Конспект интегрированной НОД на тему "Украсим полотенце мордовским узором".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Открытое интегрированное занятие художественно-эстетическому и познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_po_mordvii.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 103»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе

на тему:

«Украшение полотенца мордовским узором»

Подготовила: воспитатель Травова С.В.

Саранск 2016 г.

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента

• Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрических фигур по мотивам народной вышивки.

Задачи:        

Образовательные: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве мордвы. 

Развивающие: развивать умение детей рисовать, упражнять детей в украшении бумажных силуэтов, используя элементы мордовского орнамента.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и уважительное отношение к культуре и творчеству мордовского народа.

Материал:

   • Карточки с элементами мордовского орнамента;

   •  Кукла в мордовском наряде;

   •  Вышитые мордовским узором полотенце, костюмы, макеты посуды.

   • Заготовки для росписи;

   • Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки;

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций мордовской вышивки, орнамента. Чтение мордовских сказок. Разучивание стихотворения М.Филатовой «Мордовия моя»;

Словарная работа:

• Названия элементов орнамента: «крест», «галочки», «ромб», «елочка», «квадрат с продленными сторонами», «восьмиконечная звезда», «ступеньки».

Материал:

  • Карточки с элементами мордовского орнамента;

  •  Кукла в мордовском наряде;

  •  Вышитые мордовским узором полотенце, костюмы, макеты посуды;

  • Заготовки для росписи;

  • Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки;

Ход занятия.

I Вводная часть:

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Ребята, скажите в какой стране мы живем?

Дети: - В Росси.

Воспитатель: - А как называется наша республика. Правильно. Мордовия. Столица Мордовии город Саранск.

Воспитатель: - Ребята давайте расскажем стихотворение М.Филатовой «Мордовия моя», которое вы  выучили к нашему занятию.

1 ребенок:

 Республика родная.

Горжусь тобою я,

Красоты восхваляя.

Здесь солнце ярче светит,

Здесь небо голубее

И нет на всей планете

Земли моей роднее.

2 ребенок:

Леса твои бескрайние,

Озёра светло-синие,

Люблю тебя, Мордовия,

Моя непобедимая.

3 ребенок:

Ты с Русью благородной

Идёшь одной дорогой

Уж тысячу годов.

В войне и в мире верная,

Земля моя любимая!

Живи, цвети, Мордовия,

В святой Руси ценимая.

Воспитатель: Спасибо ребята, очень красивое стихотворение!

 - Ребята, к нам занятие пришла гостья.

(кукла в национальном мордовском костюме)

II Основная часть.

  1.  Беседа о мордовском костюме

 Воспитатель: - Посмотрите, какое у нее красивое платье с красивым орнаментом. В орнаменте всегда отражается характер и культура народа. Поэтому по орнаменту можно определить, к какому народу относится произведение искусства. Как вы думаете, в какой национальный костюм одета наша гостья?

Дети: - Кукла одета в мордовский национальный костюм.

  1.  Рассматривание элементов мордовского орнамента.

Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим элементы мордовского орнамента. (воспитатель обращает внимание детей на расставленные карточки с деталями мордовского орнамента). – В мордовском орнаменте присутствуют такие элементы, как «галочки», «кресты», «ромбы», «квадраты с продленными сторонами», так же «восмиконечная звезда», «ступеньки» и многие другие элементы.

Воспитатель: - А еще, ребята,есть зигзаг, с-образный узоры.

(Выставляются на доску названые элементы орнамента (карточки)

Воспитатель: - Ребята, каждый элемент в мордовском орнаменте имеет свое значение:

- Ромб – символ изобилия, плодородия.        

- Зигзаг – символ воды.

- с-образные фигуры символизируют птиц.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, на каких предметах могут встречаться эти элементы орнамента?

Дети: - На одежде, посуде, игрушках, салфетках, полотенцах.

  1. Рассматривание предметов домашнего обихода Мордвы. Значение символики Мордовского орнамента.

Воспитатель: - Мордовскими узорами украшали, в основном, одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: бог огня – Талава, богиня солнца – Чиава, богиня воды – Ведьава, хранительница леса – Верьява и другие. Украшая свою одежду узорами, люди просили защиту у своих богов.

Воспитатель: - Давайте рассмотрим одежду куклы.

Воспитатель: -  Расцветка мордовской вышивки включает в себя в основном два цвета:

- красный – символизирует любовь, красоту, здоровье,

- черный – нейтральный цвет,

     Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который символизирует жизнь, добро и чистоту.

Воспитатель: - А сейчас, давайте отдохнем и нарисуем в подарок нашей гостье полотенце с мордовским орнаментом.

Физминутка

«Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Вдох и выдох – улыбнитесь

Потихонечку садитесь.

  1. Украшение макетов полотенец мордовским узором.

Воспитатель: - А теперь давайте пройдем за столы и приступим к украшению полотенец. Узор расположен по краям полотенца.

III Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились полотенца.

Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах?

Дети: - «ромб», «треугольник»,  «крест».

Воспитатель: - Вы, ребята, все молодцы! Наша гостья осталась очень довольна. Все ваши полотенца получились яркими, красивыми. Всем спасибо!

Самоанализ

Тема   НОД: «Украсим полотенце мордовским узором»

Вид НОД:  Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.

Форма организации детей: с подгруппой 10 детей .

Доминирующая образовательная область  - художественно-эстетическая.

Задачи: 

• Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента.

• Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрических фигур по мотивам народной вышивки.

1.      Обучающие: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве мордвы .

2. Развивающие: : развивать умение детей рисовать, упражнять детей в украшении бумажных силуэтов, используя элементы мордовского

3.      Воспитательные: воспитывать у детей интерес и уважительное отношения к культуре и творчеству мордовского народа

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,  познавательно – исследовательская.

Материалы и оборудование: таблицы с изображением мордовского орнамента, картинки с изображением мордовских нарядов, кукла-мордовка, предметы домашнего обихода.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа с детьми:

Беседы:         

• Рассматривание иллюстраций мордовской вышивки, орнамента

Чтение: мордовских сказок и стихов.

Взаимодействие с родителями: подготовка детей к проведению НОД

        

Структура НОД: Структура НОД:

Выступили:

  1. Вводная часть (длительность 5 минут)
  1. Сюрпризный момент.  
  1. Основная часть (длительность 15 минут)
  1. Беседа о мордовском костюме.  
  2. Рассматривание элементов мордовского орнамента.
  3. Рассматривание предметов домашнего обихода мордвы.
  4. Физкультминутка.
  5. Украшение макетов полотенец мордовским узором.
  1. Заключительная часть (длительность 5 минут)

              Подведение итога занятия

Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы обучения:

Наглядный: -  карточки с элементами мордовского орнамента, картинки с изображением мордовских нарядов, предметы домашнего обихода.

Словесный: -  стихи, беседа.

Игровой – кукла –мордовка.

Практический– краски красного и черного цвета, бумага.

Вывод: На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.

          Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована  физкультминутка.

     В процессе занятия дети были активны , проявляли интерес к содержанию НОД, были внимательны.

     Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему: Что мы нового узнали на занятии?

Выводы:  Заявленная тема  соответствовала содержанию занятия.

 Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.

Перспектива дальнейшей работы: продолжать развивать знания детей по освоению элементов мордовского орнамента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Зимние узоры на окнах"

Занятие предполагает продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, с характерными признаками зимнего времени года и соотносить с этим периодом особенности жизни животных, растений и яв...

Конспект интегрированного занятия по рисованию на тему " Узоры Деда Мороза"

Занятие с использованием нетрадиционной техники в рисовании - рисование по фольге .Проводится в средней группе....

Конспект интегрированного занятия по рисованию на тему " Узоры Деда Мороза"

Занятие с использованием нетрадиционной техники в рисовании - рисование по фольге .Проводится в средней группе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Морозные узоры»

Продолжить знакомить со свойствами воды.Активизировать употребление имен прилагательных в речи детей.Развивать восприятие, наблюдательность, творческое воображение.Вызвать интерес к созданию образа сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Морозные узоры"

Тема: «Морозные узоры».Возрастная группа: подготовительная.Цель: создать условия для расширения представлений детей о зиме посредством познавательной и творческой деятельности....

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект ООД-Рисование Тема: «Украшение дома мордовским узором» с использованием ИКТ

Цель:формирование ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края.Задачи:способствовать накоплению опыта об  истории культуры родного края;формировать устойчивый  инт...