению природы. Использование речевых игр поможет развить логическое мышление, память, обогатить словарный запас. Авторские стихи, сказки, загадки сделают беседы более интересными и информативными.

Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада [Текст] /С. Н. Николаева. - Москва: Просвещение, 2006. – 223с., 8 л. ил. с. - (Дошкольный мир).

В пособии представлены разработки интегрированных         занятий         по экологическому воспитанию в детском саду, циклы наблюдений         за         растительным и животным миром в уголке природы, на участке детского сада, порядок ведения календарей природы. Автор отмечает, что организация уголка природы поможет  сформировать         у         детей         трудовые         навыки,         научит внимательному отношению и заботе к его обитателям. Значительное         место         в         методике         отведено         творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию иллюстраций к сказкам и рассказам В. Бианки, изготовлению самодельных книг.

 

8

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность....

Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Знай, люби и открывай природу".

Србственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста ДОУ....

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей...

Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Заколдованная поляна"

Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...

Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Зимние забавы»

Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...

Мастер класс по изготовлению пособия по экологическому воспитанию" Аквариум "

Мастер-класс изготовления наглядного пособия по экологии «Мир морских обитателей»дарья степаненко Мастер-класс изготовления наглядного пособия по экологии «Мир морских обитателе...

Мастер - класс для педагогов "Дидактическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Снегирь из шерсти"

Данное пособие может использоваться для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми....