Подборка художественных произведений разных авторов для чтения детям на тему: "Подводный мир"
книга по художественной литературе
Данный материал можно использовать при знакомстве детей с подводным миром.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗНЫХ АВТОРОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
«ПОДВОДНЫЙ МИР»
Автор: Эдит Сницарук |
РЫБАКИ — стихи детям Сидели два приятеля Всё с вечера, конечно же, Ещё и солнце не взошло, Идёт карась за карасём
Мальчишки рады, знать не зря, Наварят вкусную уху, ПОДВОДНЫЙ МИР Подводный мир такой красивый, Там жизнь своя, закон подводный, МОРСКИЕ ЕЖИ Ёж, как ёж, но только в море Иглы тонкие имеют, Падаль разную и губок, Но бывает, нападают Дышат жабрами, как рыбы, Служат пищей для омаров. Ёж морской, для человека, Иглы тонкие, впиваясь, Вот какой он, ёж из моря. МОРСКАЯ ЗВЕЗДА Форма тела необычна, Луч потоньше и поуже, А окраска поражает И фактурная поверхность Может ползать, рыть и плавать, А едят они такое, МОРСКОЙ ПЕТУХ Шесть ног растут их плавников, Еду добудет он на дне - То отдыхает он в траве, А может выпрыгнуть наверх ОСЬМИНОЖКА В глубинах моря, осьминожка жил И восемь щупалец с присосками имел - А при желании, мог цвет менять, Активный образ вёл он по ночам, Жилище мыл и был чистюлей он, Питался крабами, лангустами всегда, Вот так и жил наш осторожный друг, КОТИКИ МОРСКИЕ Котики морские, "Никуда от мамы А в воде смотрите, Будьте осторожны РЫБА — КАМЕНЬ Рыба — камень, ядовита! Лишь дотронешься ногою Она прячется в кораллах, Берегитесь, рыбу — камень, ОН ЗДЕСЬ ХОЗЯИН Огромный кит, как пароход, И по волнам качаясь плыл, Ему не страшен холод, зной ДЕЛЬФИНЫ Смотрите, дельфины резвятся в воде, И все улыбаются весело нам, |
Мы слушаем внимательно
О жизни в глубине –
Морские обитатели
Теперь знакомы мне!
ЧТО ТАКОЕ МОРЕ? (Владимир Степанов)
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы – великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно, как в кино
МОРСКАЯ ЗВЕЗДА (Наталья Ушкина)
Звёзды не только в небесном просторе.
Звёзды, ребята, бывают и в море.
Ползают медленно, скромно живут.
Звёздочками этих морскими зовут.
МОРСКОЙ КОНЁК
В море есть морской конёк.
Вот создание чудное:
Цепкий хвост его – крючок,
А плывёт он только стоя.
МЕДУЗА
Медуза в глубине морской
Раскрыла парашютик свой.
Скажи, куда плывёт она?
Туда, куда несёт волна!
МЕДУЗА
(Инна Сударева)
Барышня-Медуза
В пышных кружевах
Весело танцует
На морских волнах.
Длинные серёжки
Очень ей идут.
Ими любоваться
Рыбы все плывут.
МЕДУЗЫ
(И.Махонина)
Под водой
В прозрачных блузах
Важно плавают медузы.
Не спеша, неторопливо,
Чтобы выглядеть красиво.
Вот какие модницы,
Модницы-подводницы.
КРАБ
Нет, совсем не для потехи
Носит краб свои «доспехи»:
Твёрдый панцирь краба спас
Не один, а много раз.
СКАТ
Не напрасно говорят,
Что весьма опасен скат.
Если тронешь ненароком,
Эта рыба бьётся током.
ОСЬМИНОГ (Н.Ушкина)
Не четыре и не две –
Целых восемь гибких ножек
На огромной голове
Гордо носит осьминожек.
ОСЬМИНОГ (Владимир Степанов)
Он морской пучины житель,
Вы, друзья, с ним не шутите.
Сразу восемь цепких ног
Пустит в дело осьминог.
ДОМИК НА ДНЕ ОКЕАНА (А.Слоников)
На дне океана живет осьминог,
Его там и мама, и папа живет.
Живет там большая морская семья –
Отец Осьминогов и сыновья.
Они между рифов в пещерке живут.
У них там и дом, и семейный уют,
Там мама их любит и бережет,
Чтоб их не обидел большой кашалот,
Чтоб их не застала акула врасплох,
Когда они водят большой хоровод,
Когда выплывают они погулять,
С морскими ежами в футбол погонять.
Они тоже дети, хоть в море живут,
И ценят, и любят домашний уют.
АКУЛА (Н.Ушкина)
Акула раскрывает пасть,
Она готовится напасть…
Да, без акулы в море рыбы
Гораздо лучше жить могли бы.
АКУЛА (Владимир Степанов)
В море синее нырнула
И легла на дно акула.
Она зубаста и сильна,
Морская хищница она.
ДЕЛЬФИН (Н.Ушкина)
Вот семья дельфинов шумных,
Очень добрых, очень умных
В волнах плещется вдали,
Провожая корабли.
ДЕЛЬФИН (Владимир Степанов)
В тишине морских глубин
Смело плавает дельфин.
Он находчив и смышлён,
Говорить умеет он.
ДЕЛЬФИН (Н.Матюх)
О дельфинах всем известно —
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
ДЕЛЬФИНЫ (Н.Мигунова)
Из морской воды дельфины
Нам показывают спины.
Как плывут они красиво -
Очень быстро и игриво!
КАШАЛОТ (Н.Ушкина)
Кто с разинутою пастью
В тёмной глубине плывёт?
Кит огромный, кит зубастый
Под названьем «кашалот».
КИТ (Н.Ушкина)
Точно знают капитаны,
А теперь знаешь ты:
Если в море бьют фонтаны,
Значит, к нам плывут киты.
КОНЁК (Наталья Ушкина)
В море есть морской конек.
Вот создание чудное:
Цепкий хвост его - крючок,
А плывет он только стоя.
АЛЬБАТРОС (В.Степанов)
Не боясь ни бурь, ни гроз,
Кружит в небе альбатрос.
А когда кружить устанет,
На волне качаться станет.
НАРВАЛ
У холодных диких скал
Появился кит – нарвал.
Этот кит, пятнистый кит
Длинным рогом знаменит.
УГОРЬ (Евлаш Тамара)
Электрический угорь
Похож на змею.
Длинною до двух метров
И без плавников.
Электрический удар
Производит сильный.
Защищаться от врага
Он всегда готов.
СКАЗКА ПРО ВОДНОЕ ЦАРСТВО
Автор: Ирис Ревю
В водном царстве, в морском государстве, жила-была интересная рыба. Выглядела она необычно. Тело с боков сжато, а голова заострена. В тени она была коричневой, а на солнце – светло-бурой. Когда она плыла, то наклоняла голову вниз, как будто высматривала что-то.
В морском государстве рыб было видимо-невидимо. Днем и ночью они плавали, ныряли, плескались. А та рыба, которая часто что-то высматривала, была задумчивой, тихой. Так случилось, что даже имени своего рыба не знала.
— Кто я? Как меня зовут, кто мои родственники? – часто думала она.
Ей очень хотелось об этом кого-нибудь спросить. Но, во-первых, она справедливо опасалась быть съеденной. Задашь вопрос – а тебя ам! И съели!
А, во-вторых, она стеснялась задавать вопросы. Так тоже бывает!
Мимо нее проплывали рыбы – солидные, величавые. Они делали вид, что очень спешили по своим важным рыбьим делам.
А безымянная рыба спешить не любила. Она считала, что чем медленнее, тем вернее.
Но!
Из-за того что она не спешила, она рисковала стать добычей хищников. Они-то были проворными! И от них нужно было уметь прятаться.
Однажды случилась такая история. Морской царь, повелитель морей и океанов, отправился по своим владениям на раковине, запряженной морскими коньками.
По дороге его верные коньки запутались в пучках морских водорослей. Рассердился водный царь, зашумел, замахал яростно. И начался на море шторм.
Шторм на море, волны дыбом,
Велики, подобны глыбам!
И шумят. Земля трепещет,
А вода на берег хлещет!
Из-за шторма на дне моря началось сильное волнение. Испуганные жители водного царства не находили себе места. Безымянная рыба спряталась между листами какого-то растения.
Когда царь успокоился, шторм утих. Морские обитатели вновь устремились кто куда. Безымянная рыба, спрятавшаяся между листами растения, долго оставалась незамеченной. Но покинуть укрытие ей всё-таки пришлось. Наступило время обеда.
Она вдоволь наелась мелкой рыбешки, а потом снова приплыла к растению, и стала как будто бы одним из его листочков. И тут ей в голову пришла мысль о том, что хищники не беспокоят ее.
— Ага, значит, они не отличают, где лист, а где я. Я очень похожа на лист. Я — рыба-лист! — догадалась она. – Есть рыба-капля, рыба-попугай, а я – рыба-лист.
Радость её была безграничной. Наконец-то она выяснила свое происхождение. Она – не какая-нибудь морская мелочь, а важный житель подводного царства.
С тех для рыбы наступили хорошие времена. Она – рыба-лист, а морское растение – ее надежное укрытие.
Вот как важно знать, кто ты есть на самом деле!
…На суше и в воде все погружаются в сон. Когда-то давно морской царь издал указ. В нем он заметил, что все должны спать спокойно, и видеть только счастливые сладкие сны.
КАК КРАБ КИТА ИЗ БЕДЫ ВЫРУЧАЛ
С. В. Сахарнов
Охотился кит за рыбьей мелочью.
Рыбья мелюзга в океане тучами ходит. Кит набежит, пасть разинет ап! — и полон рот. Пасть захлопнет, воду сквозь усы процедит. Всю мелюзгу — в глотку. Глотка-то у него маленькая.
Рыбёшка, как увидит кита, — сразу к берегу. Кит за ней.
Разбежался — рраз! — и вымахал на берег.
Хорошо, что кит — зверь, а не рыба: без воды не помрёт.
Лежит на песке, как чёрная скала, — ни туда, ни сюда. Тяжко вздыхает: жди теперь, когда вода придёт!
Тут по берегу волки.
Голодные.
Рыщут, чем бы поживиться. Видят — гора мяса. Едва шевелится.
Подбежали. «С какого бока начинать?» — прикидывают.
Увидел это из воды краб.
«Конец киту! — думает. — Свой морской зверь — надо выручать».
Вылез на берег.
— Стойте! — кричит волкам. — И я с вами. Кита на всех хватит. Вот дождёмся — все и примемся.
Волки остановились.
— Чего ждать-то?
— Как — чего? Не знаете разве: кита только при луне едят. Чем луна выше, тем китятина вкуснее!
Удивились волки, но спорить не стали. Краб в океане живёт, с китом. Ему, пучеглазому, видней.
Расселись на берегу вокруг кита, морды кверху задрали.
Уж вечер — недолго ждать луны-то!
Кит лежит, вздыхает.
Вот из-за горы луна выглянула и поползла вверх по небу.
Волки сидят, молчат, на кита смотрят. Не замечают, что в океане вода поднимается. С голоду зубами щёлкают. На краба поглядывают: не пора ли за кита приниматься?
Краб сидит себе, клешнями бока поглаживает.
Вдруг чуют волки — сидеть мокро стало.
Отбежали к горе и с кита глаз не спускают.
Стала луна у волков над головами.
Почуял и кит под собой воду. Вздохнул, набрал полную грудь воздуха да как даст хвостом! Брызги во все стороны.
Волки врассыпную.
Кит воду хвостом пенит, на волков волну гонит. Волки — на гору.
Кит развернулся головой к морю, забурлил хвостищем и пошёл, пошёл! Выплыл на глубину, набрал воздуха — и пропал. Только его хвост и видели.
И краб потихоньку — боком, боком — за ним.
Опомнились волки — ни кита, ни краба! Долго на берегу сидели. То вверх, на луну, поглядят, то вниз, на воду.
Ничего не понимают — народ сухопутный. Откуда им знать, что на море-океане отливы бывают и приливы!
И чем луна выше, тем приливы сильнее.
ГОВОРЯЩЕЕ МОРЕ (Пирожков Дмитрий)
Поучительная сказка о том, как глубокое море заговорило и очень удивило недоверчивых мальчиков, решивших проверить то, а умеет ли разговаривать морская пучина. Также мы через сказкотерапию расскажем почему нельзя мусорить.
Маленький Коля жил в небольшом домике у самого моря. Каждый вечер вместе с папой мальчик приходил на берег, а когда совсем темнело, они ложились на теплую гальку и рассматривали звезды. Папа рассказывал о каждом созвездии, истории были интересные и захватывающие. На небе светила яркая луна, а вокруг не было ни души. И только слышно было, как ветер завывал и словно пел грустную песню.
Однажды, когда наступило лето, Коля, проснувшись, вдруг подумал:
Интересно, а умеет ли море разговаривать?
Мальчик очень любил сказочки, читал много книжек, и в некоторых из них море умело говорить человеческим голосом.
Недолго раздумывая, Коля решил проверить. Он быстро оделся, почистил зубы, попил чай с еще теплыми булочками, которые для него испекла мама, и вышел из дома.
А куда это ты в такую рань собрался?
Спросила мама мальчика.
Коля решил не говорить, что он задумал. Ведь мама и папа никогда не разрешали ему уходить на берег моря одному. Море часто бушевало, и поднимались такие волны, что доставали почти до самого забора, который окружал Колин дом.
Я — никуда.
Замялся мальчик.
Просто решил посмотреть на улицу, вдруг мои друзья уже проснулись и гуляют.
В этот момент раздался звонкий голос:
Привет, Колька!
Это был его одноклассник — Никита. Мальчики вместе сидели за одной партой и иногда гуляли на улице. Но Никита был совсем другим — он не любил учиться, прогуливал занятия, не любил читать и всегда грубиянил. А еще Никита всегда разбрасывал на улице фантики от конфет, обертки от мороженного, он всегда сорил и никогда за собой не убирал.
А что ты делаешь?
Спросил Никита у Коли.
Я хотел быстренько сходить на берег моря и узнать, умеет ли оно разговаривать. Однажды, в одной из сказок, море говорило человеческим языком, и я…
Не успел продолжить мальчик, как Никита его перебил:
Ух ты, и я с тобой хочу, пойдем вместе! Только мне нужно зайти домой и собрать с собой корзинку в дорогу — конфеты, печенье и компот.
Коля обернулся назад, мама крутилась на кухне, а папа занимался своими делами по дому, и никто не видел, что Коля собирается уходить.
Мальчики сорвались с места и побежали к Никите. Собрав все самое необходимое, ребята пришли на берег, расстелили покрывало и уселись, разложив перед собой конфеты и печенье.
Ну что, давай с ним разговаривать?
Спросил Никита.
С кем?
Удивился Коля.
Ну как с кем — с морем! Ты же сам говорил, что оно умеет говорить. Вот и проверим, ответит оно нам, или нет. — Эй, ты, море! Чего молчишь, что язык проглотило?
Посмеиваясь, прокричал Никита.
В ответ лишь тишина.
Молчаливое темное болото.
Продолжал Никита дразнить море.
Ты, оказывается, не умеешь разговаривать, а в сказках про тебя врут.
Никита, а может не нужно его обижать! Мало ли, вдруг оно все слышит?
Испугался Коля.
Да ничего оно не слышит!
Прокричал Никита и кинул в воду обертку от конфеты. Потом еще одну, и еще одну.
И друг поднялся страшный ветер, все вокруг закружило, корзину со сладостями подняло вверх и унесло в далекую даль.
Никита, надо уходить домой. Сейчас поднимется такой шторм, что нас затянет волнами!
Испуганно кричал Коля.
Ох ты и трус!
Смеясь, прокричал Никита.
Ничего оно нам не сделает!
И вдруг, обернувшись, мальчики увидели огромную волну, которая приближалась к ним очень быстро. Не успев одуматься, ребята оказались в круговороте воды. Прошло несколько секунд, и мальчики потеряли сознание.
Где мы?
Очнувшись и открыв глаза опешил Коля.
Вокруг все было синим, наполнено водой. Возле мальчика проплывали разноцветные рыбы: большие морские окуни, камбала, ерши, и даже рыба-игла кружила вокруг него. Водорослями заросло все вокруг, а суши не было видно нигде.
Никита, очнись!
Прокричал Коля.
Мы где?
Никита, очнувшись, отпрыгнул в сторону:
По-моему мы спим!
Добро пожаловать в мои владения!
Вдруг послышался громкий, пронзительный голос.
Ну как вам в моих водах?
Кто ты?
Испуганно прокричали мальчики в один голос.
Ха-ха-ха, кто я! А зачем вы приходили на берег? Чтобы послушать голос моря? Так вот я — Море!
А разве море умеет разговаривать?
Удивленно прошептал Никита и посмотрел на Колю.
Конечно, умеет!
Смеясь, проговорило Море.
А зачем мы здесь? Что ты с нами будешь делать? Зачем ты нас сюда заточило?
А кто кидал в меня мусор?
Спросило Море.
Какой еще мусор?
Возмутился Никита.
Фантики? Так разве ж это мусор? Это просто красивые бумажки! Я специально хотел тебя украсить, а то ты все такое мрачное, темно-синее.
Разве можно загрязнять море? Ведь из-за таких бумажек и другого мусора может погибнуть все живое, что во мне есть. Не будет ни рыб, ни водорослей, и тогда и на земле наступит гибель, ведь без меня нет жизни всему живому на земле!
А ведь и правда, нельзя загрязнять море. Мы же учили это в школе!
Прокричал Коля.
Никита, что теперь будет?
Испуганно прокричал Коля.
Пообещайте мне, что никогда больше так не сделаете, и никогда не станете загрязнять морские глубины!
Обещаем, обещаем! Никогда, слышишь, не станет выбрасывать мусор в твои владения! А еще, я стану хорошо учиться и буду знать, что можно делать, а чего делать нельзя!
Вокруг все забурлило, закружилось, водоворотом подхватило мальчиков и в одно мгновение выкинуло на сухой берег. И даже одежда у них была сухая, будто ничего с ними и не произошло.
Коля и Никита посмотрели друг на друга, а потом пообещали, что никогда никому об этом не расскажут. С тех пор они никогда не тревожили морские пучины.
На самом деле море умеет разговаривать, только не каждый об этом знает. Читайте сказочные истории, относитесь бережно к природе, ведь именно благодаря ей на земле существует все живое и прекрасное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию (лепка из солёного теста) по теме «Подводное царство»
Цель:формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки из соленого теста.Задачи:Обучающие: пополнять знания де...
Список произведений о Родине для чтения детям старшего дошкольного возраста.
Список произведений о Родине для чтения детям старшего дошкольного возраста....
Подборка художественных произведений по нравственному воспитанию
Памятка "Почитайте детям", Консультация по развитию творческого воображения...
Фольклорные произведения в круге детского чтения детей старшего дошкольного возраста
Важнейшими источниками развития детской речи является художественная литература и устное народное творчество, огромная сила воздействия которых традиционно использовалась в отечественной и зарубежной ...
"Подборка художественных произведений по нравственно - патриотическому воспитанию для детей 5-7 лет". Рекомендации для родителей (законных представителей)
В рекомендации представлена подборка прозведений художественной литературы нравственно - патриотической направленности для детей старшего дошкольного возраста....
Произведения художественной литературы, рекомендуемых для домашнего чтения детям дошкольного возраста
Произведения художественной литературы, рекомендуемых для домашнего чтения детям дошкольного возраста...
Конспекта занятий по ознакомлению с художественными произведениями кубанских авторов в старшей группе. Чтение «Стихи о хлебе» В. Б. Бакалдин.
Сегодня мы познакомимся с писателем Кубани, Виталий Борисович Бакалдин он родился 16 июня 1927 года в семье потомственных кубанцев. Профессия отца, инженера-строителя, вынуждала семью часто менять мес...