Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста
консультация по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа)
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 349.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста
Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!
Употребление произведений устного народного творчества в дошкольной организации для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста обусловлено спецификой их содержания и формы произведений устного творчества русского народа, тем, каким образом дети знакомятся с ним, и речевым развитием детей.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, так как в них присутствует мягкий юмор и жизненные ситуации, которые им знакомы.
Устное народное творчество – это огромное наследие каждого народа, которое развивалось веками, отталкиваясь от взгляда на жизнь, общество, природу, показатель его талантов и возможностей.
Через ознакомление и усвоение устного народного творчества у детей формируются не только навыки овладения и усвоения родного языка, но возникает приобщение к культуре своего народа, освоение его красоты, а также они получают первые и важнейшие впечатления о ней.
Поэтому перед педагогом поставлена главная задача по речевому развитию у детей дошкольного возраста – освоить с ними разговорную речь, следовательно, овладеть родным языком.
Словесное творчество – это вид искусства, которое представляет собой один из видов духовного освоения действительности человека для развития творческого воображения окружающего мира, то есть что называется «законом красоты». Воспитательные, познавательные и эстетические качества в произведениях устного народного творчества имеют огромное значение, так как они расширяют детские познания об окружающем их мире, развивают эмоциональную сферу, умения тонко чувствовать ритм и мелодичность родного языка. Знакомство детей с устным народным творчеством должно быть включено как в ежедневные режимные моменты, так и в игровую деятельность.
В игре у ребенка развивается устная речь, фантазия и воображение. Она влияет на развитие духовности, формирует в детях определенные нравственные нормы и правила поведения. В ходе того, как дети осваивают произведения устного народного творчества, у них происходит формирование потребности в художественном слове. В связи с этим возникает важный момент в воспитании и обучении – это более глубокое знакомство дошкольников с разнообразными видами фольклорного творчества. Уже на ранних этапах жизни ребенка возникает возможность его приобщения к народной поэзии при помощи детского фольклора. Одним из ряда важнейших источников развития выразительной речи являются произведения устного народного творчества. В их число входят малые фольклорные формы, а именно загадки, потешки, колыбельные, считалки.
Освоение форм словесного общения начинается с колыбельных песен, что в дальнейшем помогает малышам запоминать слова, словосочетания, осваивать разнообразные стороны речи, такие как лексическую и грамматическую.
Потешки, считалки и заклички – это богатейший материал для развития звуковой культуры речи.
У детей формируется правильное восприятие поэтической речи, а также интонационная выразительность. Сказку в устном народном творчестве называют самым большим чудом.
В ходе чтения сказки мы незаметным образом оказываемся во власти вымышленного сюжета. Сказка призывает нас к борьбе со злом, с врагами, зовет отстаивать добро, справедливость. Она утверждает нравственные законы жизни, предельно ясно выражает принципы нравственного поведения, нормы общения и раскрывает перед нами эстетические идеалы.
С помощью сказок мы верим в силу доброты, которая всегда побеждает и преодолевает трудности в борьбе со злом.
К.Д. Ушинский, говорил: «Не только условным звукам может учиться ребенок, изучая родной язык, но он также пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»
Великий педагог в данных словах подчеркнул не только ожидаемые результаты в освоении родного языка, но и методы изучения языка: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Непосредственное восприятие произведений устного народного творчества – это очень сложный процесс, который развивается во внутренней деятельности малыша, где одновременно принимают участие такие психические процессы, как воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Все эти процессы играют важную роль и выполняют свои функции в развитии общей деятельности – знакомстве с явлениями окружающего мира через искусство.
В дошкольном возрасте начинается переход от первоначального восприятия, несмотря на то, что у детей еще сохраняется специфическое отношение к окружающей действительности, которое сливается с жизненным, к ступеням собственной эстетической деятельности. Последнее реализуется мысленно у детей в активном сопереживании героям. Дошкольники переносят на себя действия, чувства, мысли персонажей. Кроме общих закономерностей восприятия произведений устного народного творчества существуют и специфические, которые отражают особенности познавательной и личностной сфер развития детей на каждом из возрастных этапов.
Отличительная черта в восприятии произведений устного народного творчества дошкольниками данной возрастной категории – это зависимость понимания художественных произведений от непосредственно уже полученного ими личного опыта. Литературный факт, который совпадает с жизненным представлением ребенка, осознается им легко и правильно. Факт же противоречащий опыту, не совпадающий с ним, часто осознается неверно. Сравнение персонажей приводит ребенка к непроизвольной оценке, которую он включает в свой пересказ. В процессе слушания литературного произведения дошкольники, прежде всего, устанавливают наиболее легкие связи, осознаваемые ими, и события, прямо идущие друг за другом и в последующем логически вытекающие из предыдущих.
В центре внимания детей при восприятии произведений устного народного творчества оказывается главный персонаж. Дошкольники интересуются тем, как он выглядит, как он действует и поступает. Самостоятельно представляя себе мысленно героя, воссоздавая его образ в своем воображении, они чаще всего не могут, и поэтому нуждаются в наглядной иллюстрационной опоре. Отношение детей к героям носит ярко окрашенный эмоциональный всплеск. Бурно радуются победе положительных персонажей, благополучному концу произведения, победе добра над злом.
Cледовательно, произведения устного народного творчества входят в жизнь детей с первых дней их жизни и сопровождают их на протяжении всего дошкольного этапа и остаются с ними на всю жизнь. Воспринимая произведения устного народного творчества, дети развиваются со всех сторон, тем самым реализуются педагогические задачи воспитания, развития и образования каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...
Формирование словаря прилагательных в процессе работы над произведениями устного народного творчества в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – период быстрого развития речи, а особенно словаря детей. Его рост находится в зависимости от условий жизни ребенка, его воспитания, поэтому в литературе данные о к...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (средний дошкольный возраст)
Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству....