Перспективный план чтения произведений художественной литературы для подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)
План содержит список произведений художественной литературы и устного народного творчества в соответствии с КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_chhl.docx | 81.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
чтения произведений художественной литературы
в подготовительной группе
2023-2024 учебный год
Цель: формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг .
Задачи: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.
- воспитание интереса и любви к чтению;
- развитие литературной речи.
сентябрь | |||
1 неделя | Здравствуй, детский сад! 1сентября – День Знаний | 1.Чтение «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывки из повести) знакомить детей с произведением А. Линдгрен; подвести детей к пониманию особенностей сказочной повести; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя; воспитывать интерес к творчеству зарубежных писателей. 2. Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы», стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. 3.Заучивание стихотворения М.Яснова «Мирная считалка». Пословицы о дружбе. Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом. 4.Чтение А. Барто «Верёвочка» Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов. 5. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой» Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой». Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения. Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей. 6. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина». Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. | |
2 неделя | Осень. Улетают, улетели... (перелётные птицы). | Чтение китайской сказки «Жёлтый аист» Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Способствовать установлению связи в содержании произведения; побуждать к проявлению постоянного общения с книгой. Чтение стихотворения Е.Благинина «Улетают, улетели» вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанное художественное произведение Р.н.с. «Гуси-лебеди» В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи». А. Майков «Ласточка» Л.Н. Толстой «Лебеди» Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». А.Н. Толстой «Желтухин». | |
3 неделя | Дары осени: овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи, жёлуди. | Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Чтенине Дж. Родари «Чиполлино». Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам.. Чтение рассказа Л.Толстого «Косточка». Познакомить с рассказом Л.Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. Чтение руской народной сказки «Вершки и корешки» Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. Чтение В. Сутеев «Мешок яблок» Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению. Чтение П.Синявский «Грибная электричка» Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Чтение В. Катаев «Грибы» уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность. .Чтение Я. Тайц «По ягоды» знакомство с новым рассказом Я. М. Тайца «По ягоды». Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу над развитием речи, пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память. | |
4 неделя | Дорожная азбука (ПДД, транспорт) | Чтение рассказа Е. Ильина «Машины на нашей улице» Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города. Чтение голландской песенки «Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой. Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму. Разгадывание загадок про транспорт. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Чтение Чиарди «О том у кого три глаза» С .Михалков. От кареты до ракеты. М. Коршунов «Едет, спешит мальчик». М. Кривич «Школа пешехода». О. Тарутин «Для чего нам светофор». | |
5 неделя | Мониторинг | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Познакомить с творчеством В. Драгунского. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» (Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков». | |
октябрь | |||
1 неделя | Золотая осень. Деревья | Чтение А. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад..» Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Учить соотносить картины природы, описываемые в стихотворении, с наблюдаемыми ее осенними изменениями. И. Токмакова «Деревья». К. Ушинский «Спор деревьев». А. Плещеев «Ель». А. Фет «Осень». Г. Скребицкий «Осень». К. Ушинский «Четыре желания». А. Пушкин «Осень». Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеоло-гизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность. Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев» уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. д.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человек Ччтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. . Чтение Дж. Ривз «Шумный Ба-бах» Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой). |
2 неделя | Откуда хлеб пришёл? Сельскохозяйственные профессии. | Пересказ Я. Тайца «Все здесь». Учить пересказывать литературное произведение близко к тексту. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать память и познавательные интересы у детей Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка» Познакомить детей с новой сказкой, с автором – Н. Д. Телешовым. Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям. Развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение. Продолжать учить детей настраиваться на прослушивание сказки, уметь выражать свои эмоции: удивление, радость, переживание. Чтение А. Милна «Баллада о королевском бутерброде». Вызвать эмоциональный отклик на это произведение, провести беседу о том, какие продукты можно получить из молока. Обратить внимание детей на новую книгу в книжном уголке, закрепить правила бережного отношения Чтение Алмазов «Горбушка» Познакомить с новым произведением Б. Алмазова «Горбушка»; Учить беречь хлеб; Продолжить знакомство с циклом произведений о жизни людей в военные годы; Расширять и обогащать знания детей о значении хлеба в жизни человека; Р.н. сказка. Три калача и одна баранка. Каша из топора А. Ремезов «Хлебный колос», К. Паустовский «Теплый хлеб» М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Ю. Круторогов «Дождь из семян». Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»). М. Глинская «Хлеб» К.Д.Ушинский «Два плуга» Е.Пермяк «Трудовой огонёк» Б.Заходер «Шофёр» Г.Сапгир «Садовник» Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня». Н.Самкова «О хлебе». С .Шуртаков «Зерно упало в землю», Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет») |
3 неделя | Мой дом. Предметы вокруг нас. | Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа» (Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93) Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К.Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини Я. Милева. У кого какая обувь. Г.Х.Андерсен «Новое платье короля». Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел?» Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении. Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович». В. Осеев «Почему» | ||
4 неделя | Русская народная игрушка. Народная культура и традиции. | А. Барто «Веревочка», «Игрушки» Б. Житков «Что я видел» В.Иванов «Мяч» В. Катаев «Цветик — семицветик» В.Орлов «Кто во что играет?» Г.Глушнёв «Мячик» Е. Серова «Нехорошая история» Л. Воронкова «Новая кукла» М.Османова «Кукла в подарок» С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька» С. Михалков «Андрюша» | ||
Ноябрь | ||||
1 неделя 1 1 неделя | День народного единства. Дети разных стран - друзья. | М. Лисянский «Моя Москва». С. Баруздин «Страна, где мы живём» В. Берестов «Богатыри». «Никита Кожемяка» «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т.д. Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», «Российская семья». З. Александрова «Родина». | ||
2 неделя | Живой мир морей и океанов. | Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Продолжать знакомство с творчеством поэта; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, учить детей осуждать жадность как человеческое качество, но не самого человека, показать детям, что отрицательные качества вредят в первую очередь им самим, учить сопереживать и сочувствовать героям; кратко пересказывать содержание сказки с помощью картинок; воспитывать любовь поэзии; активировать словарь. Чтение Е. Пермяк «Первая рыбка» обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширять и активизировать словарь по теме; развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание; воспитывать самоконтроль за речью. Чтение Снегерёв «К морю» Продолжать знакомить с рассказом Г.Снегирева «Пингвиний пляж»; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Норвежская народная сказка «Почему вода соленая». Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. Г. Косова «Азбука подводного мира». С. Сахарнов «Кто в море живёт?». Г.Х.Андерсен «Русалочка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». | ||
3 неделя | Домашние животные и птицы. Труд фермера. | Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот ворюга» Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. Чтение В. Левин «Сундук» Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. Чтение «Как собака друга искала» Мордовская сказка формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать. Чтение стихотворения А. Фета «Кот поет, глаза прищурив». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению Разгадывание загадок о животных. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. Городецкий «Котёнок» Чтение в лицах познакомить с творчеством С. Городецкого; развивать, память и внимание, устную речь; обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным. Е. Чарушин. «Рассказы о животных» И.Васильева «Ферма». | ||
4 неделя | Моя семья. Я - человек. | Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка» Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев, выразительно передавать диалог действующих лиц. Воспитывать уважение к старшим. Чтение потешки «Ранним-рано поутру» Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание. Чтение Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу. Рассказывание Е. Пермяк «Про нос и язык» закреплять лексику по теме «Части тела»; закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение; развивать память, внимание, мышление. Чтение Мигунова «Почему надо чистить зубы?» учить детей ухаживать за зубами; закрепить правила культурного приёма пищи; дать информацию о полезной вредной пище; познакомить с мероприятиями по профилактике зубной боли, гигиене полости рта; воспитывать нетерпимость к несоблюдению правил гигиены. В.Осеева «Сыновья» | ||
декабрь | ||||
1 неделя | Ах ты, Зимушка – Зима – снежная красавица. | Мороз и заяц. Русская народная сказка Проказы старухи-зимы. Ушинский К. Глупый мальчишка. Чарушин Е.И. Снеговик. Скребицкий Г. Заяц-хваста. Русская народная сказка Какая бывает зима. Пляцковский М. Снежная книга. Бианки В. Ель. Андерсен Г.Х. Два Мороза. Русская народная сказка Лиса и волк. Русская народная сказка На горке. Носов Н. Ах эта снежная зима. Горбунов С. Где спят снеговики? Притулина Н. Кто самый сильный? Воронов Б. Рукавичка. Русская народная сказка | ||
2 неделя | Предметы, облегчающие труд в быту. Электробытовые приборы. Огонь – друг или враг? | Чтение рассказа И. М. Жилинского «Как солнышко зажгло электрическую лампочку» Цель: Формирование представлений о роли ресурсов (электроэнергии) в жизни человека, развивая умения эмоционально передавать свое отношение к содержанию литературных произведений, к персонажам, их действиям. В.Осеева. Волшебная иголочка. Е.Пермяк. Торопливый ножик. Б.Заходер. Вот так мастер. Д.Авдеев. Удивительные гвозди. А.Толстой. Сказка. Топор. В. Левановский. Гвоздик. Р. Сеф. Лопата. М. Кульская.Наперсток. С.Маршак «Пожар» С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | ||
3 неделя | Новогодние хлопоты. | Чтение рассказа "Ёлка" М.М. Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Чтение «Снежная королева» познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. В.Голявкин. Как я встречал Новый год. И.Токмакова. Живи, елочка! В.Степанов. Новогодняя ночь. П.Синявский. Мы встречали Новый год. | ||
4 неделя | Новый год | Русская народная сказка «Снегурушка» В.Драгунский «Кот в сапогах» Владимир Сутеев "Ёлка" (с картинками) Виктор Голявкин "Как я встречал Новый год" Николай Носов "Бенгальские огни" Виктор Драгунский "Новогодний подарок" Николай Телешов "Ёлка Митрича" Аркадий Гайдар "Ёлка в тайге" (отрывок из повести "Чук и Гек") Евгений Пермяк "Волшебные краски" Сергей Козлов "Как ёжик, медвежонок и ослик встречали Новый год" Владимир Степанов Новогодняя сказка "Серебряный ключик" Словацкая народная сказка "Двенадцать месяцев" (в пересказе С. Я. Маршака) Ганс Христиан Андерсен "История года" Сакариас Топелиус "Зимняя сказка" Владимир Даль "Старик годовик" (сказка-загадка) | ||
январь | ||||
1 неделя | Каникулы! Рождество. | Чтение обрядовой песни познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». Чтение глав из сказки Х. Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Константиновой. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы, вызывать желание прочитать всю сказку до конца. Учить понимать характеры и поступки героев. Чтение сказки «Мороз Иванович» (В. Одоевский) Познакомить детей со сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. | ||
2 неделя | Зимние забавы. | Пересказ рассказа Н. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа "На катке" В.А. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». «Зимние забавы». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. | ||
3 неделя | Животные и птицы зимой. Профессия лесника. | Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…" Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой "Заяц-хвастун" (в обработке О. Капицы) и присказкой "Начинаются наши сказки… Чтение стихотворения Саши Черного «Волк». Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях». Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи. Рассказывание сказки П.Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. Чтение И . Соколов-Микитов «Год в лесу (гл. «Белка». «Медвежья семья») В. Бианки «Как звери готовятся к зиме». Л. Кламбоцкая. Зимующие птицы. формирование знаний о зимующих птицах их отличительных особенностях, Развивать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту. Чтение В. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. | ||
4 неделя | Животный мир полярных районов земли. | Чтение Г. Снегерёв «След оленя» развивать интерес к жизни животных севера Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Чуковского. Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения Чтение произведения Г. Снегирева «Пингвиний пляж» Познакомить с рассказом Г.Снегирева «Пингвиний пляж», маленькими рассказами из жизни пингвинов. учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Юкагирская сказка. Отчего у белого медведя нос черный. | ||
февраль | ||||
1 неделя | Россия - Родина моя (символика, Москва, история Кремля) | П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую». А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей». А. Барто «Я живу в Москве». Л. Воронкова «Солнечный денёк». З. Александрова «Родина», «Дозор». М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны». Н. Забила «Наша Родина». М. Лисянский «Моя Москва». С. Баруздин «Страна, где мы живём». С. Михалков «Государственный гимн РФ», «Сила воли», «День Победы». М. Лермонтов «Бородино». В. Брюсов «Москва». Н. Рубцов «Привет, Россия». В. Степанов «Наша Родина». В. Берестов «Богатыри». В. Боров «Родина». Ф. Глинка «Москва». Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники». Н. Кончаловская «Наша древняя столица». А. Митяев «Родина». П. Синявский «Россия». В. Степанов «Моя – Родина Россия» (сборник стихов). | ||
2 неделя | Профессии. | Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Расширять представления детей о профессиях взрос-лых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать. Чтение Б. Заходера «Стихи о профессиях». Учить детей осмысливать идею стихотворений, углублять понимание значимости различных профессий. Побеседовать о профессиях, известных детям. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев Чтение произведения Г. Ладонщикова «Цирк». Познакомить детей с произведением, побеседовать о цирке и цирковых профессиях, рассмотреть иллюстрации к книге. Обогащать словарь, расширять кругозор. В. Маяковский «Кем быть?». Чтение стихотворения С. Маршака «Почта». Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию. Знакомство с малыми фольклорными формами Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Развивать умение придумывать загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Чтение глав из сказки Т. Янсона «Шляпа волшебника» в переводе В. Смирнова. Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку. | ||
3 неделя | День защитника Отечества. Наша Армия. Военные профессии. | Рассказывание русской народной сказки «Никита-Кожемяка». Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев. Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение. Чтение глав из повести А. Гайдара «Чук и Гек». Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать свое мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоциях, вызванных повестью. Чтение стихотворений об армии. Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости из армию своей страны. Чтеиие стихотворения Т. Бокова. 23 февраля- День Армейской славы! Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, правильное восприятие понятия назначении и роли мальчиков как защитников своего Отечества. Воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими. Способствовать поднятию престижа армии. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец». А. Твардовский «Рассказ танкиста». А. Митяев «Мешок овсянки». М.Исаковский «Навек запомни». С. Баруздин «Слава». К. Симонов «Сын артиллериста». | ||
4 неделя | Достопримечательности родного города - Новоржева. | Чтение рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям. Чтение стихов местных поэтов о родном крае, городе. Развивать устную речь, способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать любовь к родной природе Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны». Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине. Чтение В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Чтение произведения «Дом, который построил Джек» (английский фольклор в переводе С. Маршака). Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. Чтение произведений местных авторов (М.Голубков, М.Фёдоров, и др.) | ||
март | ||||
1 неделя | Ранняя весна. Первоцветы. Красная книга. | Ворона. Блок А. Мать-и-мачеха. Берестов В. Медведь и солнце. Сладков Н. Ласточка. Ушинский К. Весенняя сказка. Козлов С. Всему свой срок. Шим Э. Ребята и утята. Пришвин М. Девочка-Снегурочка. Даль В. Заяц, косач, медведь и весна. Бианки В. Ручей и камень. Русская народная сказка в перессказе Г. Науменко Весенние чудеса. Домаренок Т. Дятел, заяц и медведь. Шим Э. Отчего синичка развеселилась. Ярмыш Ю. Чья проталина? Сладков Н. Голубая лягушка. Бианки В. Просто так. Осеева В. Весенняя гроза. Барто А. Пчёлки на разведках. Ушинский К. Как зима кончилась. Сутеев В. Мальчик и колокольчики ландышей. Сухомлинский В. | ||
2 неделя | Наши бабушки и мамы. Женский день 8-е МАРТА | М. Родина «Мамины руки». Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Е. Пермяк «Мамина работа» В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Л. Квитко «Бабушкины руки». С. Михалков «А что у вас?». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». И. Тютчев «Зима недаром злится» С. Маршак «Круглый год» Г. Скребицкий «Апрель». В. Бианки «Три весны» | ||
3 неделя | Растения как живые существа. Комнатные растения. | В. Катаев «Цветик-семицветик» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка». Е. Благинина «Одуванчик». А.К. Толстой «Колокольчики». В. Катаев «Цветик-семицветик». Л.Скребцова. Азалия и белый кот. Л.Скребцова. Домашний садик. Л.Скребцова. Благородный плющ. Л.Скребцова. Кто прекрасней. Л.Скребцова. Колючий лилипут. Л.Скребцова. История о щучьем хвосте. Л.Скребцова. Лекарство в цветочных горшках. Л.Скребцова. Стойкий бальзамин. Л.Скребцова. Душистые ароматы. | ||
4 неделя | Мы идём в театр. | Барто, А. Л. «Жонглер», « В театре». Григорович, Т. В. «Гуттаперчевый мальчик.» Ду'ров, В. Л. Мои звери Дурова, Н. Ю. Ваш номер. Клиловский, В. В. «Мы идем за кулисы» Куприн, А. Н. «Белый пудель». Чехов А. П. «Каштанка». Сидорова, М. Н. «Памятный день в Шуркиной жизни». В.Драгунский «девочка на шаре», «Не хуже вас, цирковых» | ||
апрель | ||||
1 неделя | Книжкина неделя. | Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка». Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка». Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом. Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузя». Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовенка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость. С. Маршак «Как печатали книгу?» В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо». | ||
2 неделя | 12 апреля - День Космонавтики. Покорение космоса. | Н.Годвилина. У космонавтов праздник. Я.Серпина. Ракеты. В.Степанов. Юрий Гагарин. Г.Сапгир. В небе - медведица. В.Орлов. День космонавтики. Возвращение. А.Хайт. По порядку все планеты. Я.Аким. На Луне жил звездочёт. | ||
3 неделя | Животные жарких стран. | Чтение рассказа Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка». Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Чтение сказки «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Андреева). Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку. К. Чуковский «Черепаха», С. Баруздин «Верблюд». | ||
4 неделя | Наш общий дом – ЗЕМЛЯ. | Сказка «Лесные хоромы», М. Михайлов «Стыдно перед соловушкой», В.Сухомлинский В. Бианки «Рыбий дом»; В. Бианки «Наши птицы»; Г. Ганейзер «На лугу»; Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»; М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»; А. Михайлов «Вот так куколка!»; Н. Осипов «В воде и у воды»; Н. Павлова «Бабочки»; Е. Пермяк «Чижик-пыжик»; М. М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Наши цветы»; Н. Сладков «Пестрые крылья»; Н. Сладков «Солнцеворот» Г. Скребицкий «Четыре художника»; К. Д. Ушинский «Четыре желания»; Г. Снегирев «Кто сажает лес»; | ||
5 неделя | МОНИТОРИНГ | Заучивание стихотворенья Н.Белоусова «Весенняя гостья» Помочь запомнить и выразительно читать одно из стихотворений Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха». Учить детей декламировать стихотворение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием произведения и передаваемым им настроением. Учить подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы. Чтение песенки «Грачи-киричи..», В. Бианки Три весны». познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям. Чтение сказок Э. Шима «Солнце, мороз, ветер», «Камень, ручей, сосулька и солнце». Познакомить детей с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образные выражения в тексте. Закреплять умение точно отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к сказкам и любовь к природе. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает. «Как звери и птицы весну встречали» В. Бианки Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Г. Скребицкий «Март» И.Соколов-Микитов «Ранней весной». | ||
май | ||||
1 неделя | Моя страна. День Победы. | Заучивание стихотворения ко Дню Победы Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма. А. Твардовский «Рассказ танкиста» - чтение рассказа. Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец». А. Митяев «Мешок овсянки». С. Баруздин «Слава». К. Симонов «Сын артиллериста». С. Маршак «Майский праздник в Москве», «Пограничник», «День Победы». | ||
2 неделя | Цветущая весна. | Чтение «Одуванчик» З.Александрова продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Е. Серова «Подснежник». Учить детей понимать содержание поэтического произведения, учить его наизусть. Отрабатывать интонационную выразительность речи, учить отвечать на вопросы по тексту. Воспитывать любовь к природе, к поэзии. Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; точно, выразительно и ясно излагать свои мысли. Развивать поэтический слух - умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения. Н.Нищева «Мать-и-мачеха». Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы. Воспитывать бережное отношение к первоцветам. Чтение произведения А. Блока «После грозы». Закрепить знания детей об изменениях в природе в весеннее время; вызвать желание выражать свои впечатления в образном слове. Т.Ткаченко «Сказки о цветах». Д.Родари. Для чего розам нужны шипы? В.Орлов « Как появились ромашки», «Цветок». | ||
3 неделя | Насекомые | Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» Продолжать знакомить детей с баснями, с их жанровыми особенностями; подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде. Развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Чтение Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы. Чтение заклички «Божья коровка». Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказать закличку. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать. К. Ушинский «Пчёлки на разведках». Г.Снегирев. Жук. О.Григорьев. Комары. И Суриков «На лугу». В.Сеф. Муравей. И.Мазнин. Светлячок. К.Чуковский. Муха-цокотуха. Тараканище. Н.Сладков. Домашняя бабочка. Муравей и сороконожка. | ||
4 неделя | До свидания детский сад. Здравствуй, ЛЕТО! | К.Ушинский. Когда наступает лето. А.Усачев. Что такое лето. С.Маршак. Июнь. Июль. Август. Г.Кружков. Хорошая погода. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе
Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе...
Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе
Список художественной литературы на год в подготовительной группе...
Перспективный план ознакомления с художественной литературой в старшей группе (по Н. Е. Веракса)
Ознакомление с художественной литературой по программе "От рождения до школы" Н. Е.Веракса. Старшая группа....
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ: Изодеятельность и чтение художественной литературы, старшая- подготовительная группы детского сада.
В цикл включены конспекты занятий по творчеству Виталия Бианки: лепка, рисование и аппликация....
Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе...
Перспективное планирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе
Чтение художественной литературы в подготовительной группе....
Перспективный план чтения художественной литературы в подготовительной группе
Список литературы для чтения по месецам...