Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста
консультация по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа)

Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей349.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возрастаhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1572252/6939566d-5d8b-4868-86dd-462e2764f552/s1200?webp=false

Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!

Употребление произведений устного народного творчества в дошкольной организации для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста обусловлено спецификой их содержания и формы произведений устного творчества русского народа, тем, каким образом дети знакомятся с ним, и речевым развитием детей.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, так как в них присутствует мягкий юмор и жизненные ситуации, которые им знакомы.

Устное народное творчество – это огромное наследие каждого народа, которое развивалось веками, отталкиваясь от взгляда на жизнь, общество, природу, показатель его талантов и возможностей.

Через ознакомление и усвоение устного народного творчества у детей формируются не только навыки овладения и усвоения родного языка, но возникает приобщение к культуре своего народа, освоение его красоты, а также они получают первые и важнейшие впечатления о ней.

Поэтому перед педагогом поставлена главная задача по речевому развитию у детей дошкольного возраста – освоить с ними разговорную речь, следовательно, овладеть родным языком.

Словесное творчество – это вид искусства, которое представляет собой один из видов духовного освоения действительности человека для развития творческого воображения окружающего мира, то есть что называется «законом красоты». Воспитательные, познавательные и эстетические качества в произведениях устного народного творчества имеют огромное значение, так как они расширяют детские познания об окружающем их мире, развивают эмоциональную сферу, умения тонко чувствовать ритм и мелодичность родного языка. Знакомство детей с устным народным творчеством должно быть включено как в ежедневные режимные моменты, так и в игровую деятельность.

В игре у ребенка развивается устная речь, фантазия и воображение. Она влияет на развитие духовности, формирует в детях определенные нравственные нормы и правила поведения. В ходе того, как дети осваивают произведения устного народного творчества, у них происходит формирование потребности в художественном слове. В связи с этим возникает важный момент в воспитании и обучении – это более глубокое знакомство дошкольников с разнообразными видами фольклорного творчества. Уже на ранних этапах жизни ребенка возникает возможность его приобщения к народной поэзии при помощи детского фольклора. Одним из ряда важнейших источников развития выразительной речи являются произведения устного народного творчества. В их число входят малые фольклорные формы, а именно загадки, потешки, колыбельные, считалки.

Освоение форм словесного общения начинается с колыбельных песен, что в дальнейшем помогает малышам запоминать слова, словосочетания, осваивать разнообразные стороны речи, такие как лексическую и грамматическую.

Потешки, считалки и заклички – это богатейший материал для развития звуковой культуры речи.

У детей формируется правильное восприятие поэтической речи, а также интонационная выразительность. Сказку в устном народном творчестве называют самым большим чудом.

В ходе чтения сказки мы незаметным образом оказываемся во власти вымышленного сюжета. Сказка призывает нас к борьбе со злом, с врагами, зовет отстаивать добро, справедливость. Она утверждает нравственные законы жизни, предельно ясно выражает принципы нравственного поведения, нормы общения и раскрывает перед нами эстетические идеалы.

С помощью сказок мы верим в силу доброты, которая всегда побеждает и преодолевает трудности в борьбе со злом.

К.Д. Ушинский, говорил: «Не только условным звукам может учиться ребенок, изучая родной язык, но он также пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»

Великий педагог в данных словах подчеркнул не только ожидаемые результаты в освоении родного языка, но и методы изучения языка: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Непосредственное восприятие произведений устного народного творчества – это очень сложный процесс, который развивается во внутренней деятельности малыша, где одновременно принимают участие такие психические процессы, как воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Все эти процессы играют важную роль и выполняют свои функции в развитии общей деятельности – знакомстве с явлениями окружающего мира через искусство.  

 В дошкольном возрасте начинается переход от первоначального восприятия, несмотря на то, что у детей еще сохраняется специфическое отношение к окружающей действительности, которое сливается с жизненным, к ступеням собственной эстетической деятельности. Последнее реализуется мысленно у детей в активном сопереживании героям. Дошкольники переносят на себя действия, чувства, мысли персонажей. Кроме общих закономерностей восприятия произведений устного народного творчества существуют и специфические, которые отражают особенности познавательной и личностной сфер развития детей на каждом из возрастных этапов.  

 Отличительная черта в восприятии произведений устного народного творчества дошкольниками данной возрастной категории – это зависимость понимания художественных произведений от непосредственно уже полученного ими личного опыта. Литературный факт, который совпадает с жизненным представлением ребенка, осознается им легко и правильно. Факт же противоречащий опыту, не совпадающий с ним, часто осознается неверно. Сравнение персонажей приводит ребенка к непроизвольной оценке, которую он включает в свой пересказ. В процессе слушания литературного произведения дошкольники, прежде всего, устанавливают наиболее легкие связи, осознаваемые ими, и события, прямо идущие друг за другом и в последующем логически вытекающие из предыдущих.

 В центре внимания детей при восприятии произведений устного народного творчества оказывается главный персонаж. Дошкольники интересуются тем, как он выглядит, как он действует и поступает. Самостоятельно представляя себе мысленно героя, воссоздавая его образ в своем воображении, они чаще всего не могут, и поэтому нуждаются в наглядной иллюстрационной опоре. Отношение детей к героям носит ярко окрашенный эмоциональный всплеск. Бурно радуются победе положительных персонажей, благополучному концу произведения, победе добра над злом.

Cледовательно, произведения устного народного творчества входят в жизнь детей с первых дней их жизни и сопровождают их на протяжении всего дошкольного этапа и остаются с ними на всю жизнь. Воспринимая произведения устного народного творчества, дети развиваются со всех сторон, тем самым реализуются педагогические задачи воспитания, развития и образования каждого ребенка.

 

C:\Users\Вячеслав\Desktop\черно-бе-ая-тра-иционная-русская-рамка-картины-вектора-в-сти-е-khokhloma-87491152.jpgC:\Users\Вячеслав\Desktop\черно-бе-ая-тра-иционная-русская-рамка-картины-вектора-в-сти-е-khokhloma-87491152.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Формирование словаря прилагательных в процессе работы над произведениями устного народного творчества в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст ­­– период быстрого развития речи, а особенно словаря детей. Его рост находится в зависимости от условий жизни ребенка, его воспитания, поэтому в литературе данные о к...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)

Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....