Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!"
план-конспект занятия по художественной литературе
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unylaya_pora.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
Тема: А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!"
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ.
2. Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.
3. Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.
Оборудование: аудиозапись – музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»; иллюстрация «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».
Ход занятия:
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень:
«Всем привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Основная часть.
Воспитатель: выразительно читаю стихотворение А.С. Пушкина «Осень»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угроз.
Обращаю внимание на красоту поэтического выражения, затем спрашиваю, о каком времени года идёт речь в стихотворении.
Воспитатель. Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? (ответы детей). После какого времени года наступает осень? Посмотрите, ребята на эти картинки, что общее на них увидели? (иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»). Да, их объединяет одно время года – Осень, в разные периоды.
- Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как начиналась осень.
(работа по демонстрационной картине «Ранняя осень»).
Идёт обсуждение картины по следующим вопросам:
- Каким был лес вначале осени?
- Что подсказывает вам, что осень наступила?
- Какими дарами щедра ранняя осень?
- Вспомните дары леса, сада, огорода?
(Ответы детей с использованием моделей.)
- Как одевались люди в начале осени? Почему?
Воспитатель: Ранняя осень, так мы называем 1 период осени.
Воспитатель: (работа по демонстрационной картине «Золотая осень).
- Как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей)
- Это самая красивая пора осени. Это время года любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы сочиняют музыку. И этот период называется – Золотая осень.
Воспитатель читает стихотворение об осени Е. Трутневой «ОСЕНЬ»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать самим стихи об осени.
(3 – 4 ребёнка читают стихи про осень).
Воспитатель: Вспомните, дети, когда мы с вами гуляли, под ногами у нас лежал, словно золотой ковёр из листьев. Мы подбрасывали листочки вверх, и они нас осыпали словно золотом. А когда дул ветер, то он сдувал с деревьев листья и они, кружась, подали на землю. И это явление называется: листопад.
– А почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают?
Ответы детей.
Воспитатель: читаю стихотворение И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: (свободное построение – «Игра с листочками» - ритмопластика.)
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим листопад. Возьмите в руки листочки. Пусть каждый из вас на минутку станет ярким осенним листком, который, медленно, красиво и плавно кружась, опускается на землю.
(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь».- дети кружатся под музыку.)
Воспитатель: А как сейчас выглядят наши леса, сады, поля, огороды? (Демонстрационная картина «Поздняя осень»)
Идёт обсуждение. (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно. Иногда даже идёт снег. Многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы все улетели.)
- Наступил последний (третий) период осени.
-Как называется этот период осени? (Поздняя осень.)
- 3 месяца – 3 периода
СЕНТЯБРЬ – роспись леса начинает;
ОКТЯБРЬ – золотом деревья покрывает;
НОЯБРЬ – краски леса уберёт, все цвета вокруг сотрёт.
-Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним о жизни наших зверей осенью? ( Ответы детей с использованием моделей: шерсть животных становится гуще, меняется её окраска, какие звери заготавливают корм на зиму, кто из зверей устроился на зимнюю спячку.)
Заключительная часть.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени.
Осенью погода изменчивая, непредсказуемая, говорят: «Весна да осень, на дню погод восемь». Почему так говорят?
Проводится игра
«Осень – это хорошо, осень – это плохо»
Дождь- плохо
Слякоть –плохо
Листья золотые - хорошо
Богатый урожай овощей – хорошо
Резкий, холодный ветер – плохо
Богатый урожай грибов – хорошо и т. д.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем «спасибо» - прекрасному времени года – Осени!
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас,
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Заучивание стихотворения"Унылая пора! Очей очарованье!" А. С. Пушкин с использованием мнемотаблиц.
Конспект занятия составлен для подготовительной группы.Преднаначен для формирования у детей навыка выразительного чтения стихов, для заучивания наизусть при помощи мнемотаблиц.Развивает эстетиче...
Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Унылая пора! Очей очарованье!»
Цель. Продолжать формировать эмоциональный отклик на произведение искусства....
Конспект игрового занятия «Унылая пора очей очарованье» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект игрового занятия «Унылая пора очей очарованье» с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект комплексного занятия по развитию речи. Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!» А.С. Пушкин.» Заучивание стихотворения для подготовительной группы детского сада,
Програмное содержание: • Продолжать формировать у детей навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть.• Словарь: прилагательные и сравнения как средства выразительности в ...
Мнемотаблица для заучивания А. С. Пушкина "Унылая пора, очей очарованье"
Когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциат...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Унылая пора, очей очарованье» для детей старшей группы
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитиюна тему «Унылая пора, очей очарованье»для детей старшей группы...