Буктрейлер - технология медиапроектирования с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
учебно-методический материал по художественной литературе

Лацинник Виктория Александровна

Актуальность опыта связана с тем, что в последние годы заметно изменился (резко понизился) статус чтения. Стали совсем другими способы работы с печатным текстом, изменился перечень привлекательных для чтения детей книг, поменялись мотивы и стимулы чтения, а главное, изменилось отношение к чтению. «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Круг возможностей обучающихся можно существенно расширить, используя информационные технологии и приобщение к чтению путем создания видеороликов-буктрейлеров по сюжетам художественных произведений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буктрейлер – технология
медиапроектирования с детьми
дошкольного возраста при
ознакомлении с художественной
литературой

Актуальность опыта связана с тем, что в последние годы заметно изменился (резко понизился) статус чтения. Стали совсем другими способы работы с печатным текстом, изменился перечень привлекательных для чтения детей книг, поменялись мотивы и стимулы чтения, а главное, изменилось отношение к чтению. «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Круг возможностей обучающихся можно существенно расширить, используя информационные технологии и приобщение к чтению путем создания видеороликов-буктрейлеров по сюжетам художественных произведений.

Таким образом, возникло реальное противоречие:

-между потребностью в развитии у дошкольников интереса к чтению художественной литературы и низким уровнем сформированных традиций семейного чтения в семьях воспитанников;

-между наличием большого видового разнообразия книг для детей и их разнообразием по содержанию и «применению» и отсутствием в семьях системности в отборе книг именно для чтения детям, а не игр с книгами;

-между необходимостью координации воспитательной деятельности дошкольных учреждений и семьи в развитии дошкольников как юных читателей и отсутствием технологии организации этого процесса.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации системной работы с детьми и их родителями по повышению интереса у дошкольников к чтению художественной литературы посредством использования технологии буктрейлер.

Цель: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи:

- внедрить в педагогическую практику буктрейлер – технологию (видеоролик) для популяризации чтения художественной литературы в семьях воспитанников;

- повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;

- развивать у детей старшего дошкольного возраста умение договариваться о совместной деятельности и ее конечном продукте, распределять обязанности между собой, умение работать в команде;

- установить взаимодействие с городской библиотекой, расширить возможности доступа к книге у педагогов, родителей, детей;

- обучить родителей обучающихся алгоритму снятия видеоролика и размещению его в сети Интернет.

Буктрейлер -это небольшой видеоролик (длительностью до 3 минут),

рассказывающий в художественной форме о какой -либо книге.

  • При  создании буктрейлеров следует учитывать простые общие принципы: Общий интервал времени 1-3 минуты
  • Единообразие иллюстраций
  • Ролик должен цеплять и интриговать
  • Акцент на качество и простоту
  • Шрифт в титрах должен быть разборчивым.

Чтобы понять, какие истории считаются увлекательными для ребят дошкольного возраста, в группе мы провели «День любимой книги». На этом этапе проводится интервьюирование детей, в процессе которого они в свободной форме выражают свои предпочтения, размышляют о пользе чтения.

На следующем обсуждении педагогом ставится вопрос: а как же можно привлечь тех, кто не любит читать.

Таким образом, диалог переходит в сферу рекламы, рекламных роликов. Важно незаметно подтолкнуть детей к мысли о том, что книги тоже можно рекламировать. Пусть это будет их идея. И затем уже показать примеры буктрейлера  и познакомить с принципом их создания. Мы делаем рекламу для тех, кто не любит читать, или не знает о существовании хороших книжек. К тому же, ролики будут загружены в интернет, и их смогут увидеть множество людей.

Заключительная часть подготовительного этапа - непосредственно выбор книги. Это может быть небольшая, но очень увлекательная история, которую выберут дети. Прочитать её нужно вместе со всей группой.

Следующий второй этап - самый увлекательный. Именно здесь ребята на практике знакомятся с технологией создания видеоролика. Непосредственно процесс съёмки настолько многогранен, что каждому ребёнку найдётся своя роль. Обсуждение сценария, то есть работа сценаристом даёт возможность ребятам высказать своё мнение, создать свой волшебный мир. Работа оператора подходит для ответственных и вдумчивых. Кроме того, каждый может почувствовать себя самым настоящим актёром, и даже, самый стеснительный, с удовольствием работает над итоговой озвучкой почти готового фильма. Далее эту работа представлена по пунктам.

Сценарий.

Возникновение интереса к книге очень легко выяснить в процессе работы продолжить работу, будет размышлять и фантазировать. Перед тем, как начать разрабатывать сценарий, необходимо определиться, какой именно ролик вы будете снимать.

По визуальному ряду буктрейлеры можно разделить на:

- игровые (мини фильм по книге);

- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)

- анимационные (мультфильм по книге).

Любой из предложенных вариантов подходит для работы с детьми, но на создание анимационного времени уйдёт очень много времени, а подборка слайдов и фотографий, это больше работа для взрослого. Поэтому оптимальный вариант – игровой буктрейлер. Немаловажно определить, каким будет ролик по содержанию. Делятся они на:

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

В работе с детьми удобно использовать первый и второй вариант, при этом возможны их сочетания. Кроме того, если есть возможность, и по книге, сценарий по которой вы создаёте снято кино или мультфильм, для привлечения детского внимания можно вставить узнаваемый фрагмент.

Повествовательный буктрейлер представляет собой театрализацию книги. Это либо клип по краткому содержанию, либо проработка одной из заглавных сцен. Тут ребята с удовольствием воплощаются в любимых героев, работают над созданием декораций и костюмов. Сценарий в этом случае линейный, при работе над ним ребята учатся составлять краткое содержание знакомого текста, вычленять главные события. Например, сейчас мы посмотрим буктрейлер по книге Сессила Джосли «Храбрый слоненок».

Атмосферный буктрейлер помогает детям выразить свои эмоции после прочтения книги. Происходит двойное погружение:  настроение, созданное книгой, проговаривается, после проигрывается.

Распределение ролей

После того, как написан сценарий и перед распределением ролей можно устроить весёлые видео пробы. Пусть ребята дома, при помощи родителей приготовят выступление и попробуют на камеру проявить свои актёрские таланты. Можно заранее продумать различные ситуации, и предложить детям их сыграть. Например: ты радуешься дождику, встреча с любимым другом. Такие упражнения очень помогают детям раскрепоститься. Желающих сняться в ролике будет много, поэтому в сценарий обязательно можно включать и массовые сцены.

3 Организация съёмки

Современная техника достаточно проста в эксплуатации, и снимать видео при помощи фотоаппарата, видеокамеры или смарфона ребёнку не сложно. Единственное условие – использовать штатив. Педагог вместе с детьми выбирает угол съёмки (если снимается длительный отрезок, лучше снимать с двух точек). Необходимо договорится про слово-сигнал, которым оператор объявляет начало съёмки. Например «Мотор».

4 Монтаж

Если есть возможность, можно подключить компьютер в проектору и показать детям, как происходит процесс монтажа: обрезка и соединение кадров, добавление титров и переходов. Это не только познакомит ребят с технологией монтажа, но и придаст ощущение полной причастности ко всему созданию ролика.

Где брать бесплатные видео для буктрейлеров вы видите на экране:

Их не читать!

Pixabay — фото, видео и музыка.

Mixkit — видео, музыка, эффекты.

Videvo — видео, графические и звуковые эффекты, музыка.

CuteStockFootage — видео, графические эффекты, обои.

Videezy — обои и видео.

Splitshire — видео.

Pexels — фото и видео. Beachfront B-Roll — видео.

Stock Footage for Free — видео.

Vidsplay — видео.

Life of Vids — видео.

Coverr — видео.

Distill Beta — видео.

X Stock Video — видео

Это читаем: И наше самое любимое и популярное приложение Иншот, чаще всего мы используем именно его для создания роликов.

4 Озвучивание

Производить озвучивание желательно при помощи микрофона, тогда звук будет чище. Заранее продуманный текст лучше разбивать на маленькие кусочки, так детям будет проще его произнести. Можно выбрать одного диктора, а можно дать возможность попробовать себя всем желающим. Очень интересно звучит ролик, озвученный разными детскими голосами.

Итоговый этап.

Совместный просмотр буктрейлера. Также родителям даётся мастер класс по созданию таких роликов. Очень хорошо, если в процессе создания буктрейлера велась видеосъёмка рабочих моментов, такой мини фильм поможет замотивировать родителей на совместное творчество с детьми. Основная мысль итоговой встречи заключается в том, что метод создания ролика уже способствует развитию интереса к художественной литературе. Меняет отношение ребёнка к книге через работу над её содержанием и смыслом. Кроме того, создание буктрейлера способствует развитию у ребёнка не только интереса к книге, происходит развитие личностных качеств, таких как:

-ответственность

-умение работать в команде

-развитие творческой активности.

Предлагаем вашему вниманию одни из проектов:

Буктрейлер к книге «Цветик-семицветик» В.Катаева

С буктрейлерами которые вы увидели сегодня в 2022 году мы участвовали в конкурсе и заняли призовые места.

Использование новой формы работы способствует развитию интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги). Деятельность по созданию буктрейлера интересная ребенку, является сильным мотивом, способствующим активному развитию личности дошкольника и формирует интерес к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"

Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"...

"Выстраивание взаимодействия с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"

Статья предназначается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и владеющих ТРИЗ-технологией....

НОД с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание детям сказки "Два жадных медвежонка"

Цель данной непосредственной образовательной деятельности способствовать эмоциональному восприятию сказки, развивать умение оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку, помочь усв...