"Выстраивание взаимодействия с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"
статья по художественной литературе на тему
Статья предназначается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и владеющих ТРИЗ-технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сурменева Н.Н. МБДОУ «ЦРР- детский сад № 42 «Светлячок»
Обучение детей 4-5 лет выявлению минимальной модели составления сказки
При знакомстве детей с художественной литературой мы решили использовать средства ТРИЗ-технологии для более успешного решения задач данного раздела Программы.
Образовательную деятельность по ОХЛ мы строим по системному оператору.
Системный оператор.
Устная передача (из уст в уста) реальных историй. | Над. С. В книге, мультфильме, фильме (кино), на диске, кассете, на плакате, на схеме ит. д. | В книге, авторском альбоме, которую сочиняем сами (изменяем героев, время, место действия, Волшебники). |
П.С. Разные жизненные ситуации. Например: ребенок оказался один в лесу (пропадали дети). | С. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Игра «Что в круге?», «Что это может быть?», «Да - нет», «Я - кто?». Составление загадалок, «Что лишнее?», «Эта ситуация из какого мира?», Обработка А. Афанасьева. | Б.С. Сказка «Гуси-лебеди» на новый лад. Игры: «Сказка наоборот», «Придумай новую сказку». Авторская сказка детей. |
Под. С Герои реальные, их желания, действия. | Под.С. Герои: мать, отец, дочка, сын, баба-яга, гуси-лебеди, печка, яблоня, речка. Игры: «Где живет?», «Что делает?», «Какой герой?», «Я назову действия, а вы угадаете героя», «Я назову героя, а вы - его действия», «Назови по-другому», «Найди героя», «Угадай по описанию» и т. д. Зачин, основная часть или главное дело сказки, концовка или окончание сказки. |
|
К каждому экрану СО нами подобраны и разработаны соответствующие игры. Для определения системы мы используем следующие игры:
«Эта ситуация из какого мира?»;
«Что в круге?»;
«Что это может быть?»;
«Сказочный светофор»;
«Да - нет»;
«Разложи лепесточки цветка»;
«Дорисуй, что я задумала»;
«Найди героя»;
«Зарисуй сказку схемами».
Для определения надсистемы берем такие игры, как.
«Каждому свой дом»;
«Где живет?»;
«Раз, два, три, ко мне беги!»;
«Где спрятался?».
Для определения подсистемы играем в игры:
Я назову героя, а вы - его действия»;
«Я назову действия, а вы угадайте героя»;
«Какой герой?»;
«Угадай настроение»;
«Что умеет делать?»;
«Узнай по голосу героя сказки»;
«Назови слова, с которых начинается сказка»;
«Назови слова которыми заканчивается сказка».
В настоящий период времени мы активно занимались характеристикой героев сказок. Проанализировав игры и упражнения, необходимые для решения вышеуказанной задачи, мы составили свою классификацию игр.
1. Место и время действия одно - сказок много.
1. «Эта ситуация из какого мира?». Цель: учить детей классифицировать ситуации по принадлежности к реальному или фантастическому миру.
2. «Необычное время» (К.Л.). Цель: учить детей определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить видоизменять текст в зависимости от смены времени действия.
3. «Поможем герою сказки». Цель: учить детей самостоятельно пользоваться приемом обратного времени при решении проблемных ситуаций.
4. «Необычное место». Цель: учить детей обозначать места, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены действия.
5. «Каждому свой дом» (К.Л.). Цель: учить детей находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.
II. Герой один - сказок много.
1. «Угадай по описанию». Цель: учить детей по описанию определять героя (объект).
2. «Цепочка». Цель учить детей выделять у объекта значения признаков.
3. «Угадай героя». Цель: учить детей сужать поле поиска путем выяснения признаков неизвестного героя литературного произведения
4. «Закодируй сказку». Цель: учить детей схематическому изображению героев по заданному признаку.
5. «Герой один - сказок много». Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку.
6. «Перечисли действия героев». Цель: учить детей проводить аналогии одинаковости действий героев разных сказок. Тренировка памяти.
7. «Дразнилка», «Доскажи словечко». Цель: учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.
8. «Черта характера или свойство» (К.Л.). Цель: учить детей определять черту характера или свойство литературного героя. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.
9. «Узнай, кто пришел». Цель: учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций
10. «Замени героя в сказке». Цель: побуждать детей рассказывать старую сказку с новым героем.
III. Предметы одни - сказок много
1. «Парад волшебников». Цель: закрепить знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.
2. «В гости к волшебникам». Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами разные предметы.
3. «Волшебные предметы и их хозяева». Цель: учить детей анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем.
4 «Позови джинна». Цель: учить находить в сказках примеры универсализации- специализации, изобретать волшебные предметы специального и универсального характера.
IV. Действие одно - сказок много.
1. «Я назову объект, а вы - его действия»
Цель: учить детей называть действия героя по линии развития сюжета.
2. «Закодируй сказку».
Цель: учить детей схематичному изображению героев и их действий.
3. «Перечисли действия героев».
Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного
героя.
4. «Что из этого может быть?».
Цель: учить детей делать предположения и предлагать варианты последующих
действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой
художественная литература, планирование, старший дошкольный возраст...
Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"
Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"...
НОД с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание детям сказки "Два жадных медвежонка"
Цель данной непосредственной образовательной деятельности способствовать эмоциональному восприятию сказки, развивать умение оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку, помочь усв...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки "Гуси - Лебеди"
Знакомство с русскими народными сказками...
Картотека художественной литературы по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26254609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Буктрейлер - технология медиапроектирования с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
Актуальность опыта связана с тем, что в последние годы заметно изменился (резко понизился) статус чтения. Стали совсем другими способы работы с печатным текстом, изменился перечень привлекательных для...