Проектная работа «Мир русских сказок и былин» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Целью проекта является формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_eltsova_i.v.doc979.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Проектная работа

«Мир русских сказок и былин»

Участники: воспитанники подготовительной

группы № 3

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»,

Руководитель: Ельцова И. В.

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегурочка

г. Югорск, 2021 г.

Введение 

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

 И про эту старину

 Я рассказывать начну,

 Чтобы дети знать могли

 О делах родной земли.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела

 Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

 «Слава русской стороне!

(Н. Кончаловская)

    Дошкольное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] является  в том, что в последнее время дошкольное образование большое внимание обращает на нравственно - патриотическое воспитание с помощью литературных памятников русской культуры.

    ФГОС на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными областями:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны…
Образовательная область «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, формирование духовных ценностей…

Образовательная область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях…  

    В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых – народ.

    У сказки и былины часто похож стиль написания. Есть зачин, концовка, главный герой, который положительный. Былина отличается от сказки тем, что там зачастую главными героями являются богатыри. Их действия вполне могли быть в реальной жизни, а вот в сказках волшебные персонажи присутствуют, или волшебные предметы, или волшебный и нереальный сюжет. В былинах герои побеждают зло без волшебства, в отличие от сказок. Часто в былине есть персонаж, в котором воплощены лучшие качества народа. Например, былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Или сказка «Марья Моревна». Мораль в былинах - любовь и защита Отечества, а в сказках разная.
   Данная работа посвящена,
 русским былинам и сказкам.

    Актуальность проекта.

    Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков. 

    Русская народная сказка и былина - это память народа, важная составная часть культуры народа. Каждый человек должен знать и уважать древнюю культуру своего народа. Каждая сказка и былина – это какая – то новая сторона большой души народа и русского характера.

    Целью проекта является формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин.

    Задачи.

    Учить понимать и выделять особенности русских сказок и былин, оценивать поступки героев.
- Развивать связную речь, внимание, память, наглядное мышление.

- Воспитывать уважение к русским народным былинам и сказкам.

    Методы и приёмы необходимые для достижения цели:

- теоретический анализ печатных источников электронных источников информации (изучить литературу о русских народных былинах и сказках);

- подбор иллюстрации к сказкам и былинам;

 - беседы с библиотекарями центральной городской библиотеки;

 - в центральной городской библиотеке (подбор русских сказок и былин)

- беседы с родителями (опрос родителей в чате группы).

- виртуальная экскурсия «В гости к Илье Муромцу»;

 - анализ полученных информаций и фактов;

    Тип проекта:

- по количеству участников - групповой;

- по направленности: познавательно- речевой, творческий;

- по контингенту: дети 6 - 7 лет;

-по продолжительности: краткосрочный

    План реализации проекта:

1. Выделение и постановка проблемы.

2. Сбор материала.

3. Анализ полученных данных.

4. Получение продукта проекта

5. Представление проекта.

    Основная часть.

    Анализ хода работы:

    Выделение и постановка проблемы. Изучая с ребятами материалы при подготовке к проекту на тему «Мир русских сказок и былин», мы пришли к выводу, что мы не знаем о том, как отличить былины от русских сказок, что нам хотелось бы больше узнать об этом.

    Проанализировав, опрос родителей в чате группы выяснили, что во многих семьях есть русские народные сказки и былины, но дети не знают, в чем сходство и различие

русских сказок и былин.

    В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, решили мы вспомнить про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Так возникла идея совместного проекта ««Мир русских сказок и былин».

    Копилка проекта. Для сбора информации мы обратились к таким источникам, как справочная литература, изучили, что такое сказка и былина?. Изучили, кто такой богатырь? Предложили родителям и детям подобрать детскую художественную литературу: русских сказок и былин.

    Дети вместе с родителями, искали информацию, подобрали материал по теме «Мир русских сказок и былин» (иллюстрации к сказкам, аудио сказки, мультфильмы, помогали оформлению книжного уголка «Мир русских сказок и былин»). Большую помощь в сборе информации, оказали сотрудники центральной городской детской библиотеки, через центральную городскую детскую библиотеку были подобраны книги по теме. Так же была проведена виртуальная экскурсия: «В гости к Илье Муромцу». Экскурсии пополнила знания детей о том, что надо знать историю своей страны, знакомится с древними городами России. Ведь не зная прошлого, сложно представить себе будущее, а значит, сложно его построить. (Приложение, фото 1, 2, 3 … 18)

    В результате проведенной работы собрана информация о народных русских сказках и былинах.

    Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость сказок и былин. Они очень важны для детей. Во все времена у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.  

    Пусть путешествие «В мир русских сказок и былин» послужит началом будущих открытий: в мир русского воинства, героических поступков, мир фантазий и вымысла. Был подобрана следующая копилка.

    Копилка  проекта:

 - иллюстрации к сказкам и былинам;

 - книжный уголок «Мир русских сказок и былин» (Приложение 1, фото 1, 2, 3, 4);

- совместное творчество родителей и детей по теме «Мир русских былин» (Приложение 2, Фото 1, 2);
- родительский десант «Чтение былин» (Приложение 3, фото 1,2,3);
- акция «Читаем дома» в рамках проекта «Мир русских сказок и былин»
(Приложение 4, фото 1, 2, 3, 4, 5);
 - аудиосказки.

    Картотека проекта. Проанализировав полученную информацию, приступили к практической работе.

Затем мы с детьми составили морфотаблицу. (Приложение 5, таблица, фото 1, 2), в которой отобразили:

    Объекты:

  1. Сказки
  2.  Былины.

    Признаки:

  1. Автор и словесная форма. (В сказках автор – руский народ, словесная форма - устное народное творчество. В былинах автор – русский народ; словесная форма -  устное народное творчество)
  2. Время пояления . (Сказки существуют с древних времен. Былины существуют с древних времен)
  3. Построение (Как рассказывали сказки и былины). (Сказки рассказывали простой обычной речью. Былины пели песней в сопровождении гуслей)
  4. Главная черта (основа сказок и былин). (Главная черта сказок – вымысел. Главная черта былин – не свойственна передача исторических фактов)
  5. Герои сказок и былин. (Герои в сказках являются вымышленными. Герои в былинах – существовали в истории на самом деле)
  6.  Сила героев сказок и былин. (В сказках герои наделены волшебной силой. В былинах богатыри наделены только физической силой)
  7. Мотивация (объяснение, пояснение) поступков героев сказок и былин.(В сказках герои отправлялись ради спасения любимой, завоевания доверия )семьи, обогащения или просто ради забавы. В былинах поступки героев – богатырей направлены на защиту родной земли)
  8. Мудрость сказок и былин. (Мудрость сказок состоит в том. Что они учат быть добрыми, честными, справедливыми, смелыми. Мудрость былин учат служению и защите Родины)
  9. Итог. (Выявили два сходства -  в сказках и былинах автор – руский народ, словесная форма - устное народное творчество; сказки  и былины существуют с древних времен (+). Различия: построение (как рассказывали сказки и былины; главная черта (основа сказок и былин); герои сказок и былин; сила героев сказок и былин; мотивация (объяснение, пояснение) поступков героев сказок и былин; мудрость сказок и былин (-)

    Модель проекта.  Для систематизации знаний, полученных детьми в ходе проекта мы разработали, модель, в которой, отобразили: сходство и различие сказок и былин. (Приложение 6, фото 1).

    Продуктом проектной деятельности стали:

 Альбом «Портреты русских богатырей» (Приложение 7, фото 1, 2, 3, 4, 5)

 Сценарий театрализованного представления «Русские богатыри» (Приложение 8)

Заключение.

    Сказки и былины – учат жизни! Русские сказки, былины - это мир, где всё живет по обычаям и традициям своих предков. Мудрость народная живет в сказках и былинах российского народа. В ходе своей работы мы доказали и убедилась, что тема, была выбрана правильно, она очень актуальна в наше время. Цель исследования – достигнута. Данный проект был направлен формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин.

    Проводимые мероприятия в рамках данного проекта, позволили сформировать знания о том, чему учат данные сказки и былины.

    Перспектива дальнейшей деятельности сравнение образов русских богатырей в былинах и современной мультипликации.

Список используемых источников: 

  1. Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
  2.  Иллюстрации с сайта в Интернете
  3. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.
  4.  Интернет-сайт Википедия

Приложение 1

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.  Фото 4.

Приложение 2

Фото 1.

Фото 2.

Приложение 3

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Приложение 4

 

Фото 1

 Фото 2.

 

Фото 3.

.

Фото 4.

Фото 5.

Приложение 5

Фото 1. 

Фото 2.

Приложение 6

Модель

Фото 1.

Приложение 7

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

         

Фото 4.

 

Фото 5.

Приложение 8

 

Сценарий театрализованного представления «Русские богатыри» подготовительной группе.
Цель: формирование у детей представления о былинных богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

1. Оживить представление детей о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

2. Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях.

3. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.

Действующие лица:

Любава –

Аленушка-

Василиса-

Илья Муромец -

Добрыня Никитич -

Алеша Попович –

Ведущий -

Ведущий –сказитель

В древние, давние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники - славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую.

Ребенок:

Гремели славы в сказках и былинах

Три друга

Три товарища старинных

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря

Алеша и Добрыня и Илья.

Прошло веков немало, но доныне

Мы знаем эти лица на картине

И память вечную хранит о вас

Родина земля

Алеша и Добрыня и Илья

1.Ребенок.

Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

2. Ребенок.

И если богатырь стоит на страже,

То может быть из вас уверен каждый,

Что от врагов любых защищены

Все рубежи родной страны!

Ведущий –сказитель.

Уходили богатыри в поход, а красны девицы дома оставались, рукоделием занимались. (Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)

1 - я девочка:

Позолоченная прялица.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

2 - я девочка:

Горница наша большая,

Да красивая такая.

Посидим – ка у окошка,

Подождем гостей немножко.

Скоро к нам они придут,

Песни. Пляски заведут

(раздается стук, входят добрые молодцы)

3 - я девочка:

Кто там? Заходи кому охота!

Да ведь это наши добрые молодцы!

Мальчики:

Дома ли вы, девицы? Дома ли, красавицы?

Девочки:

Дома!

Расскажите нам про ваши подвиги великие!

Илья Муромец. 

Ох, и много в Чернигове я побил врагов.

Прямая дорога травой заросла, никто по ней не езживал. Засел там у речки Соловей – разбойник, свистел он по- соловьиному, рычал по- звериному, от его свиста все цветочки осыпалися, а люди замертво падали. Не честь, не хвала, мне молодцу, идти дорогой окольной. Я пошел дорогой прямой, да взял я свой лук и пустил стрелу в разбойника. И перестал он свистеть по-соловьиному, кричать по-звериному, да стращать малых детушек.

Добрыня Никитич. 

Наказала мне матушка не ходить в чисто поле, не купаться в Бучай-реке. Не послушался я ее, и встретил там Змея-Горыныча. Стало пугать меня чудище. Но не испугался я, а достал свой меч и победил все три головы Змея. Эй же вы, люди русские! Выходите на вольный свет, расходитесь по своим домам, да вспоминайте русского богатыря. Без него вам бы век сидеть в змеином плену.

Алеша Попович.

Еду я с поля боя, бился с Тугарином, сыном Змеевым. Сам он трёх саженей росту был, изо рта пламень, из ушей дым столбом, все его боялись лютого. Вызвал я его на бой в чисто поле, да и хитростью взял, попросил Тугарина оглянуться назад, а сам взмахнул острой саблей и отсек ему голову, так и упал Змеевич во сырую землю.

Исполняется песня-танец «Богатырская наша сила»

Ребенок:

Рассказали мы

Про дела старые, про бывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушались,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет слава Русская!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Лук от семи недуг».

Введение.Пища 3-4 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи   и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу «взрослого» стола.Если что-то ...

Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Удобные сапожки одели наши ножки"

Из опыта работы замечаем, что современная детская обувь красивая, но не всегда подобрана молодыми родителями с учетом анатомических и физиологических особенностей стопы ребенка. А также замечаем,...

Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Польза стакана молока"

Пища 2-3 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи   и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу «взрослого» стола.Если что-то из этого ...

Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Зачем детям нужно знать пословицы о Родине?».

Чувство патриотизма – это взрослое чувство. Только повзрослев, мы осознаем, как близка нам наша Родина, как сильно туда тянет. Ощущение земли, на которой ты родился, как родины сплачивает гражда...

Проектная работа "Секреты хантыйских и мансийских сказок" с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Сказки народов манси и ханты очень интересны, красивы, познавательны. Тема сказок разнообразна, но в каждой из них отражена жизнь народа, мудрость народа, его мечты. В мансийских и хантыйских сказках,...

Проектная работа «Удивительный животный мир Югры» с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ.

Актуальность проекта. Состоит в том, чтобы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты- Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что прир...

Проектная работа «Моя любимая русская сказка» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Актуальность темы:Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая ос...