"Выстраивание взаимодействия с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"
статья по художественной литературе на тему
Статья предназначается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и владеющих ТРИЗ-технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сурменева Н.Н. МБДОУ «ЦРР- детский сад № 42 «Светлячок»
Обучение детей 4-5 лет выявлению минимальной модели составления сказки
При знакомстве детей с художественной литературой мы решили использовать средства ТРИЗ-технологии для более успешного решения задач данного раздела Программы.
Образовательную деятельность по ОХЛ мы строим по системному оператору.
Системный оператор.
Устная передача (из уст в уста) реальных историй. | Над. С. В книге, мультфильме, фильме (кино), на диске, кассете, на плакате, на схеме ит. д. | В книге, авторском альбоме, которую сочиняем сами (изменяем героев, время, место действия, Волшебники). |
П.С. Разные жизненные ситуации. Например: ребенок оказался один в лесу (пропадали дети). | С. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Игра «Что в круге?», «Что это может быть?», «Да - нет», «Я - кто?». Составление загадалок, «Что лишнее?», «Эта ситуация из какого мира?», Обработка А. Афанасьева. | Б.С. Сказка «Гуси-лебеди» на новый лад. Игры: «Сказка наоборот», «Придумай новую сказку». Авторская сказка детей. |
Под. С Герои реальные, их желания, действия. | Под.С. Герои: мать, отец, дочка, сын, баба-яга, гуси-лебеди, печка, яблоня, речка. Игры: «Где живет?», «Что делает?», «Какой герой?», «Я назову действия, а вы угадаете героя», «Я назову героя, а вы - его действия», «Назови по-другому», «Найди героя», «Угадай по описанию» и т. д. Зачин, основная часть или главное дело сказки, концовка или окончание сказки. |
|
К каждому экрану СО нами подобраны и разработаны соответствующие игры. Для определения системы мы используем следующие игры:
«Эта ситуация из какого мира?»;
«Что в круге?»;
«Что это может быть?»;
«Сказочный светофор»;
«Да - нет»;
«Разложи лепесточки цветка»;
«Дорисуй, что я задумала»;
«Найди героя»;
«Зарисуй сказку схемами».
Для определения надсистемы берем такие игры, как.
«Каждому свой дом»;
«Где живет?»;
«Раз, два, три, ко мне беги!»;
«Где спрятался?».
Для определения подсистемы играем в игры:
Я назову героя, а вы - его действия»;
«Я назову действия, а вы угадайте героя»;
«Какой герой?»;
«Угадай настроение»;
«Что умеет делать?»;
«Узнай по голосу героя сказки»;
«Назови слова, с которых начинается сказка»;
«Назови слова которыми заканчивается сказка».
В настоящий период времени мы активно занимались характеристикой героев сказок. Проанализировав игры и упражнения, необходимые для решения вышеуказанной задачи, мы составили свою классификацию игр.
1. Место и время действия одно - сказок много.
1. «Эта ситуация из какого мира?». Цель: учить детей классифицировать ситуации по принадлежности к реальному или фантастическому миру.
2. «Необычное время» (К.Л.). Цель: учить детей определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить видоизменять текст в зависимости от смены времени действия.
3. «Поможем герою сказки». Цель: учить детей самостоятельно пользоваться приемом обратного времени при решении проблемных ситуаций.
4. «Необычное место». Цель: учить детей обозначать места, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены действия.
5. «Каждому свой дом» (К.Л.). Цель: учить детей находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.
II. Герой один - сказок много.
1. «Угадай по описанию». Цель: учить детей по описанию определять героя (объект).
2. «Цепочка». Цель учить детей выделять у объекта значения признаков.
3. «Угадай героя». Цель: учить детей сужать поле поиска путем выяснения признаков неизвестного героя литературного произведения
4. «Закодируй сказку». Цель: учить детей схематическому изображению героев по заданному признаку.
5. «Герой один - сказок много». Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку.
6. «Перечисли действия героев». Цель: учить детей проводить аналогии одинаковости действий героев разных сказок. Тренировка памяти.
7. «Дразнилка», «Доскажи словечко». Цель: учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.
8. «Черта характера или свойство» (К.Л.). Цель: учить детей определять черту характера или свойство литературного героя. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.
9. «Узнай, кто пришел». Цель: учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций
10. «Замени героя в сказке». Цель: побуждать детей рассказывать старую сказку с новым героем.
III. Предметы одни - сказок много
1. «Парад волшебников». Цель: закрепить знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.
2. «В гости к волшебникам». Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами разные предметы.
3. «Волшебные предметы и их хозяева». Цель: учить детей анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем.
4 «Позови джинна». Цель: учить находить в сказках примеры универсализации- специализации, изобретать волшебные предметы специального и универсального характера.
IV. Действие одно - сказок много.
1. «Я назову объект, а вы - его действия»
Цель: учить детей называть действия героя по линии развития сюжета.
2. «Закодируй сказку».
Цель: учить детей схематичному изображению героев и их действий.
3. «Перечисли действия героев».
Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного
героя.
4. «Что из этого может быть?».
Цель: учить детей делать предположения и предлагать варианты последующих
действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-679460-1680525881.jpg)
Календарный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой
художественная литература, планирование, старший дошкольный возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-765446-1471096641.jpg)
Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"
Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/15/picture-889918-1728973489.jpg)
НОД с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание детям сказки "Два жадных медвежонка"
Цель данной непосредственной образовательной деятельности способствовать эмоциональному восприятию сказки, развивать умение оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку, помочь усв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-661538-1524845900.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки "Гуси - Лебеди"
Знакомство с русскими народными сказками...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/08/picture-1423842-1694165951.jpg)
Картотека художественной литературы по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26254609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/15/picture-108265-1650007722.jpg)
Буктрейлер - технология медиапроектирования с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
Актуальность опыта связана с тем, что в последние годы заметно изменился (резко понизился) статус чтения. Стали совсем другими способы работы с печатным текстом, изменился перечень привлекательных для...