Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка
статья в родительский уголок июнь 2022
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка велико. Велика и её роль в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович и др.). Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека. Возраст до 5 лет богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное воспитательное значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вид.
Основная задача является – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Проблема восприятия литературного произведения разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование детского восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
Формирование у дошкольника культуры речи, развитие поэтического слуха.
Культура речи – явление многоаспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передачи мыслей и чувств в процессе общения.
Рассмотрим основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи.
Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимы содержание и умение применять усвоенные слова в связном высказывании.
Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи – звукопроизношение; темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по – своему влияют на связность изложения того или иного содержания.
Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Во II младших группах и средних группах эти оценки сначала даёт воспитатель. Затем он привлекает к этому и детей (вопросы: чей рассказ вам понравился? Чем? Как рассказывала Оля? Интересно ли было слушать Ваню? Какие слова из его рассказа вам запомнились? И т.п.).
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки-песенки и т.д., а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений и т.д., привыкая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации высказывания, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки-потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы, небольшие стихотворения, сказки и малые фольклорные формы – песенки-потешки, пословицы, загадки, поговорки и т.д.
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка
статья в родительский уголок июнь 2022
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка велико. Велика и её роль в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович и др.). Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека. Возраст до 5 лет богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное воспитательное значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вид.
Основная задача является – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Проблема восприятия литературного произведения разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование детского восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
Формирование у дошкольника культуры речи, развитие поэтического слуха.
Культура речи – явление многоаспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передачи мыслей и чувств в процессе общения.
Рассмотрим основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи.
Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимы содержание и умение применять усвоенные слова в связном высказывании.
Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи – звукопроизношение; темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по – своему влияют на связность изложения того или иного содержания.
Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Во II младших группах и средних группах эти оценки сначала даёт воспитатель. Затем он привлекает к этому и детей (вопросы: чей рассказ вам понравился? Чем? Как рассказывала Оля? Интересно ли было слушать Ваню? Какие слова из его рассказа вам запомнились? И т.п.).
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки-песенки и т.д., а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений и т.д., привыкая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации высказывания, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки-потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы, небольшие стихотворения, сказки и малые фольклорные формы – песенки-потешки, пословицы, загадки, поговорки и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....
Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей
В статье говорится о правильном подборе книг. Что предпочтительнее читать детям, какие жанры выбирать....
Роль художественной литературы в воспитании ребёнка.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее ...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст )
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст ). Общеизвестно воздействие художественной литера...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста пре...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей.
Как правильно подобрать книги. Что предпочтительнее читать детям, какие жанры выбирать....