Роль художественной литературы о войне в развитии духовно-нравственных качеств дошкольников
статья по художественной литературе (старшая группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Литература – это как раз огромный источник, из которого можно почерпнуть много примеров, сложных, неоднозначных, при которых человек стоит перед нравственным выбором, когда поступок, казалось бы, неверный на первый взгляд, становится единственно правильным, потому что совершён по зову сердца, а оно никогда не обманывает. «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым» – пишет Д. С. Лихачёв.

Главным вопросом в этом случае становится умение педагога верно сделать выбор необходимой литературы.

Несомненна роль произведений на тему Великой Отечественной войны, ведь именно на войне, во время тяжёлых и страшных испытаний, которые приходится переживать человеку он может по-настоящему себя проявить: нельзя солгать, избежать ситуации, нужно сделать нравственный выбор, от которого зависит главное – сохранишь ли ты человеческое лицо. Именно произведения о войне несут в себе вечные истины, способствуют выработке нравственной жизненной позиции, они доступны пониманию учащихся и не могут оставить их равнодушными, заставляя задуматься о вечных, истинных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы о войне в развитии духовно-нравственных качеств дошкольников

Как часто мы слышим фразу «духовно-нравственное воспитание». Что оно означает, что мы стараемся воспитать? Прежде всего, нужно разобраться в этих понятиях.

Рассмотрим значение этих слов, определив их корни«духовный» от слова «дух»– то, что наполняет душу человека. Есть выражение «здоровый дух»; то есть духовное воспитание есть воспитание здорового духа.

«Нравственное» от «нрав»«норов»– то, что связано с поведением, характером. Если соединить всё это воедино, то мы должны воспитать здоровую личность, которая принимает нравы общества, ведь часто личность может и жить по правилам общества, но не принимать их в душе, в этом случае возникает некое противоречие, дисгармония в отношениях человека и общества.

Казалось бы, всё просто, и мы должны воспитать личность, принимающую нравы социума, однако возникает проблема: может ли являться абсолютной истиной для каждого человека то, что нравственно для общества?

Наша литература приводит примеры, которые заставляют глубоко задуматься над этим вопросом. Каким же образом всё это можно объяснить молодым читателям? Как суметь совместить все эти понятия, показать их взаимосвязь так, чтобы они правильно поняли разницу между тем, как поступать и жить по каким-либо законам морали или же по совести, руководствуясь сердцем.

Литература – это как раз огромный источник, из которого можно почерпнуть много примеров, сложных, неоднозначных, при которых человек стоит перед нравственным выбором, когда поступок, казалось бы, неверный на первый взгляд, становится единственно правильным, потому что совершён по зову сердца, а оно никогда не обманывает. «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым» – пишет Д. С. Лихачёв.

Главным вопросом в этом случае становится умение педагога верно сделать выбор необходимой литературы.

Несомненна роль произведений на тему Великой Отечественной войны, ведь именно на войне, во время тяжёлых и страшных испытаний, которые приходится переживать человеку он может по-настоящему себя проявить: нельзя солгать, избежать ситуации, нужно сделать нравственный выбор, от которого зависит главное – сохранишь ли ты человеческое лицо. Именно произведения о войне несут в себе вечные истины, способствуют выработке нравственной жизненной позиции, они доступны пониманию учащихся и не могут оставить их равнодушными, заставляя задуматься о вечных, истинных ценностях.

Кроме того, существует мнение, что «именно война спасла нашу литературу, сбила уже окостеневшую шкалу навязанных ей лжеценностей», ведь о таких понятиях, как: любовь и ненависть, жизнь и смерть, боль и разлука – невозможно писать, следуя каким-либо идеологическим установкам. Правда жизни диктует своё, тем самым наполняя книги общечеловеческим содержанием.

Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла им мир и человека в таких высоких и в таких страшных проявлениях, что забыть об этом просто невозможно. И хотя наш народ залечил тяжелые раны войны, а на месте руин и пепелищ выросли новые города и села, и заросли окопы и траншеи, все же живет в памяти народной великий подвиг воинов и партизан.

Представить этот подвиг во всех деталях, возобновить героические и трагические страницы войны помогает русская литература. К произведениям, написанным о войне по горячим следам, каждый год прибавляет новые романы, повести и стихотворения. Пишут их авторы, которые сами были участниками войны, и авторы, у которых она отобрала детство. Чем больше проходит времени, тем суровее, правдивее, беспощаднее литература наша видит минувшую войну, ее кровь, боль, грязь, голод и жестокость.

В современных же произведениях война показана без напыщенного героизма, так как она была для нашего народа невиданно тяжелой, трудной, кровавой.

Великая Отечественная война – очень важный этап не только в истории нашей Родины. Жизни миллионов наших соотечественников были положены на алтарь победы над фашизмом в этой самой жестокой и кровопролитной войне.

СЛАВА

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.

Но мы еще на полпути,

И слава мертвых окрыляет

Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:

На слезы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать. (1942г. Константин Симонов)

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего школьного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Можно рассказать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания.

А много ли знают сегодня наши дети о войне? О том, как погибали старики, женщины и дети, как рушились мечты и надежды?

И вот именно книга становится ответом на поставленные вопросы и средством духовно-нравственного воспитания на всех этапах становления личности. Она способна научить маленьких читателей ценить то, что есть в их жизни.

Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений?

Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза.

Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются зверствам фашизма, нападения на мирных жителей.

Правила чтения дошкольникам литературы о войне :

• Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.

• Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.

• Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).

• Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.

Самыми интересными книгами о войне для детей всегда были те, где главные герои — их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр. Война не оставила им время на детство, они обязаны были взрослеть.

В дошкольном учреждении необходимо использовать красочно оформленные книги, в том числе и русские сказки, учащие добру, любви к родной земле, готовности стать на ее защиту.

С. Алексеев — известный детский писатель в своей книге «Рассказы о войне» сумел немудреным и понятным языком донести детям, что значит реальная война. Он писал о реальных людях, об их подвигах и героизме. Учил гордиться своими предками и воспитал любовь к Родине, дух патриотизма.

Из детского рассказа С. Баруздина — «Шел по улице солдат» школьники узнают о необыкновенном человеке, который тысячу раз сражался за Родину и побеждал. Он солдат, он герой. Он множество раз погибал, и не погиб. Это рассказ о дедах и прадедах, воевавших в годы Отечественной войны. Они все были настоящими героями.

Пережить блокаду Ленинграда и встретиться лицом к лицу с недетскими трудностями — выпало на долю трёх совсем юных девочек-школьниц. Это реалистичная история о настоящей дружбе, преданности, искренности и мужестве раскрыта в книге Верейской Е. — «Три девочки» .

Интересны и познавательны и такие детские книги о войне : Воронкова Л. «Девочка из города» Эта история о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.

Или взять повесть Л. Кассиля «Улица младшего сына».Она посвящается трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.

Для младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут и стихи о войне : Барто А. «В дни войны» ,Берестов В. «Мужчина»,Карпров И. «Мальчики»,Михалков С «.Детский ботинок»«Десятилетний человек»,Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие.

Из книг дошкольники с удовольствием узнают о детях, своих сверстниках, в годы Великой Отечественной войны, их жизни, делах и подвигах.

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Список, рекомендуемой литературы о войне

Младшая группа:

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане»

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.

Средняя группа:

Георгиевская С. «Галина мама»

Митяев Анатолий «Почему Армия родная»

«Таежный подарок».

Чтение стихотворений«Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский

Чтение стихотворений«Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Чтение стихотворений«Победой кончилась война» Т. Трутнева,

Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»

Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие»). Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие литературные произведения :

Старшая группа:

Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад»

Соболев Леонид «Батальон четверых»

Алексеев Сергей «Орлович-воронович»«Шинель» Е. Благинина

Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Черкашин «Кукла»

Подготовительная группа:

Л. Кассиль «Главное войско»

Митяев Анатолий «Землянка»

Лавренев Б. «Большое сердце»

Зотов Борис «Судьба командарма Миронова»

«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

Л. Кассиль «Памятник солдату»«Твои защитники»

С. Баруздин «Рассказы о войне»

С. Михалков «День Победы»

С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

В этом году мы празднуем 75-летие великой Победы. Детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.

Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как “какое-то там воспитание” или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли. Ведь становление русского боевого духа – неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.

При знакомстве детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с темой войны перед нами стоят три основные задачи:

• Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.

• Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.

• Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.

В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах. Вот некоторые из них:

Солдатская сказка К. Паустовского “Похождения жука-носорога“. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке, которая она и получила за свою доброту от солдата. А также о необыкновенной любви к своей Родине, к своему краю, к природе, которая нас окружает.

Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие.

Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его«Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне : обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке.

С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

Повесть-сказка “Крайний случай” замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

В конце говорится о памятнике солдату Ивану, главному герою книги. В книге это обыграно очень сказочно. Когда выстрелил в Ивана Фриц – Рыжий лис (фашист, то он «не упал – побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжёлым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо. Бронзовой – девочка на его руках…»

И здесь мы можем подойти к рассказу о реальном памятнике – это и будет связь книги и событий «дней минувших» с нашей современностью. В книге есть иллюстрация. Памятник «Воину-освободителю» скульптора Вучетича находится в Берлине. Это один из трех находящихся в Берлине советских мемориалов. Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Здесь захоронено 7000 советских воинов.

Такой подбор литературных произведений формирует бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляет детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриот, патриотизм.

Вызвать интерес к военной книге можно и через краеведческую работу.

В нашем ДОУ центром патриотического воспитания является краеведческий мини- музей. В нем находятся экспозиции, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны. Здесь же боевые награды, фотографии и письма с фронта, экспонаты с мест сражений, списки погибших… Все это служит объектом для воспитания подрастающего поколения.

Формы занятий в мини-музее самые разнообразные:

обзорные и тематические экскурсии,

уроки мужества,

уроки истории, краеведения и литературы.

В этом месте всегда царит особая атмосфера. Здесь ребята разговаривают вполголоса, их лица сразу становятся серьезными, сосредоточенными.

Более подробно хочется остановиться на занятиях мужества, которые проходят перед 9 мая. Перед педагогом стоит важная и ответственная задача: рассказать о тех далеких событиях так, чтобы ребенок душой понял и почувствовал, что такое война, какою ценою была завоёвана Победа. Поэтому рассказывая о войне, я привожу примеры как из литературных произведений, так и из местного материала. И это переплетение дает то, что на многие произведения о войне ребята начинают смотреть по-другому.

Во время чтения таких произведений всегда происходит сопереживание. Именно сопереживание помогает детям понять, что значит любить Родину, быть готовым отдать жизнь во имя сохранения жизни других людей.

Таким образом, чтение произведений о войне позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщает ребят к культурному наследию страны и "малой родины", учит любить, уважать свой народ, землю, край, Родину.

Сегодня, когда пересматриваются ценности, когда рушатся старые идеалы, остро стоит вопрос о формировании нравственного ориентира современной молодёжи. Для молодого поколения, живущего в век постмодернистской игровой литературы, очень важную роль играют произведения о войне, несущие незыблемые вечные истины. Известно, что словесное искусство, как наиболее духовная область человеческой деятельности, обладает огромными воспитательными возможностями. Оно учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу, а, в конечном счёте, способствует выработке нравственной жизненной позиции и обретению истинных ценностей. Безусловно, среди многочисленных художественных творений в плане эстетического воздействия и этического воспитания высоких гражданских чувств особое место занимают произведения, написанные на тему Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Особую роль при знакомстве ребят с произведениями на тему войны играют литературно-музыкальные композиции, которые могут готовиться воспитателями совместно с музыкальными руководителями и педагогами дополнительного образования ДОУ. Ребята не просто при этом играют роли, а как будто проживают на сцене волнующие минуты; очень сильно эмоциональное воздействие таких мероприятий. Именно воспоминания об этих ярких минутах, мне кажется, и являются самым действенным средством духовно-нравственного воспитания.

В итоге, хочется отметить, что, конечно, могут меняться люди, время, взгляды, но духовно-нравственная составляющая должна быть неизменной. В соответствии с ней для нашей программы избираются именно важные для жизни детей произведения, которые помогают им стать настоящими людьми, поэтому роль произведений на тему Великой Отечественной войны несомненна и, конечно, тесно связана с личностью педагога, с его духовно-нравственной культурой.

Подводя итоги проделанной работы, мы считаем, что у наших воспитанников заложены основы нравственно-патриотических чувств. Они с признательностью чтят память тех, кто оставил им в наследство мирное небо, гордятся теми, кто своим трудом укрепляет мощь нашей Родины, охраняет её рубежи.

О Великой Отечественной войне написано немало книг – стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. Литература о войне – особенная. Она отражает величие советских солдат и офицеров, их безграничную любовь к Родине.

Произведения о войне глубоко волнуют читателей разных времен, заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах (о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти). Литература о Великой Отечественной войне - дань памяти подвигу тех, кто приближал великую Победу, кто отстоял свободу, доказал ценой собственной жизни, что главное в нашем мире - Добро, Милосердие и Сострадание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей

В статье говорится о правильном подборе книг. Что предпочтительнее читать детям, какие жанры выбирать....

Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст )

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка          ( младший дошкольный возраст ). Общеизвестно воздействие художественной литера...

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»...