Проектная работа «Мир русских сказок и былин» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Целью проекта является формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eltsova_i.v.doc | 979.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Проектная работа
«Мир русских сказок и былин»
Участники: воспитанники подготовительной
группы № 3
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»,
Руководитель: Ельцова И. В.
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегурочка
г. Югорск, 2021 г.
Введение
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
«Слава русской стороне!
(Н. Кончаловская)
Дошкольное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] является в том, что в последнее время дошкольное образование большое внимание обращает на нравственно - патриотическое воспитание с помощью литературных памятников русской культуры.
ФГОС на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны…
Образовательная область «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, формирование духовных ценностей…
Образовательная область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях…
В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых – народ.
У сказки и былины часто похож стиль написания. Есть зачин, концовка, главный герой, который положительный. Былина отличается от сказки тем, что там зачастую главными героями являются богатыри. Их действия вполне могли быть в реальной жизни, а вот в сказках волшебные персонажи присутствуют, или волшебные предметы, или волшебный и нереальный сюжет. В былинах герои побеждают зло без волшебства, в отличие от сказок. Часто в былине есть персонаж, в котором воплощены лучшие качества народа. Например, былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Или сказка «Марья Моревна». Мораль в былинах - любовь и защита Отечества, а в сказках разная.
Данная работа посвящена, русским былинам и сказкам.
Актуальность проекта.
Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
Русская народная сказка и былина - это память народа, важная составная часть культуры народа. Каждый человек должен знать и уважать древнюю культуру своего народа. Каждая сказка и былина – это какая – то новая сторона большой души народа и русского характера.
Целью проекта является формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин.
Задачи.
Учить понимать и выделять особенности русских сказок и былин, оценивать поступки героев.
- Развивать связную речь, внимание, память, наглядное мышление.
- Воспитывать уважение к русским народным былинам и сказкам.
Методы и приёмы необходимые для достижения цели:
- теоретический анализ печатных источников электронных источников информации (изучить литературу о русских народных былинах и сказках);
- подбор иллюстрации к сказкам и былинам;
- беседы с библиотекарями центральной городской библиотеки;
- в центральной городской библиотеке (подбор русских сказок и былин)
- беседы с родителями (опрос родителей в чате группы).
- виртуальная экскурсия «В гости к Илье Муромцу»;
- анализ полученных информаций и фактов;
Тип проекта:
- по количеству участников - групповой;
- по направленности: познавательно- речевой, творческий;
- по контингенту: дети 6 - 7 лет;
-по продолжительности: краткосрочный
План реализации проекта:
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Сбор материала.
3. Анализ полученных данных.
4. Получение продукта проекта
5. Представление проекта.
Основная часть.
Анализ хода работы:
Выделение и постановка проблемы. Изучая с ребятами материалы при подготовке к проекту на тему «Мир русских сказок и былин», мы пришли к выводу, что мы не знаем о том, как отличить былины от русских сказок, что нам хотелось бы больше узнать об этом.
Проанализировав, опрос родителей в чате группы выяснили, что во многих семьях есть русские народные сказки и былины, но дети не знают, в чем сходство и различие
русских сказок и былин.
В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, решили мы вспомнить про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Так возникла идея совместного проекта ««Мир русских сказок и былин».
Копилка проекта. Для сбора информации мы обратились к таким источникам, как справочная литература, изучили, что такое сказка и былина?. Изучили, кто такой богатырь? Предложили родителям и детям подобрать детскую художественную литературу: русских сказок и былин.
Дети вместе с родителями, искали информацию, подобрали материал по теме «Мир русских сказок и былин» (иллюстрации к сказкам, аудио сказки, мультфильмы, помогали оформлению книжного уголка «Мир русских сказок и былин»). Большую помощь в сборе информации, оказали сотрудники центральной городской детской библиотеки, через центральную городскую детскую библиотеку были подобраны книги по теме. Так же была проведена виртуальная экскурсия: «В гости к Илье Муромцу». Экскурсии пополнила знания детей о том, что надо знать историю своей страны, знакомится с древними городами России. Ведь не зная прошлого, сложно представить себе будущее, а значит, сложно его построить. (Приложение, фото 1, 2, 3 … 18)
В результате проведенной работы собрана информация о народных русских сказках и былинах.
Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость сказок и былин. Они очень важны для детей. Во все времена у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Пусть путешествие «В мир русских сказок и былин» послужит началом будущих открытий: в мир русского воинства, героических поступков, мир фантазий и вымысла. Был подобрана следующая копилка.
Копилка проекта:
- иллюстрации к сказкам и былинам;
- книжный уголок «Мир русских сказок и былин» (Приложение 1, фото 1, 2, 3, 4);
- совместное творчество родителей и детей по теме «Мир русских былин» (Приложение 2, Фото 1, 2);
- родительский десант «Чтение былин» (Приложение 3, фото 1,2,3);
- акция «Читаем дома» в рамках проекта «Мир русских сказок и былин» (Приложение 4, фото 1, 2, 3, 4, 5);
- аудиосказки.
Картотека проекта. Проанализировав полученную информацию, приступили к практической работе.
Затем мы с детьми составили морфотаблицу. (Приложение 5, таблица, фото 1, 2), в которой отобразили:
Объекты:
- Сказки
- Былины.
Признаки:
- Автор и словесная форма. (В сказках автор – руский народ, словесная форма - устное народное творчество. В былинах автор – русский народ; словесная форма - устное народное творчество)
- Время пояления . (Сказки существуют с древних времен. Былины существуют с древних времен)
- Построение (Как рассказывали сказки и былины). (Сказки рассказывали простой обычной речью. Былины пели песней в сопровождении гуслей)
- Главная черта (основа сказок и былин). (Главная черта сказок – вымысел. Главная черта былин – не свойственна передача исторических фактов)
- Герои сказок и былин. (Герои в сказках являются вымышленными. Герои в былинах – существовали в истории на самом деле)
- Сила героев сказок и былин. (В сказках герои наделены волшебной силой. В былинах богатыри наделены только физической силой)
- Мотивация (объяснение, пояснение) поступков героев сказок и былин.(В сказках герои отправлялись ради спасения любимой, завоевания доверия )семьи, обогащения или просто ради забавы. В былинах поступки героев – богатырей направлены на защиту родной земли)
- Мудрость сказок и былин. (Мудрость сказок состоит в том. Что они учат быть добрыми, честными, справедливыми, смелыми. Мудрость былин учат служению и защите Родины)
- Итог. (Выявили два сходства - в сказках и былинах автор – руский народ, словесная форма - устное народное творчество; сказки и былины существуют с древних времен (+). Различия: построение (как рассказывали сказки и былины; главная черта (основа сказок и былин); герои сказок и былин; сила героев сказок и былин; мотивация (объяснение, пояснение) поступков героев сказок и былин; мудрость сказок и былин (-)
Модель проекта. Для систематизации знаний, полученных детьми в ходе проекта мы разработали, модель, в которой, отобразили: сходство и различие сказок и былин. (Приложение 6, фото 1).
Продуктом проектной деятельности стали:
Альбом «Портреты русских богатырей» (Приложение 7, фото 1, 2, 3, 4, 5)
Сценарий театрализованного представления «Русские богатыри» (Приложение 8)
Заключение.
Сказки и былины – учат жизни! Русские сказки, былины - это мир, где всё живет по обычаям и традициям своих предков. Мудрость народная живет в сказках и былинах российского народа. В ходе своей работы мы доказали и убедилась, что тема, была выбрана правильно, она очень актуальна в наше время. Цель исследования – достигнута. Данный проект был направлен формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин.
Проводимые мероприятия в рамках данного проекта, позволили сформировать знания о том, чему учат данные сказки и былины.
Перспектива дальнейшей деятельности сравнение образов русских богатырей в былинах и современной мультипликации.
Список используемых источников:
- Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
- Иллюстрации с сайта в Интернете
- Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.
- Интернет-сайт Википедия
Приложение 1
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3. Фото 4.
Приложение 2
Фото 1.
Фото 2.
Приложение 3
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Приложение 4
Фото 1
Фото 2.
Фото 3.
.
Фото 4.
Фото 5.
Приложение 5
Фото 1.
Фото 2.
Приложение 6
Модель
Фото 1.
Приложение 7
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Приложение 8
Сценарий театрализованного представления «Русские богатыри» подготовительной группе.
Цель: формирование у детей представления о былинных богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
1. Оживить представление детей о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
2. Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях.
3. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
Действующие лица:
Любава –
Аленушка-
Василиса-
Илья Муромец -
Добрыня Никитич -
Алеша Попович –
Ведущий -
Ведущий –сказитель
В древние, давние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники - славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую.
Ребенок:
Гремели славы в сказках и былинах
Три друга
Три товарища старинных
Плечом к плечу с врагами бились три богатыря
Алеша и Добрыня и Илья.
Прошло веков немало, но доныне
Мы знаем эти лица на картине
И память вечную хранит о вас
Родина земля
Алеша и Добрыня и Илья
1.Ребенок.
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
2. Ребенок.
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены
Все рубежи родной страны!
Ведущий –сказитель.
Уходили богатыри в поход, а красны девицы дома оставались, рукоделием занимались. (Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)
1 - я девочка:
Позолоченная прялица.
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.
2 - я девочка:
Горница наша большая,
Да красивая такая.
Посидим – ка у окошка,
Подождем гостей немножко.
Скоро к нам они придут,
Песни. Пляски заведут
(раздается стук, входят добрые молодцы)
3 - я девочка:
Кто там? Заходи кому охота!
Да ведь это наши добрые молодцы!
Мальчики:
Дома ли вы, девицы? Дома ли, красавицы?
Девочки:
Дома!
Расскажите нам про ваши подвиги великие!
Илья Муромец.
Ох, и много в Чернигове я побил врагов.
Прямая дорога травой заросла, никто по ней не езживал. Засел там у речки Соловей – разбойник, свистел он по- соловьиному, рычал по- звериному, от его свиста все цветочки осыпалися, а люди замертво падали. Не честь, не хвала, мне молодцу, идти дорогой окольной. Я пошел дорогой прямой, да взял я свой лук и пустил стрелу в разбойника. И перестал он свистеть по-соловьиному, кричать по-звериному, да стращать малых детушек.
Добрыня Никитич.
Наказала мне матушка не ходить в чисто поле, не купаться в Бучай-реке. Не послушался я ее, и встретил там Змея-Горыныча. Стало пугать меня чудище. Но не испугался я, а достал свой меч и победил все три головы Змея. Эй же вы, люди русские! Выходите на вольный свет, расходитесь по своим домам, да вспоминайте русского богатыря. Без него вам бы век сидеть в змеином плену.
Алеша Попович.
Еду я с поля боя, бился с Тугарином, сыном Змеевым. Сам он трёх саженей росту был, изо рта пламень, из ушей дым столбом, все его боялись лютого. Вызвал я его на бой в чисто поле, да и хитростью взял, попросил Тугарина оглянуться назад, а сам взмахнул острой саблей и отсек ему голову, так и упал Змеевич во сырую землю.
Исполняется песня-танец «Богатырская наша сила»
Ребенок:
Рассказали мы
Про дела старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава Русская!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Лук от семи недуг».
Введение.Пища 3-4 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу «взрослого» стола.Если что-то ...
Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Удобные сапожки одели наши ножки"
Из опыта работы замечаем, что современная детская обувь красивая, но не всегда подобрана молодыми родителями с учетом анатомических и физиологических особенностей стопы ребенка. А также замечаем,...
Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Польза стакана молока"
Пища 2-3 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу «взрослого» стола.Если что-то из этого ...
Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Зачем детям нужно знать пословицы о Родине?».
Чувство патриотизма – это взрослое чувство. Только повзрослев, мы осознаем, как близка нам наша Родина, как сильно туда тянет. Ощущение земли, на которой ты родился, как родины сплачивает гражда...
Проектная работа "Секреты хантыйских и мансийских сказок" с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Сказки народов манси и ханты очень интересны, красивы, познавательны. Тема сказок разнообразна, но в каждой из них отражена жизнь народа, мудрость народа, его мечты. В мансийских и хантыйских сказках,...
Проектная работа «Удивительный животный мир Югры» с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ.
Актуальность проекта. Состоит в том, чтобы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты- Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что прир...
Проектная работа «Моя любимая русская сказка» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Актуальность темы:Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая ос...