Конспект интегрированной НОД на тему "Украсим полотенце мордовским узором".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Открытое интегрированное занятие художественно-эстетическому и познавательному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_po_mordvii.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 103»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе
на тему:
«Украшение полотенца мордовским узором»
Подготовила: воспитатель Травова С.В.
Саранск 2016 г.
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента
• Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрических фигур по мотивам народной вышивки.
Задачи:
Образовательные: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве мордвы.
Развивающие: развивать умение детей рисовать, упражнять детей в украшении бумажных силуэтов, используя элементы мордовского орнамента.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес и уважительное отношение к культуре и творчеству мордовского народа.
Материал:
• Карточки с элементами мордовского орнамента;
• Кукла в мордовском наряде;
• Вышитые мордовским узором полотенце, костюмы, макеты посуды.
• Заготовки для росписи;
• Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки;
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций мордовской вышивки, орнамента. Чтение мордовских сказок. Разучивание стихотворения М.Филатовой «Мордовия моя»;
Словарная работа:
• Названия элементов орнамента: «крест», «галочки», «ромб», «елочка», «квадрат с продленными сторонами», «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
Материал:
• Карточки с элементами мордовского орнамента;
• Кукла в мордовском наряде;
• Вышитые мордовским узором полотенце, костюмы, макеты посуды;
• Заготовки для росписи;
• Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки;
Ход занятия.
I Вводная часть:
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, скажите в какой стране мы живем?
Дети: - В Росси.
Воспитатель: - А как называется наша республика. Правильно. Мордовия. Столица Мордовии город Саранск.
Воспитатель: - Ребята давайте расскажем стихотворение М.Филатовой «Мордовия моя», которое вы выучили к нашему занятию.
1 ребенок:
Республика родная.
Горжусь тобою я,
Красоты восхваляя.
Здесь солнце ярче светит,
Здесь небо голубее
И нет на всей планете
Земли моей роднее.
2 ребенок:
Леса твои бескрайние,
Озёра светло-синие,
Люблю тебя, Мордовия,
Моя непобедимая.
3 ребенок:
Ты с Русью благородной
Идёшь одной дорогой
Уж тысячу годов.
В войне и в мире верная,
Земля моя любимая!
Живи, цвети, Мордовия,
В святой Руси ценимая.
Воспитатель: Спасибо ребята, очень красивое стихотворение!
- Ребята, к нам занятие пришла гостья.
(кукла в национальном мордовском костюме)
II Основная часть.
- Беседа о мордовском костюме
Воспитатель: - Посмотрите, какое у нее красивое платье с красивым орнаментом. В орнаменте всегда отражается характер и культура народа. Поэтому по орнаменту можно определить, к какому народу относится произведение искусства. Как вы думаете, в какой национальный костюм одета наша гостья?
Дети: - Кукла одета в мордовский национальный костюм.
- Рассматривание элементов мордовского орнамента.
Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим элементы мордовского орнамента. (воспитатель обращает внимание детей на расставленные карточки с деталями мордовского орнамента). – В мордовском орнаменте присутствуют такие элементы, как «галочки», «кресты», «ромбы», «квадраты с продленными сторонами», так же «восмиконечная звезда», «ступеньки» и многие другие элементы.
Воспитатель: - А еще, ребята,есть зигзаг, с-образный узоры.
(Выставляются на доску названые элементы орнамента (карточки)
Воспитатель: - Ребята, каждый элемент в мордовском орнаменте имеет свое значение:
- Ромб – символ изобилия, плодородия.
- Зигзаг – символ воды.
- с-образные фигуры символизируют птиц.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, на каких предметах могут встречаться эти элементы орнамента?
Дети: - На одежде, посуде, игрушках, салфетках, полотенцах.
- Рассматривание предметов домашнего обихода Мордвы. Значение символики Мордовского орнамента.
Воспитатель: - Мордовскими узорами украшали, в основном, одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: бог огня – Талава, богиня солнца – Чиава, богиня воды – Ведьава, хранительница леса – Верьява и другие. Украшая свою одежду узорами, люди просили защиту у своих богов.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим одежду куклы.
Воспитатель: - Расцветка мордовской вышивки включает в себя в основном два цвета:
- красный – символизирует любовь, красоту, здоровье,
- черный – нейтральный цвет,
Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который символизирует жизнь, добро и чистоту.
Воспитатель: - А сейчас, давайте отдохнем и нарисуем в подарок нашей гостье полотенце с мордовским орнаментом.
Физминутка
«Два хлопка»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Вдох и выдох – улыбнитесь
Потихонечку садитесь.
- Украшение макетов полотенец мордовским узором.
Воспитатель: - А теперь давайте пройдем за столы и приступим к украшению полотенец. Узор расположен по краям полотенца.
III Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились полотенца.
Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах?
Дети: - «ромб», «треугольник», «крест».
Воспитатель: - Вы, ребята, все молодцы! Наша гостья осталась очень довольна. Все ваши полотенца получились яркими, красивыми. Всем спасибо!
Самоанализ
Тема НОД: «Украсим полотенце мордовским узором»
Вид НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.
Форма организации детей: с подгруппой 10 детей .
Доминирующая образовательная область - художественно-эстетическая.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента.
• Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрических фигур по мотивам народной вышивки.
1. Обучающие: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве мордвы .
2. Развивающие: : развивать умение детей рисовать, упражнять детей в украшении бумажных силуэтов, используя элементы мордовского
3. Воспитательные: воспитывать у детей интерес и уважительное отношения к культуре и творчеству мордовского народа
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Материалы и оборудование: таблицы с изображением мордовского орнамента, картинки с изображением мордовских нарядов, кукла-мордовка, предметы домашнего обихода.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа с детьми:
Беседы:
• Рассматривание иллюстраций мордовской вышивки, орнамента
Чтение: мордовских сказок и стихов.
Взаимодействие с родителями: подготовка детей к проведению НОД
Структура НОД: Структура НОД:
Выступили:
- Вводная часть (длительность 5 минут)
- Сюрпризный момент.
- Основная часть (длительность 15 минут)
- Беседа о мордовском костюме.
- Рассматривание элементов мордовского орнамента.
- Рассматривание предметов домашнего обихода мордвы.
- Физкультминутка.
- Украшение макетов полотенец мордовским узором.
- Заключительная часть (длительность 5 минут)
Подведение итога занятия
Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы обучения:
Наглядный: - карточки с элементами мордовского орнамента, картинки с изображением мордовских нарядов, предметы домашнего обихода.
Словесный: - стихи, беседа.
Игровой – кукла –мордовка.
Практический– краски красного и черного цвета, бумага.
Вывод: На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка.
В процессе занятия дети были активны , проявляли интерес к содержанию НОД, были внимательны.
Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему: Что мы нового узнали на занятии?
Выводы: Заявленная тема соответствовала содержанию занятия.
Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.
Перспектива дальнейшей работы: продолжать развивать знания детей по освоению элементов мордовского орнамента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Зимние узоры на окнах"
Занятие предполагает продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, с характерными признаками зимнего времени года и соотносить с этим периодом особенности жизни животных, растений и яв...
Конспект интегрированного занятия по рисованию на тему " Узоры Деда Мороза"
Занятие с использованием нетрадиционной техники в рисовании - рисование по фольге .Проводится в средней группе....
Конспект интегрированного занятия по рисованию на тему " Узоры Деда Мороза"
Занятие с использованием нетрадиционной техники в рисовании - рисование по фольге .Проводится в средней группе....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Морозные узоры»
Продолжить знакомить со свойствами воды.Активизировать употребление имен прилагательных в речи детей.Развивать восприятие, наблюдательность, творческое воображение.Вызвать интерес к созданию образа сн...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Морозные узоры"
Тема: «Морозные узоры».Возрастная группа: подготовительная.Цель: создать условия для расширения представлений детей о зиме посредством познавательной и творческой деятельности....
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект ООД-Рисование Тема: «Украшение дома мордовским узором» с использованием ИКТ
Цель:формирование ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края.Задачи:способствовать накоплению опыта об истории культуры родного края;формировать устойчивый инт...