Конспект игрового тренинга с педагогами " Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка

Ангрикова Надежда Нарановна

Целью данной работы являются: мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравтвенному воспитанию; 

освоение практических способов взаимодействия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию;

содание благоприятной атмосферы мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Детский сад № № «Ягодка»

Игровой тренинг для педагогов ДОУ

 «Роль устного народного творчества

в нравственном воспитании дошкольников»

 

 

 

Подготовила:

воспитатель группы

с этнокультурным компонентом

Ангрикова Н.Н.

Элиста,2018

                                        ЦЕЛЬ:

 

мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию

   по духовно-нравственному воспитанию;

- освоение практических способов взаимодействия с детьми по      

 нравственно-патриотическому воспитанию;

- создание настроения у участников процесса воспитания.

 

ЗАДАЧИ:

  1. Повышение знаний по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  2. Развитие благоприятного эмоционального настроения с участием коллектива педагогов.
  3. Совершенствование методов воспитания с использованием практических приемов.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

1. Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»

2. Памятка для педагога «Пословицы о доброте»

3. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»

4. «Палочка-выручалочка» для игры.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 

  1. Изготовление палочки-выручалочки» для игры.
  2. Подготовка бланков для теста и памяток для педагогов.

 

    Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи».

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга. В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. 

 В процессе воспитания ребенку дошкольного возраста прививается любовь к своей Родине: и большой и малой, уважительное отношение к людям, адекватное восприятие окружающей действительности и осознанное желание влиять на окружающий мир с целью сделать его лучше.  

Задача воспитателя – педагога состоит в том, что бы воспитать в каждом ребенке  четкие нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие.

1. Нота - До.

Посмотрите, пожалуйста, на эти ноты .Как вы знаете первая нота  – ДО. Как вы думаете, какие  важные для  нравственно-патриотического воспитания личности слова начинаются на букву «Д»  (ответы на заданный вопрос).

Правильно, это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам.  Нам, педагогам, доверено самое ценное  - души детей. Без доверия  все наши старания  по воспитанию полноценной личности,  будут напрасны.

Давайте пройдем  небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!

Тест «Добрый ли вы человек?»

Все люди  разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды.   Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим?  Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.

1. При наличии «лишних»  денег,  потратили ли бы вы их  на  подарки друзьям?

2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять,  что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им  настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не  интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11  поставьте себе один балл, а за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с   людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других,  пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».

4-8 баллов.  Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг.  Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними. 

Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.

Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален.  Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая  порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией. 

Работая с детьми, мы часто обращаемся к народной мудрости, выраженной в его творчестве. Например,к бесценному наследию, оставленному нашими предками, к пословицам.

Вспомните, пословицы о доброте, которые вы используете в работе по

привитию основ нравственности детям (ответы на заданный вопрос).

Сразу мы их не вспомнить не можем,  поэтому я подготовила для вас блиц – памятку с пословицами о доброте. (Приложение 1)

Также мне бы хотелось помочь вам пополнить вашу профессиональную копилку идей еще одной памяткой, ориентированной на педагогов, в которой собраны основные тезисы по данному направлению работы, и предложены несколько  игровых форм. (Приложение 2)

2. Нота – Ре

Назовите, пожалуйста, слова которые начинаются на букву «Р» и  являются важной ступенькой в нравственно-патриотическом воспитании(ответы на заданный вопрос). Правильно,  это Родина, родной край.

РОДИНА. Воспитание любви к Родине- одна из основных задач нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития любви к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству.

Знакомство детей с историей и культурой родного края должно начинаться со знакомства с прошлым и настоящим, географическим расположением,

природными ресурсами, климатическими условиями;

с  достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

с фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов,

архитекторов.

И это знакомство должно проходить через такие формы работы, как:

- целевые прогулки;

- экскурсии

- чтение художественных произведений

-работа в социуме.

3. Нота – Ми

Нота МИ, она называется –  ПРИНЦИП МОРАЛИ.

Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются

ребёнком в  окружении людей и зависят от отношения к нему

окружающих,  кто его воспитывает,  в какой социальной среде он живёт.

Нужно помнить, что  дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что

такое «Плохо»,  не самое важное, а  необходимо  еще привить умение разбираться в определенной ситуации  и корректировать свои  действия: избежать конфликта  уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.

В этом случае наиболее предпочтительным видом работы практическая деятельность с детьми, которая включает в себя: наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения.

Я предлагаю вам сыграть в одну  игру, которая называется «Палочка-выручалочка», но сначала разомнемся, используя упражнение «Шанхайцы»

Правила: Встаньте в одну линию и возьмитесь за руки. Первый должен начать закручиваться и тянуть за собой всех остальных в “спираль”.

В таком положении вы  должны пройти несколько метров. Можете  в конце движения  осторожно или присесть на корточки, или наклониться, или  подпрыгнуть, а потом раскрутиться обратно, не разъединяясь.

Расслабились?  От души посмеялись, а теперь давайте  сыграем еще  в одну

игру, а называется она «Палочка-выручалочка», в которую  можно играть и с

детьми.

Игра «Палочка-выручалочка»

Правила: Встаньте в круг и вспомните  ситуацию, в которой вам нужна была помощь. Например: болел зуб, порвали колготки, сломали ноготь, плохое настроение, и т. д. Вот у  меня в руках "палочка - выручалочка".

Когда вы расскажете о своем затруднении, я скажу: «Палочка-выручалочка, помогай!  Из беды выручай!». Если кто  из вас,  знает, как помочь или может дать совет, поднимает руку и я даю палочку-выручалочку. (А с детьми: если никто из детей не знает, как помочь,  вы сами прикасаетесь Палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказываете  детям, как можно выручить друга из беды.)

А теперь, я предлагаю вам  расслабиться, но делать мы это будем, помогая друг другу с помощью  массажного  комплекса «Караван»

Правила: Встаньте в круг друг за другом. Я озвучиваю  действия, а вы  слушаете и выполняете их.

Шел по пустыне караван (сложить пальцы  рук в кулаки и имитировать ими

шаги вдоль спины).

На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживать кулаками вдоль

спины, каждое движение сопровождать  глубоким вздохом «АХ»).

На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживать кулаками вдоль

спины,  каждое движение сопровождать вздохом «ОХ»).

А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги,

сопровождать их звуками «ИХ-ИХ»).

Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладить спину кистями рук в указанных направлениях.

Ветер стал таким сильным (движения  быстрее и интенсивнее, что в глаза

всадникам начал попадать песок (выполнить пальцами точечные нажимы на

спину).

И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитировать быстрые шаги вдоль спины, потом красавица ОХ (выполнить те же движения, но легче, затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитировать двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).

Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом

(кулаками обеих рук имитировать столкновения).

Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживать спину ладонями слева направо и справа налево, но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживать спину ладонями сверху вниз).

Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживать ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).

После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).

4. Нота - Фа

Это, пожалуй, самая активная в работе с детьми нота . Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. В наших группах есть все необходимое, для работы в этом направлении: можно сочинять собственные истории , разыгрывать кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи, придумывать злых героев и «перевоспитывать» их. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей,  ведь иногда и они могут увидеть  то, что скрыто от наших «взрослых» глаз.

 Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка, будь она народной или авторской. Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом обязательна. Цель любой сказки – не только развлечение, но и извлечение урока.

5. Нота – Соль

Нота СОЛЬ означает  самостоятельность,  а для того, чтобы  мысли

воплотились  в поступки недостаточно одного  желания, надо  самостоятельно формировать стимул, который  будет побуждать  ребенка к действиям. Наша задача давать детям  свободу действий и выбора, даже, несмотря на то, что это ведет к временным

затратам.  Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая

ситуацию успеха.

6. Нота – Ля

Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.

Изначально все дети поставлены в  неравные социальные условия, и в работе этот фактор  необходимо учитывать, ведь то, что  для одного ребёнка кажется  неприемлемым и  аморальным, для другого является нормой,  к которой он привык с рождения  (семейный фактор).      В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.  

7. Нота – Си.

И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей.

Наша профессия по- своему уникальна: как учителя, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!

 Помните, дорогие коллеги, что развитие у детей нравственно - патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

- развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа или нации;

 - формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

- формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

 - развитие нравственно – духовных качеств и характеристик человека.  

        Дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Ведь это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и страну. И это должно начинаться с семьи, с отношения к самым родным и близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке. Немаловажно, что видит перед собой ребенок, чем восхищается, чему удивляется… И пусть многие впечатления не совсем осознаны им, но пройдя через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении личности патриота. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, страну, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно – прикладному искусству и народному творчеству. Ведь в чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или игрушке, ясно – это идет от души.

Приложение 1.

                                                 Памятка для педагога

Пословицы о доброте

Доброму слову – добрый ответ.

Доброму везде добро.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добрый привет и кошке приятен.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Как аукнется, так и откликнется.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Чем богаты, тем и рады.

Других не суди, на себя погляди.

Чего в других не любишь, того сам не делай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Друзья познаются в несчастье.

Любишь взять – люби и дать.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добро век не забудется.

Ласковое слово и бурю укрощает.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Плох человек, коли добра не помнит.

Не спеши карать, спеши миловать.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помниться.

Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.

Слово лечит – слово и ранит

 

 

 

 

 

Приложение 2.

                                             Памятка для педагога

 

Посеять в детских душах доброту, это значит:

1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей

2. Ласково и только по имени называть детей

3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей

4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему

5. Учить с детьми стихи о доброте

6. Составлять с детьми сказки о доброте

7. Использовать пословицы о доброте

8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию

9. Не унижать ребенка

10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему

сочувствуете

11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей

12. Найти сильные стороны у каждого ребенка

13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей

14. Не читать длинных нотаций

15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»

16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)

17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало

18. Можно вести книгу добрых дел в группе

19. Можно организовывать игры, например:

Игра «Добрые дела»

Эту игру можно проводить  каждый день, она не ограничивается во времени.

Участвуют в ней  от одного человека до всей группы. Нужен  подходящий

сундучок (или копилка, коробка с прорезью, а также  из картона  или пластика сделать красивые фишки. Каждая фишка будет соответствовать одному доброму делу. В конце дня подвести итоги,  кто больше всех сделал добрых дел  за

день. Если дети затрудняются, им можно помочь отыскать доброе. Эта игра

стимулирует его на нравственные поступки.

Игра «Волшебный стул»

Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему

ласковые, добрые  слова. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Ласковые имена»

Дети становятся в круг. Один  бросает мяч другому, называя его ласково по

имени. Например: Темочка, Ариша, Полинка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов"Роль устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников"

Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок...

Роль устного народного творчества в жизни и воспитании ребенка

Роль устного народного творчества в жизни и воспитании ребёнка...

Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...

Консультация для педагогов «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Роль устного народного творчества в развитии речи детей     младшего дошкольного возраста»....