Проект «Волшебный мир сказок»
проект по художественной литературе (старшая группа)

Булханова Оксана Джалиловна

Актуальность создания проекта

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Актуальность : Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_skazok.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Умка»

Проект «Волшебный мир сказок»

Автор проекта:

Воспитатель: Булханова О. Д

2020-2021 учебный год

Содержание

I.Введение        3

  1. .Глава 1. 1.1 Обоснование актуальности темы исследования        4-5
  1. Цели и задачи        5-6.
  2. Методы исследования        7
  3. Аннотация проекта        8

Глава 2. Этапы реализации проекта программы        9 - 11

Глава 3. План мероприятий        11 - 14

  1. Риски и пути преодоления рисков        14
  2. Заключение. Выводы        15
  3. Ресурсное обеспечение проекта        16

Введение

Эпиграф «Сказка - это зернышко,

из которого прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений»

Сухомлинский В. А.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.

Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и

воображения. Волшебный мир сказки - это маленькая дверь в большой мир. Здесь ребят ждёт встреча с добром и злом, красивым и страшным. Ребенок познаёт мир через театр, а участие в спектакле приносит маленьким артистам истинное наслаждение.

Проблема проекта в том, что в настоящее время сказка, как и другие ценности

традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствуют: увлечение компьютером, современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно- поучительного в чисто развлекательное. Решение проблемы: нравственные качества (что такое доброта?). Основная задача моя, как воспитателя- помочь каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, заложенные в сказке, научить сопереживать сказочным героям.

Актуальность создания проекта

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Актуальность : Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные

воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-

нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного

возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и

осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении

ребенка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать.

Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они: развивают слух и произношение; формируют понятие «добро и зло»; прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим; способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Именно поэтому я решила выбрать проект «Волшебный мир сказки»

Воспитание современного ребёнка: его духовно – нравственных качеств, привитие любви к слову и его познавательных способностей –главная задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния сказок на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 70 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 30 % из опрошенных отдали предпочтение слушанию сказок. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно -творческий, групповой

Авторы проекта:

Воспитатели средней группы:

Исполнители:

  • Воспитатели группы;
  • Родители;
  • Дети.
  • Педагог-психолог
  • Инструктор по физическому воспитанию Возраст детей: старшая группа, возраст 5-6 лет. Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 2020 - 2021 учебный год.

Принципы реализации проекта:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых

формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Пути решения проекта:

  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
  • оценить риски реализации проекта.

Цель проекта: создание условий, способствующих формированию нравственных качеств(доброта, гуманность) и интереса к сказке как к произведению искусства. Задачи проекта:

Дети:

-создать условия для духовно - нравственного развития ребенка, помогать усвоению детьми духовно - нравственных качеств (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни;

-содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

-способствовать        развитию        элементов        детского        творчества        в        продуктивной деятельности;

-воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

-воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и

аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;

-развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Родители:

-создать в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

  • Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу, совместное творчество родителей и детей;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать.

Методы, применяемые при реализации проекта: беседа, чтение, вопросы-ответы, рассматривание иллюстраций, игры, рисунки, поделки, аппликации, ИКТ.

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
  • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Ответственность за свои дела и поступки.
  • Развитие интереса к русской литературе;
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

Продукт проектной деятельности:

  • изготовление настольного кукольного театра;
  • рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам;
  • пальчиковые игры.

Аннотация проекта

Целью данного проекта является организация работы по созданию условия для духовно - нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки. Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и

авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки). Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. Эта работа будет

осуществляться через исследовательско - образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности. Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и

поддержки детской одаренности и таланта. Проект включает в себя несколько этапов

реализации (аналитический, подготовительно-проектировочный этап, диагностический, организационный, заключительный этапы). Я думаю, что эта работа будет

продолжаться. Планируется на основе проекта наработать программно- методические материалы. Ответственность за реализацию проекта оставляем за собой. Также к работе над реализацией проекта создана инициативная группа педагогов, в состав которой вошли: педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно- проектировочный этап

Анкетирование        родителей «Сказка        в        жизни вашего ребенка».

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.

Изучение литературы по теме. Консультация для родителей.

Подбор        наглядно-дидактических        пособий, демонстрационный материал.

Оформление книжного уголка, папки-передвижки

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

Совместное творчество детей и родителей: рисование «Мой любимый герой сказки».

Совместное творчество детей и родителей: изготовление поделок «Моя любимая сказка»

01.09.

- 30.09.2020г.

2.

Практический этап

Тематические занятия

Беседа - опрос детей на тему «Сказки». Беседа с детьми «Мы любим сказки». НОД. Рассказывание сказки «Пых»

(с использованием театра на фланелеграфе).

НОД. Рассказывание сказки «Козлятки и волк» (с использованием настольного театра).

НОД. Рассказывание сказки «Заяц и ёж» (с использованием пальчикового театра).

НОД. Рассказывание сказки «Зимовье зверей » (с использованием театра на фланелеграфе).

НОД Рассказывание сказки «Волшебный сундучок

01.10

- 30.04.

2021 г

бабушки Арины»

НОД Рассказывание сказки «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

НОД Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса»

НОД Рассказывание сказки «Сказка бо умном мышонке»

НОД Пересказ «Петушок и бобовое зернышко» НОД. Пересказ сказки «Колобок».

НОД. Лепка «Колобок».

НОД. Аппликация «Избушка лубяная и ледяная» Работа детей с раскрасками на тему «Сказки».

Чтение сказок в детском саду Беседы по содержанию.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Дидактические игры:

  • «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой»,

«Из какой сказки фраза», «Назови сказку, где есть…».

  • «Будьте внимательны и найдите ошибки»

  • «Кто лишний»
  • «Кого не хватает?»
  • «Из какой сказки фраза?»
  • «Какие сказки

перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)

  • «Придумаем новое название, окончание сказки»
  • «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
  • «Какая сказка спряталась?» (на картинке

изображены кусты, из-за которых торчат

только части животных, например хвосты)

  • «Попробуй на вкус»
  • «Узнай по контуру»
  • «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
  • «Сложи из частей»
  • «Кто-кто в теремочке живёт?»
  • «Отгадай сказку по отрывку»
  • «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
  • «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
  • «Назови ласково»
  • «Есть или нет»
  • «Подбери рифму»

3.

Обобщающе-

результативный этап

  • Усвоение ребенком добродетели, на- правленность и открытость его к добру.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со

взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

  • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Воспитание чувства патриотизма,

потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

01.05-

31.05.2021г.

4.

Презентация проекта

  • Викторина «По дорогам сказок»
  • Презентовать        альбомы        «Мы        сочиняем

май

сказки»,        «Мы        сочиняем        загадки»        перед

сверстниками в других группах.

Нами был разработан перспективный план, ход мероприятий. Для занятий в свободной деятельности составлен план «Уроки добра», изготовлены дидактические игры:

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

  • Подвижная игра «Мыльные пузыри»
  • Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
  • Подвижная игра «Сноп и колос»
  • Подвижная игра с мячом

«Съедобное - несъедобное»

  • Пантомима.

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-

ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями.

2.

«Социально- личностное развитие»

ситуативные разговоры:

Из чего сделано? Что сначала, что потом?

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Игровая образовательная ситуация

«Путешествие Колобка».

3.

«Познава- тельно-речевое развитие»

Просмотр

мультфильмов(мультимедийная технология):

«Заяц и ёж»

«Зимовье зверей »

«Волк и семеро козлят».

«Теремок».

«Заюшкина избушка»

«Кот, петух и лиса»

«Маша и медведь»

Чтение художественной литературы:

«Пых»

«Козлятки и волк»

«Заяц и ёж»

«Зимовье зверей »

«Волк и семеро козлят».

«Теремок».

«Заюшкина избушка»

«Кот, петух и лиса»

«Два жадных медвежонка"

«Волшебный сундучок бабушки Арины»

«Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

«Снегурушка и лиса»

«Сказка об умном мышонке»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Жихарка»

Взаимодействие с родителями

Содержание деятельности

Практические материалы

Познакомить родителей с планом

проведения работы по проекту

План схема по реализации проекта

Формирование семейных ценностей:

Акция «Мама, почитай!»

Фотоотчет по акции.

Консультации для родителей,

индивидуальные беседы

«Значение сказок в жизни ребенка»

«Что и как читать ребенку дома»

Информационные стенды-передвижки

«Учите вместе с нами»

«Что мы сегодня читали»

Привлечь родителей к изготовлению ширмы для театра,

Изготовление книжек-малышек, старые сказки на новый лад (словотворчество совместно с детьми)

Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки». Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам Изготовление декораций к сказкам,

костюмов сказочных героев, атрибутов.

Сценарий группового праздника –сказка на новый лад «Волк и семеро козлят»

Оформление «Уголка книги» Оформление книжек-сказок с фотоиллюстрациями детей

Семейный проект «Наши любимые сказки» с использованием бросового и природного материала

Организация праздника «В гостях у

сказки»

Презентация книжного уголка

Мастер-класс: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного

возраста»

Демонстрация разнообразных пальчиковых игр и упражнений.

Риски и пути преодоления

Неосознанность некоторыми родителями важности данной проблем

  •         Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
  • Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
  • Совместное участие родителей и детей в них.
  • Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
  • Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок, где добро побеждает зло).

Выводы

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в

нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам. Проектный метод развивает познавательный интерес к

различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Таким образом, осуществляя, работу по проекту мне удалось: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных переживаниях, которые соответствуют этому понятию; обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей; создать благоприятную психологическую атмосферу в детском

коллективе;наладить дружеские отношения между детьми.

Считаю, апробированный мной опыт работы можно использовать для решения проблем в развитии эмоциональной сферы детей, а также для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты, Не хватает тепла, не хватает людской доброты. Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

www.mon.gov.ru Официальный ресурс Министерства образования и науки РФ www.edu.ru Федеральный портал "Российское образование"

window.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации

edu- "Российское образование"

rost.ru/projects- Национальный проект "Образование".

Материально-технические ресурсы: Материально-техническое обеспечение:

  1. Помещения для занятий.
  2. Современные технические средства обучения.
  3. Музыкальные инструменты.
  4. Спортивный инвентарь.
  5. Тренажеры. 6. Игры и игрушки… Литература
  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова.

- 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

  1. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  2. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  3. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008
  4. Л.Н. Елисеева Книга для чтения в детском саду от2 до 5 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебная страна сказок"

Проект "Волшебная страна сказок" исследовательско-творческий, долгосрочный для детей средней группы...

Творческий проект "Волшебный мир сказок"

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого ...

творческий проект "Волшебный мир сказок в. Сутеева" для детей средней группы детского сада

творческий проект для детей средней группы "Волшебный мир сказок В. Сутеева"...

Проект " Волшебный мир сказок Корнея Чуковского"

  Работа направлена на приобщение детей к чтению художественной литературы, в процессе знакомства с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.  Литературные произведения К.И.Чуковского сопро...

Педагогический проект : «Волшебный сундучок сказок!»

Краткоросчный педагогический проект в младшей группе....

Образовательный проект "Волшебный мир сказок Пушкина"

- Познакомить детей подготовительной к школе группы со сказками Пушкина.- Создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.- Содействие гармонизации ...

Педагогический проект.Волшебный мир сказок К.И. Чуковского.

Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Познакомить детей с жизнью и творчеством к. и. Чуковского....