«Что за чудо эти сказки!»
проект по художественной литературе (младшая группа)

Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок. Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников: К.И. Чуковского, С. Михалкова. Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр би-ба-бо) в самостоятельной деятельности. Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас. Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности. Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kvest_proekt.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей младшего дошкольного возраста

«Что за чудо эти сказки!»

    Подготовила воспитатель Мартынюк Лариса Митрофановна

                                                                                 

Участники дети 2 младшей группы №12 «Сказка»

г.о. Лобня

2024 г.

Время реализации проекта: 2 недели (25.03.2024 г. – 05.04.2024 г)

Актуальность проекта.

Основным средством формирования познавательных способностей, мы выбрали сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте

Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

«Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В. А. Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В. А. Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 Цель: используя сказку, способствовать развитию познавательных способностей, творческой активности, формировать умение логически мыслить, решать интеллектуальные задачи.

Задачи.

Образовательные:

- закрепить у детей знания русских народных и авторских сказок, их героев, умение узнавать сказку по заданию. 

Развивающие:

- развивать: интерес к устному народному творчеству, умение отвечать на вопросы,

-развивать память, мышление, воображение;

- активизировать словарь детей. 

Развивать и активизировать в речи детей название знакомых сказок, имена сказочных героев, образных выражений, сравнений; учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок по описанию. Развивать интонационную выразительность речи детей, память, мыслительные операции.                                           

Воспитательные:

- воспитывать вежливость и доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции. 

Ожидаемый результат:

Для детей: Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок. Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников: К.И. Чуковского, С. Михалкова. Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр би-ба-бо) в самостоятельной деятельности. Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас. Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности. Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.

Для родителей: родители станут активными участниками образовательного процесса. У родителей появляется интерес к участию в творческих проектах группы. Повыситься уровень знаний и умений по теме проекта.

Для педагогов: повышение профессиональной компетенции в области организации проектной деятельности дошкольников. Обогатиться предметно – пространственная среда.

Этапы проведения проекта:

1 этап. Подготовительный

1. Подготовка материала для реализации проекта: подбор методической, справочной, художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме; подготовка материалов для продуктивной деятельности; подбор материалов, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

2. Информирование родителей о предстоящей деятельности размещение консультаций, рекомендаций.

2 этап. Основной.

1. Реализация первого этапа через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми.

2. Проведение бесед познавательного характера, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, самостоятельные игры в центрах активности.

Образовательная деятельность в не занятий:

 Слушаем сказку. Чтение детям Русских народных сказок и авторских «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Теремок», «Федорино горе» К.Чуковский.

Цель: знакомить детей с устным народным творчеством на примере русских народных сказок. развивать внимание, речь, память, фантазию, мышление, прививать любовь к художественной литературе, развивать умение слушать и слышать.

  Смотрим сказку. Просмотр мультфильмов по прочитанным сказкам.

 Дети лучше воспринимают сказки, когда рассматривают иллюстрации и смотрят мультфильмы по сказкам которые им уже прочитали.

Цель: развивать у детей желание помогать сказочным персонажем. Воспитывать интерес к сказкам. Воспитывать смелость находчивость, вежливость. Воспитывать чувство сопереживания героям художественных произведений. Формировать умение сопереживать героям, создать радостное настроение от увиденного. 

  Рассказываем сказку.

Пальчиковый театр «Репка» 

Цель: закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Совершенствовать мелкую моторику, развивать внимание детей, слушать речь взрослого и понимать содержание в соответствии с ним. Воспитывать любовь к фольклору, доброту и заботу о близких, помогать рассказывать знакомые сказки.

  Играем в сказку 

Дидактическая игра «Составь сказку по картинке!» Цель: продолжать учить детей называть действия, которые совершают сказочные герои, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Дидактическая игра: «Сложи картинку и отгадай сказку» Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» Цель: закреплять знания детей о сказочных героях, развивать усидчивость, терпение

 Рисуем сказку. Групповая, индивидуальная и самостоятельная работа по ИЗО:

Раскраски по теме «Герои сказок»Цель: развивать чувство цвета, развивать умение закрашивать не выходя за контур рисунка, развивать мелкую моторику, усидчивость, умение доводить работу до конца.

Дети любят рисовать сказочных героев, в этом возрасте лучше всего получается колобок. Каждый ребёнок дал свои эмоции герою.

Любимый герой-разные эмоции!

Отгадываем сказку.

Загадки способствуют умственному развитию, поэтому мы часто используем загадки на занятиях. В данный момент это загадки по сказкам.

Цель: выявить у детей знания русских народных сказок., умение узнавать сказки по отрывкам и описанию. Активизировать речь детей.

Показываем сказку. Театрализованные игры и представления:

Когда детям сказка очень хорошо знакома, мы можем изобразить театральную деятельность. Детям очень интересно изображать героев сказок. Особенно интересно наблюдать, как куклы оживают у них на руке.

Цель: закреплять знание детей о содержании русских народных сказок и героев сказок. Формировать умение сопереживать героям, создать радостное настроение от увиденного. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных, развитие эмоциональной сферы ребенка, активизировать внимания, преодоление страхов, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Использование сказки в работе с родителями.

 Беседы с родителями о роли сказки для детей. Так же для родителей была подготовлена консультация о роли сказки в развитии и воспитании ребёнка.

 Домашняя работа. Дома родители читали сказки детям, рисовали сказочных героев, присылали фото с рисунками и приносили рисунки.

 Итоговое занятие

Игра-квест во второй младшей группе
«Что за чудо эти сказки!»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи.

Образовательные:

- закрепить у детей знания русских народных и авторских сказок, их героев, умение узнавать сказку по заданию. 

Совершенствовать умение детей узнавать и называть сказки по литературным фрагментам, загадкам, иллюстрациям, ключевым словам.  Закрепить умение детей строить простые предложенияиспользуя описательные прилагательные.

Развивающие:

- развивать: интерес к устному народному творчеству, умение отвечать на вопросы, память, мышление, воображение;

- активизировать словарь детей. 

Воспитательные:

- воспитывать вежливость и доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парами, подгруппами.

Предварительная работа: в течение года знакомство с русскими народными и авторскими сказками К.И.Чуковского, беседы по содержанию, рассматривание книжных иллюстраций, театрализация русских народных сказок, стихов – диалогов, дидактические игры, загадки. 

 Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и чтение русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Словарная работа: слова – определения о лисичке, названия русских народных сказок и их героев, название сказок К. И. Чуковского. 

активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные), действия (глаголы).

Средства и оборудование: телевизор и картинки с вопросами по сказкам,игрушки театр бибабо (сова, колобок, лисичка, баба Яга, бабушка Федора); книги с  русскими народными сказками, разрезанная картинка «Сказка» на 6 частей, дидактическая игра «Кто в сказке живет?», «Угадай по тени», книга сказок К.И. Чуковского, пазлы посуда, избушка бабы яги, мяч, краски, свеча, лист бумаги на каждого ребёнка.

Ход квест-игры 

Воспитатель: посмотрите, дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: (вместе с воспитателем здороваются) «Здравствуйте!».

-Мы все за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг – улыбнёмся всем вокруг.

Ребята, вы любите сказки? А вы знаете их? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм»).

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- В какой сказке кот спасал петушка?

- Кто нес корзинку с пирожками бабушке?

Воспитатель: вы слышите, кто-то плачет? Это же Тётушка Сова! Что у тебя случилось, Сова? Расскажи нам.

Тётушка Сова: Я собирала картинку сказки из кусочков, но тут налетел сильный ветер и все кусочки разлетелись. Я даже не знаю, какая там была сказка нарисована! (Плачет). У меня один кусочек только и остался.

Воспитатель: не плачь, Тётушка Сова! Ребята тебе помогут! Поможем сове? Что же надо сделать? (Найти кусочки картинки.)

Воспитатель: Давайте сначала Сову успокоим, развеселим. Расскажем ей потешку.

(Дети по ролям читают потешку «Ах ты, совушка-сова! Ты, большая голова! Ты на дереве сидела, головою ты вертела- во траву свалилася, в яму покатилася!»

Воспитатель: вот сова перестала плакать. А куда улетели твои кусочки от картинки?

Сова: В сказку…

Воспитатель: Ребята, как же нам в сказку попасть? Сиди, Сова, жди нас. А мы сейчас произнесем волшебные слова и попадем в сказку.

С нами в круг становись,
Крепче за руки берись.
Дружно скажем 1, 2, 3,
В лес волшебный попади!

Дети идут по узкой дорожке, сохраняя равновесие (перед ними 2 дорожки разной ширины) и приходят к Лисичке.

Воспитатель: здравствуй, Лисичка! Слышала ты, какое несчастье с Тётушкой Совой случилось? Не знаешь ли чего?

Лисичка: знаю, конечно. И кусочек картинки у меня есть. Но вам я могу его отдать, если задание мое выполните!

Воспитатель: выполним, ребята? Спрашивай, Лисичка!

1. «Угадай по описанию» (злой, серый, зубастый – волк; маленькая, пучеглазая, зелёная, скользкая – лягушка; пушистый, трусливый, длинноухий – заяц).

2. «Расскажите, какая» – какая мышка (маленькая, серенькая, быстрая, юркая); какой мишка (большой, косолапый, лохматый).

3. А как в сказках называют зверюшек? Дети договаривают: Мышка…(норушка), Лягушка…, Зайчик…, Лисичка..., Волчок…, Медведь…

4. Теперь попробуйте угадать сказку по картинке. (Дидактическая игра «Угадай по тени»)

Лисичка: хорошо, знаете. Скажите, а я-то какая?

Дети: Рыжая, пушистая, хитрая, плутовка, краса, сестричка.

Лисичка: ах, как много слов вы про меня знаете! Мне очень приятно! Так и быть – вот ваша картинка. Только другой кусочек вы ни за что не найдете!

Воспитатель: почему?

Лисичка: А я слышала, что еще 1кусочек нашла Баба Яга! Не боитесь к ней идти?

Воспитатель и Дети: нет, не боимся. Сову жалко, надо ей помочь!

Лисичка: Баба Яга спряталась в своем домике на курьих ножках.

Воспитатель: где же ее домик?  В густом непроходимом лесу. Чтобы добраться до него нужно пройти через болото, перепрыгивая с кочки на кочку. Нужно наклониться пониже, спрятать голову руками, чтобы колючие ветки не поцарапали лицо. (дети повторяют движения за воспитателем)

Дети находят в группе домик Бабы Яги.

Баба Яга: вот кто ко мне пришел. А мне сорока уже рассказала, кто по нашему волшебному лесу ходит, да кусочки картинки ищет. Только я вам свой кусочек не отдам!

Воспитатель: Ребята, давайте попросим Бабу Ягу.

Дети: Баба Яга, отдай, пожалуйста, а то Сова плачет, целую картинку собрать не может.

Баба Ягану ладно! Только задание у меня сложное-сложное! Герои одной сказки не могут найти своё место, помогите им и скажите из какой они сказки.

(на мольберте три стула разной величины и три медведя, нужно посадить медведей на свой стул)

Дети выполняют задание и называют сказку «Три медведя»

Баба Яга: Смотрите-ка, справились с заданием. Придется отдать вам кусочек.

А еще один кусочек картинки я у колобка видела, он под елочку покатился.

Воспитатель: Давайте Колобка искать.

Дети под елочкой находят Колобка.

Воспитатель и дети: здравствуй, Колобок! Не видел ли ты кусочки от картинки?

Колобок: видел, видел, как они по лесу разлетелись! Только один и сумел поймать.

Воспитатель: Отдай нам, пожалуйста, этот кусочек – мы Сове помогаем целую картинку собрать.

Колобок: А вы моё задание выполните? Я покажу вам картинки, а вам нужно ответить на вопросы (кто лишний на картинке?  И т.д. Картинки включают на телевизоре)

Дети выполняют задание.

Колобок: спасибо! Вот ваш кусочек.

Воспитатель и Дети: спасибо тебе, Колобок.

Воспитатель: где же нам искать последний кусочек?

Колобок: тут Федора мимо проходила, так у нее в корыте какой-то кусочек лежал в корыте. Сходите к ней, спросите.

Воспитатель и Дети: спасибо! Только где ее искать?

Колобок: она в огород пошла.

Дети  находят Федору.

Воспитатель и Дети: здравствуй, Федора Егоровна! Нет ли у тебя кусочка от картинки?

Федора: Есть. Я отдам его вам, если вы мне поможете. Вы знаете, из какой я сказки? А может знаете кто мою сказку придумал? Правильно, Корней Иванович Чуковский. Помните какое горе со мной приключилось?

Дети (посуда убежала и разбилась)

Федора: помогите мне пожалуйста мою посуду собрать.

(Дети собирают пазлы посуду)

 Федора: молодцы! Вот вам ваш кусочек!

Воспитатель: Все кусочки собрали. Теперь пора в детский сад возвращаться.

С нами в круг становись,
Крепче за руки берись.
Дружно скажем 1, 2, 3,
В детский садик попади!

Воспитатель: ребята, вот мы и вернулись в детский сад! А здесь нас ждёт сюрприз. Посмотрите на столе у вас белые листочки, давайте возьмём кисточки и раскрасим эти листочки в разные цвета. (на листы бумаги заранее нанесено свечкой изображение весёлого смайлика) дети раскрашивают и изображение проявляется.

Воспитатель: кто появился на листочках?

Дети: весёлый колобок!

Воспитатель: теперь мы можем отправиться к Сове, она уже нас заждалась.

Дети несут кусочки Тётушке Сове и собирают картинку- эмблему своей группы «Сказка».

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Где вы были? Кому помогали? Кого в сказке встретили? А Тётушка Сова вам «Спасибо» говорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей "Что за чудо эти сказки"

совместное мероприятие логопеда и родителей по теме "Сказка"...

Что за чудо эти сказки

Духовно-нравственный проект для детей среднего дошкольного  возраста. (среднесрочный)...

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Что за чудо - эти сказки" ( по сказкам А.С. Пушкина)

На данном интегрированном занятии ( познание, коммуникация, хужожественное творчество) дети знакомятся с детскими годами жизни А.С. Пушкина, ещё раз вспоминают о его творчестве. Можно использовать как...

Викторина "Что за чудо эти сказки"

Учить детей использовать свои знания о внешнем виде, признаках предмета при составлении загадок.Формировать умение понимать значение фразеологизмов, образных выражений, использовать их в речи.Закрепит...

Литературная викторина «Что за чудо эти сказки!»

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ По образовательной области «Чтение художественной литературы» Литературная викторина «Что за чудо эти сказки!»...

Конспект спортивного развлечения по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»

Спортивное развлечение по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»...