Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Анастасия Геннадьевна Зубова

Технологическая карта "Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_konkurs.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Зубова Анастасия Геннадьевна

Образовательные области: речевое развитие

Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: формирование умений пересказывать содержание сказки, понимать смысл произведения и характер героев.

Задачи занятия: 

1) Развивать умение пересказывать сказку близко к тексту

2) Развивать интонационную выразительность, создавать образ героев посредством изменения темпа речи, силы голоса.

3) Расширять знания детей о русских народных сказках;

Дополнительные задачи: 

- развивать произвольность внимания и памяти

- создание положительного эмоционального настроя в группе

- расширять и активизировать словарный запас детей за счет прилагательных. Хаврошечка добрая, трудолюбивая, скромная.

Словарная работа:  Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.

Планируемый результат занятия: уметь пересказывать содержание сказки, понимать смысл произведения и характер героев.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение русских народных сказок. Составление описательных рассказов по картинкам. 

Материалы и оборудование: Выставка книг с русскими народными сказками, книга, ИКТ оборудование, игрушка коровушка, портрет автора, яблоки, презентация сказки.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

- Вызвать интерес к предстоящей деятельности

Какое радостное, доброе утро. Возьмитесь за руки, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева.

Проходите, присаживайтесь на стульчики.

- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки). Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

есть волшебство, то. (волшебная);

есть добро, то… (добрая);

есть радость, то… (радостная);

есть загадки, то. (загадочная);

есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Игровой

Словесные: объяснение

Дети берут друг друга за руки, улыбаются, подмигивают, говорят ласковые слова

Отвечают на вопросы воспитателя,

Играют в дидактическую игру

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Поставить познавательную задачу

Мотивировать

В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.

К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.

Отгадайте загадку:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте. (коровушка)

Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.

Словесные: беседа, объяснение, указание, загадывание загадки,

Игровой

Отгадывают загадку, отвечают на вопрос воспитателя

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; обладают развитым воображением; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми

2.2

Этап ознакомления с материалом

Актуализировать новые знания, представления.      Сформировать новые представления
(умения).

Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.

Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

пуд - старинная русская мера веса. Пуд – это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

прясть - женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.

ткать – работать на ткатском станке, делать ткань. Это очень кропотливая работа.

А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).

А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки

Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно.

Наглядные: показ слайдов по сказке «Крошечка-Хаврошечка».

Словесные: беседа, объяснение

Рассматривают книгу, слушают воспитателя

дети проявляют наблюдательность, любознательность; владеют устно речью

2.3

Этап практического решения проблемы

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)

-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей)

-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка) Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки (злыми) А Хаврошечка была какая? (добрая)

- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

Физкультминутка.

Коровушка предлагает нам отдохнуть

Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)

Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,

Вытянули губки трубочкой)

Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)

Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)

Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).

А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.

Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.

- А была ли довольна хозяйка работой девочки?

- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке? Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.

- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).

- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.

- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела,

Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)

Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

-Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.

- Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила и барин женился на ней.

Словесные: беседа, объяснение

Игровой

Отвечают на вопросы воспитателя,

Выполняют Физкультминутку(шагают, мычат, жуют, бегают)

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; обладают развитым воображением; активно взаимодействуют  со сверстниками и взрослыми

Дети владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.

3.

Заключительный этап

С какой сказкой мы познакомились сегодня?

- Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.

А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.

Спасибо вам за хорошую работу!

Словесные: беседа, педагогическая оценка,

поощрение

Отвечают на вопросы воспитателя,

обладают развитым воображением; активно взаимодействуют

со сверстниками и взрослыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

КОНСПЕКТ  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образовательная область   «Чтение художественной литературы»....

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» старшая группа.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Старшая группа....