Система работы детского сада по приобщению воспитанников к художественной литературе и чтению
презентация к уроку по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят свое свободное время за компьютерными играми в телефонах, планшетах и всё реже читают книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_detskogo_sada_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.pptx | 2.42 МБ |
tekst_k_prezentatsii.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя» С.Я.Маршак
Читательская грамотность – это способность понимать, анализировать, изучать и использовать письменные тексты, чтобы решать жизненные задачи.
Шесть важных правил, как приобщать детей к книге Не давите на детей, не пытайтесь заставить их полюбить книги. Это может только оттолкнуть их. Выбирайте книгу с учетом возраста детей, которая затронет их эмоции, окажется интересной и внутренне созвучной им. Развивайте стремление воспитанников к широкой начитанности. Например, давайте детям среднего дошкольного возраста изучать книги по-своему. Пусть рассказывают сюжет по иллюстрациям, листают и делают вид, что читают книги. Побуждайте учить наизусть художественные произведения и выразительно читать их по памяти. Например, проводите конкурсы чтецов и утренники, где стихи будут уместны. У детей старшего дошкольного возраста формируйте желание фиксировать свои впечатления и наблюдения. Например, предлагайте детям рисовать иллюстрации к рассказам, которые им читаете. Развивайте способности старших дошкольников к речевому творчеству на основе читательского опыта. Например, предлагайте им самостоятельно продолжать сказки и рассказы.
Круг чтения детей младшего дошкольного возраста Месяц Литература Сентябрь Знакомство с потешкой «Пошел котик на торжок …». 2. Знакомство с потешкой « Сорока-белобока » («Сорока-ворона») Октябрь 3. Рассказывание народной сказки «Репка». 4. Чтение рассказа К. Ушинского «Васька». 5. Чтение стихотворения А. Фета «Кот поет, глаза прищуря …». 6. Знакомство с потешкой «У Аленки в гостях…» Ноябрь 7. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». 8. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». 9. Чтение рассказа К. Ушинского «Два козлика». 10. Знакомство с колыбельной песенкой «Ай, ду-ду …» («Сидит ворон на дубу») Декабрь 11. Рассказывание русской народной сказки « Заюшкина избушка». 12. Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег, снег…». 13. Заучивание потешки «Наша Маша маленька ». 14. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» Январь 15. Чтение стихотворения В. Хорол «Зайчик». 16. Заучивание стихотворения В. Берестова «Мишка-мишка, лежебока…» Февраль 17. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок». 18. Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Слон». 19. Знакомство с потешкой «Как у нашего кота…». 20. Чтение сказки Д. Биссета «Га-га-га» Март 21. Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?». 22. Чтение стихотворения М. Клоковой «Воробей с березы…». 23. Чтение рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла…». 24. Чтение стихотворения Д. Хармса и С. Маршака «Веселые чижи»
Месяц Литература Апрель 25. Чтение стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет…». 26. Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок». 27. Чтение рассказа Е. Чарушина «Кошка». 28. Путешествие в зоопарк (по мотивам произведения С. Маршака «Детки в клетке») Май 29. Слушание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». 30. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ай да суп». 31. Чтение рассказа Е. Чарушина «Как Томка научился плавать». 32. Чтение стихотворения Е. Благининой « Аленушка »
Как литературу воспринимают дети 4–5 лет и что с ними почитать
Круг чтения детей среднего дошкольного возраста Месяц Литература Сентябрь 1. Знакомство с потешкой «Иголка, иголка…». 2. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Октябрь 3. Чтение стихотворения З. Александровой «Белый городок» 4. Рассказывание русской народной сказки « Жихарка ». 5. Чтение стихотворения Г. Галиной «Песня мышек». 6. Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история» Ноябрь 7. Знакомство с потешками « Солнышко-колоколнышко …» и «Ходит конь по бережку…». 8. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». 9. Чтение стихотворения Л. Квитко «В гости». 10. Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Декабрь 11. Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка». 12. Заучивание отрывка «Ель растет перед дворцом…» А. Пушкина (из произведения «Сказке о царе Салтане …»). 13. Чтение сказки Б. Житкова «Кружечка под елочкой». 14. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Январь 15. Игра-путешествие по русской народной сказке «Привередница». 16. Чтение рассказа Л. Толстого «У бабки была внучка…» Февраль 17. Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики». 18. Чтение стихотворения А. Барто «Уехали». 19. Чтение произведения В. Жуковского «Мальчик-с-пальчик» (в сокращении). 20. Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» Март 21. Чтение белорусской народной сказки «Пых». 22. Чтение стихотворения «Кораблик» (англ. фольклор в пер. С. Маршака). 23. Чтение стихотворения С. Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку». 24. Чтение рассказа Л. Пантелеева «На море» (в сокращении)
Месяц Литература Апрель 25. Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». 26. Чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево». 27. Чтение стихотворения С. Маршака « Ванька-Встанька ». 28. Чтение стихотворения А. Плещеева «Старик» Май 29. Путешествие по европейской народной сказке «Красная Шапочка» (в обработке Ш. Перро, с элементами пересказа). 30. Чтение произведения Е. Благининой « Сорока-белобока ». 31. Заучивание стихотворения Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог». 32. Чтение рассказа С. Георгиева «Бабушкин садик»
Как знакомить с художественными произведениями дошкольников 5–7 лет
Месяц Непрерывная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Сентябрь 1.Знакомство с малыми формами фольклора: колыбельные песенки, потешки , пестушки . 2.Чтение английской сказки «Три поросенка» 1.Заклички, приговорки, скороговорки, чистоговорки . 2.Русские народные сказки о животных « Заяц-хваста », «Лиса и кувшин» Октябрь 3.Знакомство с малыми формами фольклора: докучные сказки. 4.Заучивание стихотворения М. Садовского «Осень». 5.Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» 6.Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 3.Я. Аким «Осень», А. Майков «Осень» (отрывок). 4.Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробьевича , Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». 5.К. Ушинский «Ветер и солнце», «Играющие собаки»; немецкий фольклор «Утренние лучи» Ноябрь 7.Чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» 8.Знакомство с малыми формами фольклора: прибаутки. 9.Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 10.Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» 6.С. Есенин «Поет зима, аукает», И. Суриков «Зима» 7.Пословицы и поговорки. 8.Русские народные сказки «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению». 9. Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка» Декабрь 11.Заучивание шуточного стихотворения А. Барто «В защиту деда Мороза». 12.Рассказывание русской народной сказки « Крошечка-Хаврошечка ». 13.Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж». 14.Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» 10.С. Черный «На коньках», К. Чуковский «Елка». 11.Нанайская народная сказка « Айога », русская народная сказка « Морозко ». 12.Г. Снегирев «К морю», «Любопытные» Круг чтения детей шестого года жизни
Месяц Непрерывная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Январь 15.Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство». 16. Рассказывание русской народной сказки «Чудесные лапоточки » 13. Е. Серова «Новогодние происшествия», И. Суриков «Зима» (отрывок). 14. Русские. народные сказки «Умный мужик», «Каша из топора Февраль 17.Заучивание стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем». 18.Чтение рассказа М. Горького «Случай с Евсейкой » 19. Чтение рассказа Б. Житкова «Пожар». 20. Беседа по содержанию сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино » 15.П. Воронько «Лучше нет родного края», Е. Благинина «Шинель», С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной» 16. В. Гауф . «Маленький Мук». 17. Дж. Родари «Большая морковка»,«Хитрый Буратино», «Дудочник и автомобили». 18. Дж. Родари «Приключения Чиполлино » Март 21. Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». 22. Чтение рассказа Б. Емельянова «Мамины руки». 23. Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…». 24. Чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» 19.А. Барто «Помощница». 20. Л. Квитко «Бабушкины руки», Э. Мошковская «Обида». 21. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», А. Фет «Уж верба вся пушистая…». 22. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка» Апрель 25.Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». 26. Беседа по содержанию сказки Н. Носова «Незнайка на Луне». 27. Чтение рассказа Л. Пантелеева «Большая стирка». 28. Беседа по содержанию сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» 23.С. Маршак «Почта», «Пожар». 24. Н. Носов «Незнайка на Луне». 25. Л. Пантелеев «Буква Ы». 26. К. Чуковский «Айболит» Май 29.Чтение стихотворения А. Барто «Веревочка». 30. Беседа по содержанию сказки Э. Успенского «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене». 31. Чтение рассказа Е. Пермяка «Смородинка». 32. Беседа по содержанию сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» 27.А. Барто «Уехали», Я. Аким «Жадина». 28. Э. Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене». 29. Е. Пермяк «Как Маша стала большой». 30. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
Круг чтения детей седьмого года жизни Месяц Непрерывная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Сентябрь 1. Чтение сказки Е. Пермяка «Две пословицы». Пословицы о дружбе. 2. Рассказывание русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников» 1. Пословицы о труде, Родине, дружбе. 2. Русские народные сказки «Волшебное кольцо», « Финист – Ясный сокол», «Иван-царевич и Серый волк» Октябрь 3. Знакомство с малыми формами фольклора: считалки и скороговорки. 4. В. Бианки «Синичкин календарь» (осенние месяцы) 5. Заучивание отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». 6. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное всегда становится явным» 3. Чистоговорки , скороговорки, считалки, загадки. 4. В. Гаршин «Лягушка-путешественница», В. Бианки «Лесные домишки», «Мышонок Пик». 5. Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», «Скучная картина!..» (отрывок). 6. В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Заколдованная буква» Ноябрь 7. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Ванькины именины». 8. Чтение рассказа И. Туричина «Человек заболел». Пословицы о смелости и об отваге. 9. Чтение рассказа Н. Носова «Карасик». 10. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег» 7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про козявочку » 8. Л. Пантелеев «Честное слово», «Трус», В. Осеева «Три товарища», «До первого дождя», «Синие листья». 9. М. Пришвин «Гаечки», «Еж», « Лисичкин хлеб»; М. Микитов « Листопадничек ». 10. И. Бунин «Первый снег», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» Декабрь 11. Рассказывание былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» 12. Заучивание стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает». 13. Чтение пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака. 14. Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине» 11.А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…» «Зимний вечер», «Зимнее утро». 12. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», С. Аксаков «Аленький цветочек». 13. Б. Житков «Про слона», «Храбрый утенок», «Девочка Катя», «Мангуста»
Круг чтения детей седьмого года жизни Месяц Непрерывная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Январь 15. Чтение рассказа С. Баруздина «Коллективная печка». 16. Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 14. Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», «Свинопас», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Новый наряд короля» Февраль 17. Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза». 18. В. Бианки «Синичкин календарь» (зимние месяцы) 19. Чтение сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица». 20. Чтение стихотворения А. Барто «На заставе» 15. А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Блок «Ветхая избушка», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут», Я. Колос «Песня о весне». 16. М. Михайлов «Два Мороза», В. Даль «Старик- годовик», А. Фет «Кот поет, глаза прищуря …». 17. В. Одоевский «Мороз Иванович». 18. С. Маршак «Пожар», В. Маяковский «Кем быть» Март 21. Л. Воронковой «Девочка из города». Чтение двух глав – «Письмо с фронта» и «Подснежники». 22. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». 23. Заучивание стихотворения Л. Аграчевой «Весело аукнула…». 24. Чтение произведения А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 19. Л. Воронкова «Девочка из города», Ю. Яковлев «Мама» (отрывок из книги «Моя родина»), Я. Сегель «Как я был мамой». 20. В. Плещеев «Весна», Я. Аким «Апрель». 21. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде », «Сказка о золотом петушке» Апрель 25. Небылицы. Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». 26. Чтение поэмы Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 27. Чтение басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». 28. Чтение отрывка из сказки В. Бианки «Оранжевое горлышко» 22. М. Бородицкая «Убежало молоко», С. Маршак и Д. Хармс «Веселые чижи», Э. Мошковская «Хитрые старушки». 23. Пришвин «Весна в лесу», Н. Сладков «Ласточка», «Грачи прилетели». 24. И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица». Май 29. Беседа о празднике Победы. Л. Кассиль «Лесные партизаны». 30. З. Александрова «Салют весне». 25. Л. Кассиль «Твои защитники». 26. А. Митяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель», К. Паустовский «Теплый хлеб», А. Гай- дар «Поход».
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» К. Г Паустовский
Предварительный просмотр:
1 слайд
«Система работы детского сада по приобщению воспитанников к художественной литературе и чтению»
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию систему работы детского сада по приобщению детей к художественной литературе и чтению.
Слайд 2
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят свое свободное время за компьютерными играми в телефонах, планшетах и всё реже читают книги.
Слайд 3
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитывать культуру чтения, постоянную потребность в нем – вот в чем задача педагогов.
Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.
Слайд 4
В детском саду педагоги приобщают дошкольников к книге, то есть формируют у них предпосылки читательской грамотности. Читательская грамотность – это способность понимать, анализировать, изучать и использовать письменные тексты, чтобы решать жизненные задачи. Эти навыки и умения дети осваивают уже в школе, а в дошкольном возрасте важно развивать у них устойчивый интерес и бережное отношение к книге.
Слайд 5
Шесть важных правил, как приобщать детей к книге
• Не давите на детей, не пытайтесь заставить их полюбить книги. Это может только оттолкнуть их.
• Выбирайте книгу с учетом возраста детей, которая затронет их эмоции, окажется интересной и внутренне созвучной им.
• Развивайте стремление воспитанников к широкой начитанности. Например, давайте детям среднего дошкольного возраста изучать книги по-своему. Пусть рассказывают сюжет по иллюстрациям, листают и делают вид, что читают книги.
• Побуждайте учить наизусть художественные произведения и выразительно читать их по памяти. Например, проводите конкурсы чтецов и утренники, где стихи будут уместны.
• У детей старшего дошкольного возраста формируйте желание фиксировать свои впечатления и наблюдения. Например, предлагайте детям
рисовать иллюстрации к рассказам, которые им читаете.
• Развивайте способности старших дошкольников к речевому творчеству на основе читательского опыта. Например, предлагайте им самостоятельно продолжать сказки и рассказы.
Слайд 6
Что и как читать малышам в возрасте 2–4 лет
Что читать. Круг чтения для детей раннего и младшего дошкольного возраста включает в себя русские народные сказки, рассказы о животных, природных явлениях, детях, игровых и бытовых ситуациях. При выборе книг стоит уделить внимание качеству иллюстраций: образы должны подходить под содержание книги и быть простыми, узнаваемыми, цвета должны быть чистыми, насыщенными.
Начинать знакомить ребенка с художественной литературой надо с миниатюр народного творчества – потешек, песен. Двухлетним и трехлетним детям педагоги могут читать русские народные сказки, сказки и короткие рассказы о животных Е. Чарушина, В. Сутеева. Для первого шага на пути к литературе подойдут произведения С. Михалкова, С. Маршака, «Игрушки» А. Барто. Библиотеку трехлеток можно пополнить рассказами и сказками В. Бианки.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста понимают художественные произведения только тогда, когда могут соотнести его с личным опытом. Малышей интересует единая цепь событий, где следующее логично вытекает из предыдущего. В центре их внимания главный персонаж: дети видят его действия и поступки, но не понимают мотивы поведения. Для малышей характерна тяга к ритмической структуре речи, рифме – они предпочитают стихи прозе. Они любят взаимодействовать со стихами, которые им читают взрослые: повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и т. д.
Слайд 7
Как читать и работать с текстом. Чтение для малышей – это прежде всего общение. Дети 2–4 лет реагируют эмоциями и движениями на то, что слышат, – так они показывают, что воспринимают литературный текст. При этом они не могут слушать текст долго, поэтому педагоги должны следить, чтобы дети не переутомились.
Чтобы вовлекать детей в процесс чтения, педагоги могут использовать методику иллюстративного комментария. Пока воспитатель читает вслух художественный текст, например, короткое стихотворение, дети показывают его героев и предметы из повествования на иллюстрации к книге. Для этого следует отдавать предпочтение иллюстрированным детским изданиям с реалистичными изображениями.
Слайд 8
Как литературу воспринимают дети 4–5 лет и что с ними почитать
Что читать. Детям среднего дошкольного возраста по-прежнему интересны малые формы фольклора. К произведениям отечественных авторов можно добавить зарубежную литературу. Дети 4–5 лет с одинаковым удовольствием слушают прозу и стихи. Народные и авторские сказки становятся для детей этого возраста интереснее по сравнению с трехлетками. Поэтому педагоги могут выбирать более длинные произведения, чтобы знакомить с ними воспитанников.
Дети среднего дошкольного возраста уже готовы активнее взаимодействовать с литературными произведениями, например, воспроизводить их, подражать персонажам. Педагогам следует добавить в круг чтения больше книг с сюжетами и пробовать инсценировать с детьми их любимые сказки и рассказы.
Слайд 8
Как читать и работать с текстом. Дети 4–5 лет лучше понимают
содержание произведений, анализируют свои ощущения и через них определяют, как относиться к событиям и героям литературных текстов. Они устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете, обычно правильно характеризуют героев и их поступки, но опираются в основном на личный опыт. Поэтому педагогу необходимо обсуждать прочитанное с детьми, тренировать их аналитические навыки, формировать культуру правильного поведения. Также нужно учить детей выделять и называть главных героев и воспроизводить сюжет, чтобы развивать их память.
В этом возрасте дошкольники уже могут не просто слушать, а вслушиваться в звучание художественной речи, отличать ее особенности. Нужно привлекать их внимание не только к содержанию, но и к форме: отмечать и спрашивать, стихотворение они слушают или прозу. Стоит делать акцент на ярких особенностях литературного языка – как сравнения и эпитеты.
Дети среднего дошкольного возраста эмоциональнее отзываются на художественные тексты. Они готовы взаимодействовать с ним уже в игровой деятельности. Им интересно участвовать в инсценировках знакомых произведений и в целом многократно воспроизводить в свободной деятельности то, что им нравится из рассказов и сказок.
Чтобы не отбить желание знакомиться с книгами, учитывайте желания детей. Пятилетки могут высказывать и элементарно обосновывать свои литературные предпочтения: говорить, какой жанр, текст, персонаж им больше нравится. Дети среднего дошкольного возраста могут самостоятельно рассматривать книгу, комментировать то, что видят, узнавать на иллюстрациях литературных героев – не препятствуйте им.
Что должен учитывать педагог, когда читает детям книгу
Дети дошкольного возраста могут быть только слушателями. Задача педагога – донести до воспитанников содержание книги «на слух», раскрыть авторский замысел, вызвать у маленьких слушателей эмоциональный отклик к героям и к прочитанному произведению в целом. Для этого необходимо четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально и интонационно окрашенным, выразительным, чтобы удерживать внимание детей и активизировать их воображение.
Слайд 10
Как знакомить с художественными произведениями дошкольников 5–7 лет
Что читать. В старшем дошкольном возрасте нужно знакомить детей с русским и мировым фольклором от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин; с русской и зарубежной классической литературой, а также с произведениями современных детских писателей и поэтов. Помимо рассказов можно включить в круг чтения повести и читать их несколько дней.
Детей шести лет увлекают сказочные повести. Можно приучать их к чтению «длинных» книг. Для этого подойдут «Приключения Буратино» А. Толстого, сказки А. Линдгрен, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро, рассказы и повести Э. Успенского, Г. Остера, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, С. Аксакова, В. Даля, П. Бажова. Чтение «длинных» книг учит детей сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста, приучает следить за действиями героев, оценивать их поступки, формирует отношение ребенка к ним. Наиболее интересные главы стоит читать воспитанникам повторно. Чтобы поддерживать интерес детей к «длинной» книге, нужно останавливаться на самом интересном месте и предлагать пофантазировать, что же будет дальше.
Для детей старшего дошкольного возраста подойдут книги, где воспевается смелость, которые вызывают чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. С помощью небылиц, считалок, дразнилок, перевертышей, шуточных диалогов можно воспитывать у шестилеток чувство юмора, учить их замечать смешное в жизни, понимать шутки окружающих и шутить самим, смеяться над собой.
Слайд 11
Как знакомить детей с текстом. Детям старше шести лет важно не только читать. Педагоги должны проводить с ними беседы о книгах, писателях и художниках, устраивать книжные выставки и литературные утренники.
К беседам с детьми о прочитанном следует готовиться заранее. Во время беседы важно задать детям вопросы, чтобы они подумали о мотивах, причинах, следствиях поступков литературных персонажей, заметили закономерность событий.
Дети этого возраста начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и могут воспроизводить ее. Поэтому в подготовительной к школе группе педагоги должны продумывать вопросы, чтобы дети выявляли средства языковой выразительности – метафоры, сравнения, олицетворения, полисемию.
Заранее говорите детям среднего и старшего дошкольного возраста, когда планируете читать с ними. Это поможет настроить их на восприятие сказки, рассказа или стихотворения
Обычно старшие дошкольники легко включаются в беседу о книгах, так как у них есть потребность поделиться своими впечатлениями. Они сопереживают героям, волнуются за их судьбу. Накопленный жизненный и литературный опыт позволяет им понимать идею произведения, поступки и скрытые мотивы поведения героев. Детям интересно разбираться в содержании произведения, анализировать его. Так они учатся воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, анализировать его.
Старшим дошкольникам также можно предложить иллюстрировать прочитанное. Например, нарисовать героев или сюжеты, которые нравятся. Такая работа развивает литературный вкус, творческие способности и воображение.
Слайд 12
А закончить мне хочется словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Система работы детского сада по защите прав детей»
Сообщение на тему:«Нормативно- правое обеспечение по защите прав детей»в рамках городского семинара на тему:«Система работы...
Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников
Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию...
Система работы по восприятию с художественной литературы в условиях детского сада компенсирующего вида.
Одна из проблем неуспеваемости в школе неумение детьми воспринимать информацию, только потому , что не умеют слушать.Чтобы избежать подобного, необходимо в детском саду проводить систематизированную р...
Педагогический проект по работе с родителями «Приобщение детей к чтению посредством русских народных сказок»
Наблюдая за детьми 4-го года жизни, я выявила, что дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Родители мало уделяют внимания чт...
Система работы детского сада по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
Описание системы работы детского сада по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма...
Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР.
Опыт работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР через использование игровых технологий....
Обобщение опыта работы по теме «Приобщение дошкольников к чтению сказок по средствам применения квест-технологий»
в данном материале содержится мой опыт работы по внедрению квест-технологий по развитию речи...