Открытое занятие по Развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Конспект разработан для детей средней групп с целью ознакомления с русскими народными сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoe_zanyatie_12.03.2024g.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»

Проект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию (Речевое развитие)

Тема: «Путешествие по сказкам»

Выполнила воспитатель первой квалификационной категории:

Муханова Алтынай Хамидулловна

С.Октябрьское 2024г

Непосредственно образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении (конспект)

#1054;рганизационная информация

Примечание

ФИО.

Муханова Алтынай Хамидулловна.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие (речевое развитие)

Вид детской деятельности

- речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие;

#1052;етодическая информация

Тема непосредственно образовательной деятельности

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Методы и приемы реализации содержания НОД

- игровой: сюрпризный момент (волшебная коробка с книгой, карта, волшебный сундучок)

- словесные ( чистоговорки,загадки.беседа,)

- наглядные ( ИКТ, показ иллюстраций, пазлы по сказкам),

физминутка, пальчиковая гимнастика, д/игра «Разрезные картинки», логическое упражнение «Путаница»

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Возрастная группа:

Средний дошкольный возраст (4- 5 лет)

Цель:

Развитие речевой активности детей через русские народные сказки.

Задачи:

- закрепить содержание русских народных сказок «Колобок», «Репка»,«Гуси - лебеди».

- развивать связную речь.

- активизировать память, внимание, мышление;

- активизировать словарь детей.

развивать коммуникативные навыки;

- формировать умение работать в коллективе, дружно.

-развивать фантазию, воображение.

- воспитывать умение слушать воспитателя;

Планируемые результаты:

У детей сформировано умение слушать сказки, отвечать на вопросы, участвовать в беседе с педагогом.

Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности

Материалы и оборудование: один стол со стульчиками, на котором стоит красивая коробочка, в которой находятся – книга, карта, сундучок, магнитный театр, разрезные картинки, мультимедийный проектор.

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты

Предварительная работа:

#1057;овместная деятельность: Свободное общение по сказкам «Репка» «Колобок», «Гуси - лебеди», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки, отгадывания загадок.

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие мышления и памяти, разрезные картинки и пазлы по сказкам, подвижные игры.

3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций к сказкам, настольный театр, рисование и лепка героев сказки, игры-драматизации с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли.

#1057;ловарная работа: обогащение словаря словами (заплатка, сдобный, ступа Бабы Яги)

#1050;онспект непосредственно образовательной деятельности

I.

Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель: Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть

Нужно здравствуйте говорить

- ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!

- Молодцы!

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Цель: вызвать у детей интерес к занятию, на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Способ достижения: сюрпризный момент

Воспитатель: (подходит к столу, на котором стоит красивая коробочка) Ой, ребята посмотрите, а это что за коробочка у нас в группе появилась!

Что мы можем с ней сделать?

- я предлагаю вам сесть на стульчики и вспомнить, для того, чтобы говорить четко, внятно и понятно мы с вами должны разбудить наш язычок, для этого мы с вами проговорим чистоговороки:

Ба – ба – ба – из окна торчит труба

Чу- чу – чу – молоточком я стучу

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Са- са – са – сидит рыжая лиса

- молодцы!а теперь продолжим.

- Опишите, какая это коробка?

Дети: Большая, легкая, цветная, яркая.

1 мин

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Ой, а что это в коробке? (достает из коробочки пустую книжку, в которой нет страниц и карту)

- ребята, посмотрите, чего здесь не хватает( ответы детей)

- кто живет в книжках? (Ответы детей)

- правильно сказки.

1 мин

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)

- для того, чтобы заполнить книгу сказками, нам надо отправиться в сказочное путешествие.

- как вы думаете, на чем мы можем с вами отправиться в сказочное путешествие? (ответы детей)

- я вам предлагаю отправиться на волшебном поезде, ребята, вы готовы? А эта карта укажет нам путь в волшебный мир сказок. Тогда становитесь за мной – я буду машинистом, а вы мои вагоны, и мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.

(На экране картинка и звучит музыка)

1 мин

II.

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Цель: уточнить знания детей о сказках.

Способ достижения: вопросы

- давайте вспомним, какие вы знаете сказки? (ответы детей)

2 мин

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

- Итак, для того, чтобы заполнить книгу, мы с вами должны найти страницы этой книги, для этого мы закроем глаза и проговорим заклинание

«Если дружно встать на ножки,

топнуть, прыгнуть не упасть,

то в страну волшебных сказок

можно сразу же попасть!»

- мы с вами оказались в сказочном лесу.

Цель: сформировать у детей смысл сказки, заключенную в ней мораль. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Способ достижения: Беседа по содержанию сказки.

Вот наша первая остановка «Волшебный сундучок»

- ребята вы не видете здесь ничего не обычного?

- ой, смотрите, вот и первый пустой листочек

- для того , чтобы узнать какая сказка на этом листочке, мы должны разгадать загадку, тогда волшебный сундучок откроется , в котором лежать наши отгадки.

Воспитатель: Итак, первая загадка:

«Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался».

Дети: Колобок

Воспитатель: Правильно, давайте вспомним какие герои в этой сказке(Колобок, заяц, волк, медведь и лиса)

- Кто испек колобок?

-Куда покатился колобок?

-Кого встретил по дороге колобок?

-Кто съел колобка?

-Какой конец у сказки?

Ответы детей.( прикрепляем героев на листочек, затем в книгу)

Воспитатель: Молодцы ребята, сказку о Колобке вы знаете, оставлю его здесь. А мы с вами вместе «слепим» колобка, с помощью наших пальчиков

Пальчиковая гимнастика «Слепи колобка».

Мы лепили колобка (дети имитируют движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка (сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали (катают колобка)

На окошечко сажали (раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами)

Укатился, озорник (вращение кистями)

Воспитатель: Молодцы! Путешествие продолжается, мы садимся в наш волшебный поезд, (звучит музыка) остановка «Путаница» посмотрите вокруг, не затерялся еще где нибудь листочек из книжки.(дети находят)Слушайте следующую загадку от нашей волшебной книжечки:

«Кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

В огороде урожай собирали?»

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы попали в сказку "Репка". Но что то тут не так.( на магнитной доске герои сказки) Все герои перепутались.

Задание “Путаница”.

Воспитатель: Что же случилось с героями сказки, они забыли, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

Воспитатель: Кто посадил репку? Дети: Дед

Воспитатель: Кого позвал Дед? Дети: Бабку

Воспитатель: Кого позвала Бабка? Дети: Внучку

Воспитатель: Кого позвала Внучка? Дети: Жучку

Воспитатель: Кого позвала Жучка? Дети: Кошку

Воспитатель: Кого позвала Кошка? Дети: Мышку
(дети определяют правильный порядок появления героев в сказке и расставляют их на столе).(Значит на это листочек мы прикрепим сказку «Репка»)

Воспитатель: А давайте поможем нашим героям вытянуть репку!

Физминутка «Посадили репку в огороде».

Мы шагаем друг за другом. Лесом и зеленым лугом. (ходьба)

Перед нами огород. (руки вытянуть вперед)

Дед на помощь нас зовет. (махи руками)

Вот мы репку посадили. (наклониться)

посадили. (наклониться)

И водой её полили. (имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка. (развести руки в стороны) А теперь её потянем. (имитация движения) И из репы кашу сварим. (имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие. (показать силу).

Воспитатель: Молодцы! Вот видите, ребята, когда мы все вместе и дружны; помогаем друг другу, и тогда у нас всё получается.

Воспитатель: Молодцы! Ну , а мы продолжаем наше путешествие,( звучит музыка) следующая остановка «Сказочная мастерская» Вот еще один белый пустой листочек, какая же здесь живет сказка? Слушайте следующую загадку от нашей волшебной книжечки:

«У Аленушки сестрицы, унесли братишку птицы

Высоко они летят, далеко они глядят»

Дети: Гуси - лебеди!

Воспитатель: Правильно, ребята

- кто унес брата Ванюшу? (гуси – лебеди)

-Кому служат гуси – лебеди?( слуги бабы – яги)

- У кого Аленушка просила помощи ( у печки, яблоньки и у молочной реки)

Воспитатель: Молодцы ребята и эту сказку вы знаете.

- но посмотрите картинки наши перепутались, нам надо с вами собрать правильно пазл «Гуси - лебеди» и эту страницу тоже вложить в нашу книгу.

Физминутка: «Гуси - лебеди».

(Выполняется по тексту)

Гуси – лебеди летели

На полянку тихо сели

Походили, поклевали

Потом тихо побежали.

Воспитатель: - молодцы, но а нам пора возвращаться обратно – возвращаемся опять (звучит музыка)

15 мин

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Цель: закрепить содержание русских народных сказок

Способ достижения: Дидактическая игра « Я начну, а ты продолжишь….»

Воспитатель: Молодцы! Волшебная книга интересуется, сможете ли вы продолжить сказку? Сейчас я буду начинать сказку, а вы ее продолжите.
• Тянут потянут…
• Высоко сижу…
• Не садись на пенек…
• Не пей, братец, из лужицы…
• Заяц построил избушку лубяную…
• Я от дедушки ушёл…
• Дед бил-бил…
• Кто, кто в теремочке живёт…
• Козлятушки, ребятушки…

Муха по полю пошла, муха денежку нашла ….

III.

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей (Рефлексия)

Цель: подведение итогов занятия.

Способ достижения: вопросы, обсуждения.

Воспитатель: - какие вы сегодня молодцы, мы с вами заполнили книгу, страницами , но не просто страницами, а сказками, давайте еще раз вспомним, какие же это сказки (ответы детей)

- понравилось вам сегодня наше путешествие?

-если вам понравилось, то я хочу вам предложить веселых смайликов, вы их прикрепите к нашей карте, но не просто, а подумайте на какой остановке вам было больше всего интереснее, увлекательнее или может какая то из сказок понравилась больше.

- Мы обязательно еще раз с вами отправимся в путешествие и продолжим дальше заполнять нашу волшебную книгу.

- а волшебная коробка не пустая, на то она и волшебная, здесь чудесным образом ещё оказались раскраски сказочных персонажей, которые я вам раздам и мы в свободное время их обязательно раскрасим и организуем выставку для наших родителей, которую назовем «Путешествие по сказкам».

2 мин

Дальнейшая проработка темы (развивающая среда)

1.

В режимных моментах

Предложить детям разукрасить героев любимых сказок и организовать выставку для родителей «Путешествие по сказкам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Мы были в гостях у врача".

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»   Конспект открытого занятия по развитию речи на тему:   «Мы были...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе

Тема:" Поможем поросятам одеться"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему "Посуда"

Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: « Посуда» Цель занятия: систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; фор...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Семья — семь Я»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Семья — семь Я»Тема: «Семья – семь Я».21.02.2012 год.Подготовила: Борисова Елена Михайловна.Программное содержание:Образовательные:- обога...

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект открытого занятия по развитию речи в логопедической средней группе...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе» и Карта диагностики занятия

Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать четко на вопросы; учить составлять описательный рассказ употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить ч...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....