Технология продуктивного чтения- слушания
статья по художественной литературе

Что такое технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_prod.cht_.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии продуктивного чтения-слушания

в детском саду.

 

 

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т. п.).

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения.

В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители и воспитатели. Воспитатели читают детям литературные произведения в режимных моментах либо на специально организованных занятиях, используя ту или иную технологию.

Переход ребёнка с уровня первичного (эмоционального) восприятия в дошкольном возрасте на уровень образного к началу школьного обучения требует соответствующего научно-методического сопровождения.

Под чтением дошкольников принято понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).

Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения.

Чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии. Например, технология продуктивного чтения, которую мы реализуем в нашем детском саду.

Технология продуктивного чтения — это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору .

Структура занятий по восприятию художественной литературы и фольклора продиктована особенностями читательской деятельности и включает в себя четыре обязательных этапа

I. Работа с текстом до чтения. Рассмотрите

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

II. Работа с текстом во время чтения. Прочтите

Прочитайте текст медленно, выразительно.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения

Диалог с автором: Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить? ", "Что из этого следует? ", "Что сейчас случится?”, "Почему именно так? ", "Для чего?", "Кто такой? ". В процессе чтения –слушания эти вопросы задает взрослый. Вопросы к автору предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.

Комментированное чтение — это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того, чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта работа становится мотивированной.

Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его)

III. Работа с текстом после чтения.

Обсуждение:

1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Вопросы к детям:

       Назовите главных героев рассказа?

       Кто из них вам больше понравился? Почему?

       Как чувствовал себя герой?

       А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть?

Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, можно помочь им сформулировать мысль.

Можно поиграть в «Правда – неправда». Свои ответы дети должны обосновать.

- Солдат сварил кашу из топора? Каша манная?

- Курочка Ряба снесла яичко? Да не простое, а золотое? И вылупился из него маленький жёлтенький цыплёнок?

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников).

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

Как бы вы сейчас назвали рассказ?

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

Воспроизведите с ребятами прочитанное с помощью специальных заданий.

    Обсуждение:

    пересказ текста,

    Воспроизведение:

    Разыгрывание произведения с помощью пальцев,

    Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.

    Нарисуй комикс

    «Меняем сюжет» (время года, страну, волшебный предмет)

    Рассказ по схемам, мнемотаблицам.

    Придумай другой конец произведения.

    Игра «Хорошо – плохо»

 

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы её не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект НОД с использованием технологии «продуктивного чтения-слушания»

Ознакомление с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства» с использованием технологии "продуктивного чтения-слушания....

Технология продуктивного чтения- слушания

quot;Заяц -хвастун" А. Н. Толстой...

«Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»

laquo;Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД  художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»...