Роль народного фольклора в жизни детей.
консультация (старшая группа) по теме

Малинина Альбина Александровна

Возраст от 2 до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

В огромной сокровищнице русской культуры почётное место занимает устное народное творчество. Оно является национальным достоянием русского народа. Произведения устного народного творчества представляет собой историю народа, его духовное богатство. Один из наиболее любимых разделов устного народного творчества у детей: потешки, прибаутки, приговорки, сказки. У нашего народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Эти фольклорные формы оказывают богатейшее влияние на всестороннее развитие детей; это познавательное начало, формирования художественного  литературного вкуса и стиля, развитие музыкальных певческих и творческих способностей. Особо важным компонентам здесь является духовно нравственное воспитание детей, через приобщение их к истокам русской народной культуры.

Детский фольклор предлагаю использовать во всех режимных моментах. Порой бывает непросто наладить контакт с детьми в адаптационный период. Ребёнку  трудно войти в непривычный мир детского сада. Я распеваю прибаутки для новичков:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?                                                                                 Ванечка хороший, Ванечка пригожий!

Красные кафтанчики, синие карманчики.                                                                                       На дубу они сидят, меж собой говорят.                                                                       Всё про Галочку, всё про маленькую.

Наша доченька в дому, что оладушек в меду                                                                                                                   Красно яблочек в саду.

Мой сыночек маленький чуть побольше валенка.                                                                                                                  Ой ты сыночек, медовый сахарок,                                                                                                                       Румяный пирожок, берёзовый душок.

Не плачь, не плачь детка,                                                                                                                Прискачет к тебе белка,                                                                                                   Принесёт орешки – для Машиной потешке.                                                                  Если будешь плакать, дадим тебе лапоть.

Это что тут за рёв?                                                                                                                                    Уж не стадо ли коров?                                                                                                            Это не коровушка – это Настя рёвушка.                                                                                                                              Не плачь, не плачь, куплю калач.

Тише, тише тишина, разговаривать нельзя.                                                                                     А кто будет говорить, того будем выводить.                                                                                                                         Выводить, наказывать, слёзы не показывать.

Чок, чок, чок, зубы на крючок.                                                                                                                                                                       А кто слово скажет – тому щелчок.  

Услышав прибаутки ребёнок перестаёт плакать и начинает понимать причастность ко всем, кто его окружает.

Потешки – песенки,  сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.                                                                                                                                                                                           В образовательной деятельности на музыкальных, физкультурных занятий мы знакомим детей с народными потешками, содержащимися не только познавательную информацию, но и элементами частушечности, балагурства, певческого распевания органично вытекающие из самого жанра.

Тарара – ли, тарара, ушли кони со двора!                                                                           (дети идут, высоко поднимая ноги).                                                                                       А ребятки их поймали, на колхозный двор загнали.                                                  (дети двигаются прямым галопом).                                                                                                                                                                                                      

По кочкам, по кочкам по маленьким дорожкам.                                                                                                        В ямку – бух! – провалился петух.

Еду, еду к бабе, к деду                                                                                                        (прямой галоп).                                                                                                                          На лошадке в красной шапке.                                                                                                                                                                             По ровненькой дорожке на одной ножке                                                                                           (меняют ногу).                                                                                        

Наши уточки с утра – кря, кря, кря!                                                                                                                                                                                   Наши гуси у пруда – га, га, га!                                                                                                                                                                                                             Индюк среди двора бал, бал, бал!                                                                                                                                                        Наши гуленьки вверху – гу, гу, гу!                                                                                                                                                                                     Наши курочки в окно – ко, ко, ко!                                                                                                                                                                            А как Петя петушок ранним утром поутру                                                                                                                                                                                                             Нам споёт кукареку! (дети подражают голосам домашних птиц).

Этот пальчик – дедка,                                                                                                                      Этот пальчик – бабка.                                                                                                                                                       Этот пальчик – папенька,                                                                                                                                            Этот пальчик – маменька.                                                                                                                                                                                                        А вот это наш малыш,                                                                                                                                                 И зовут его Денис!                                                                                                        (взрослый загибает пальчики у ребёнка).

Сидит белка на тележке,                                                                                                                                    Продаёт она орешки:                                                                                                                               (загибаем пальчики)                                                                                                                                                                                                                     Лисичке-сестричке,                                                                                                                                  Воробью, синичке,                                                                                                                                                Мишке толстопятому,                                                                                                                                        Заиньке усатому,                                                                                                                                        Кому в зубок,                                                                                                                                                             Кому в платок,                                                                                                                                                        Кому в лапочку.

Увлекаясь игрой, дети  свободно выплёскивают свою энергию и накопившиеся эмоции, учатся понимать образный язык, радоваться его звучанию, находить верные интонации.                                                                                              

Во время умывания и причёсывание детей знакомилась с такими стишками.

Мыли мылом ушки,                                                                                                                             Мыли мылом ручки,                                                                                                                                            Вот какие ладушки, ладушки, ладушки.                                                                                            

Я сегодня утром рано умывался из-под крана.                                                                              Из колодца принесла курица водицы,                                                                                                   И ребята всей гурьбой побежали мыться.                                                                                                         А водичка булькает, а водичка пениться                                                                                                 Машенька умоется, причешется, оденется.                                                                                                                       Хлюп – хлюп ручками, полон мыла таз.                                                                                                Ты не трогай, Машенька, мыльной ручкой глаз                                                                                    

Водичка, водичка,                                                                                                                                              Умой моё личико,                                                                                                                                      Чтоб глазки блестели,                                                                                                                            Чтобы щечки краснели,                                                                                                            Чтоб смеялся роток,                                                                                                                                                 Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,                                                                                                                                      Не боимся мы воды,                                                                                                                                     Чисто умываемся,                                                                                                                                                            Детям улыбаемся.

Чешу, чешу волосы,                                                                                                                                                                                                                                                Расчёсывая косу                                                                                                               Расти коса до пояса,                                                                                                                                                                                                              Не вырони, не волоса                                                                                                                                                       Расти коса, не путайся,                                                                                                                                                                 Дочка, маму слушайся.

Во время еды я предлагаю использовать  такие потешки.

Сорока, сорока, сорока - белобока                                                                                                                Кашку варила, детишек кормила.                                                                             (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)  

Этому дала, этому дала,                                                                                                                                   Этому дала, этому дала.                                                                                                                                 (по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,                                                                                                                                                   Дров не рубил, каши не варил -                                                                                                                    Ничего тебе нет!                                                                                                                                           (мизинец не загибается)      

- Ладушки, ладушки! Где были?                                                                                                                            - У бабушки.                                                                                                                                                   - Кашку.                                                                                                                                                        - Что пили?                                                                                                                                                                      - Бражку.                                                                                                                                                                        Кашку поели, бражку попили.                                                                                                                                          (ребёнок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)                                                                                        Шу-у-у…полетели!                                                                                                                                        На головку сели, петушком запели.                                                                                                            Ку-ка-ре-ку!                                                                                                                                                                                       (поднимают руки вверх и отпускают на голову)

Умница Катенька, ешь кашку сладенькую,                                                                                                       Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Несомненно, слушая забавные стишки, дети с большим аппетитом кушали кашку сладенькую.

А вот собираясь на прогулку, слушая и повторяя прибаутки, детей забавляла сходство ситуации, что они тоже в шубке идут гулять.

Наша Таня маленькая, на ней шубка аленькая.                                                                                   Кто в обновку нарядиться?                                                                                                                                Чья дочурка – баловница?                                                                                                                                     Маша – вот кто.

Маша варежку надела:                                                                                                                                   (сжать пальцы в кулак)                                                                                                                                 «Ой, куда я пальчик дела?                                                                                                                                                             Нету пальчика, пропал,                                                                                                                                            В свой домишко не попал».                                                                                                                                           (все пальцы разжать, кроме большого)                      

Маша варежку сняла:                                                                                                                                                       «Поглядите-ка, нашла!                                                                                                                                                                                          (разогнуть оставшийся согнутый палец)

 Ищешь, ищешь – и найдёшь,                                                                                                                               Здравствуй, пальчик, как живёшь?»                                                                                                        (сжать пальцы в кулачок)  

Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять.                                                                                                                                    Завязали Катеньке шарфик полосатый?                                                                                                                                                 Давай будем одеваться… Я сама! Я сама!        

Валенки, валенки,                                                                                                                                           Невелички – маленькие.                                                                                                                        Опушка бобровая,                                                                                                                                            Маша чернобровая.                  

Вот они сапожки:                                                                                                                                                     Этот с левой ножки,                                                                                                                                            Этот с правой ножки.                                                                                                                                     Если дождичек пойдёт,                                                                                                                                                      Наденем галоши:                                                                                                                                            Этот с правой ножки,                                                                                                                                        Этот с левой ножки.                                                                                                                                                                                                           Вот так хорошо!

Во время сна, распевая колыбельную песню, дети расслаблялись и засыпали. Видный собиратель фольклора П. В. Кириевский писал: «Что  тот, кто не слыхал русской песни ещё над своей колыбелью, у того сердце не встрепенётся при её звуках»

Спи, усни, детка Андрюшенька,                                                                                                                                                                                    Все ласточки спят, нашему Андрюшеньке                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Спать велят.                                                                                                                                                                          

Малинка сладенькая,                                                                                                                                                              Спи дочка, маленькая.                                                                                                                                                    Баю, баю, байки, прилетели чайки                                                                                                                                   Стали крыльями махать, наших деток усыплять.          

Баю - бай, баю - бай,                                                                                                                                                                        Ты, собачка, не лай.                                                                                                                                Белолапа, не скули.                                                                                                                                   Нашу Таню не буди.                                                                              

Устное народное творчество – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Познавая мир сказок, потешек, прибауток дети узнают, что такое добро и зло, формируется гуманное отношение к сверстникам, к взрослым, воспитывается забота и любовь ко всему живому. Кому посчастливилось, именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу потешек, сказок, прибауток всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

Информационное сообщение для родителей "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Информационное сообщение для родителей о роли колыбельной песни в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уровновешенной психики....

Консультация для родителей «Роль народного фольклора в развитии детей»

laquo;Роль народного фольклора в развитии детей»...

Консультация для родителей "Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям....

Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста

Знакомство с детским музыкальным фольклором начинается в самом раннем возрасте. С самых первых дней жизни ребенок слышит речь мамы, папы, бабушки, дедушки, которые обращаются к нему, называют его ласк...