Фольклорные произведения в круге детского чтения детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)
Важнейшими источниками развития детской речи является художественная литература и устное народное творчество, огромная сила воздействия которых традиционно использовалась в отечественной и зарубежной педагогике как мощный фактор воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитательная и художественная ценность этого вида искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, прежде всего, языковых средств выразительности, ведь речь художественного произведения является лучшей, наивысшей форме литературного языка, которой дети стремятся подражать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornye_proizvedeniya_v_kruge_detskogo_chteniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорные произведения в круге детского чтения детей старшего дошкольного возраста
Важнейшими источниками развития детской речи является художественная литература и устное народное творчество, огромная сила воздействия которых традиционно использовалась в отечественной и зарубежной педагогике как мощный фактор воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитательная и художественная ценность этого вида искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, прежде всего, языковых средств выразительности, ведь речь художественного произведения является лучшей, наивысшей форме литературного языка, которой дети стремятся подражать.
Животворным источником развития художественной литературы является устное народное творчество. Фольклорное произведение подается ребенку в единстве содержания и художественной формы. Но восприятие его будет полноценным только при условии, если ребенок к этому подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность языковых средства произведений художественной литературы, то есть привлечь ребенка к художественно-речевой деятельности.
Первоначальное знакомство человека с фольклором начинается с малых жанров народного творчества. Малые жанры фольклора довольно разнообразны и по-разному действуют на развитие ребенка, то есть у каждого жанра есть свое предназначение. В работах, посвященных малому фольклору, классификация его жанров имеет отличия, поскольку авторы в основном делают акцент на определенные жанры малого фольклора. Наиболее полную и раскрытую картину можно увидеть в классификации А.Ф. Белоусова, который в своих трудах обращает внимание на большинство жанров малого фольклора.
Классификация по А.Ф. Белоусову:
припевки,
приговорки;
считалки;
дразнилки;
мирилки;
заклички;
«поддевки»;
скороговорки;
«небылицы-перевертыши»;
загадки [16, с. 10]
З.А. Гриценко в своей книге выделяет лишь три малых фольклорных жанра: пословицы, поговорки и загадки, обуславливая это тем, что именно эти жанры с разной степенью активности бытуют в жизни ребенка-дошкольника. Такая же классификация приведена и в работе Е.Е. Зубаревой, В.К. Сигова [14, с. 10].
В программе развития и обучения дошкольника авторы – В.Н. Семеренко и И.Г. Семеренко используют пять жанров малого фольклора: считалки, скороговорки перевертыши, приметы и дразнилки, потому что благодаря этим произведениям развивается мышление, речь, внимание и память ребенка [8, с. 181].
Классификация малых жанров фольклора может быть по объему довольно скромной, однако для полноценного представления о значении данных жанров необходимо познакомиться с более подробным их описанием, которое отражается в классификации А.Ф. Белоусова [6, с. 125]
Приговорки и припевки. Два этих жанра довольно схожи друг с другом и отличаются лишь тем, что иногда поются, а иногда сказываются. Стихотворные короткие тексты используются детьми, как сопровождающий текст для игр.
Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!
Считалки. В игровой деятельности для определения водящего используются короткие рифмованные стихи, которые называются считалками.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Существуют также такие считалки, в которых задается какой-нибудь вопрос:
На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, Королевич, Сапожник, Портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Дразнилки. Существует весьма необычный, но очень полезный жанр малого фольклора – дразнилки. Данный жанр используется детьми для возможности постоять за себя в случае обиды на другого ребенка.
Мирилки. Стихотворные строчки, предназначенные для примирения называются мирилками.
Заклички. Детские обращения к явлениям природы тоже имеют свое название – заклички. Детям очень нравится использовать в своей речи заклички, потому что с помощью них дети могут общаться с природой.
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей, вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке! Поддёвки. Очень интересным малым жанром фольклора являются тексты-диалоги, которые ставят собеседника в смешное положение – поддёвки.
- Скажи медь.
- Медь.
- Твой отец – медведь! [18, с. 10]
Скороговорки. Количество скороговорок не столь велико по отношению к другим жанрам малого фольклора, однако они также играют важную роль в развитии речи ребенка. Скороговорки очень разные по мере исполнения – короткие, длинные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, а также рифмованные и нерифмованные.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли два гроша (Сухин, с. 6).
Небылицы-перевыртыши – озорные стишки, в которых смещены все реальные связи. Данный жанр способствует укреплению у ребенка реального понимания соотношения вещей и явлений [29, с. 25]
Выбегла дубина
С мальчиком в руках.
А за ней тулупчик
С бабой на плечах... [18, с. 232]
Загадки являются жанрами фольклора и тоже должны быть включены в круг детского чтения. Загадки – иносказательные изображения предметов и явления, которые необходимо отгадать
Ходит печка,
Вся в колечках [18, с. 234]
Многие загадки представляют минимизированный аналог сказки. Дети этого возраста любят, когда им загадывают загадки, и с удовольствием участвуют в их отгадывании. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. В круг детского чтения могут быть включены загадки о животных, растениях, технике и по другим темам.
В классификации малых жанров фольклора авторов Е.Е. Зубаревой и В.К. Сигова выделяются два немаловажных и в современном мире распространенных жанра – пословицы и поговорки [26, с. 55]
Пословицами называются краткие изречения, в которых ясно высказана мысль, находящая многократное подтверждение в жизни [23, с. 109]: «Добро помни твердо».
По определению В.И. Даля поговорка это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы [16, с. 115].
Малые жанры фольклора имеют специфику изменяться и дополняться, образовывая новые названия, поэтому классификация у разных авторов отличается. Фольклор открывает ребенку мир, знакомит с бытом и традициями народа, способствует всестороннему полноценному развитию ребенка. Невозможно представить себе воспитательную деятельность без использования малых жанров фольклора, ведь именно на них основываются игровые моменты, которые полностью овладевают вниманием и интересом детей. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь.
Составной и важной частью малых жанров фольклора является устная подача данного материала, поэтому фольклор – незаменимое средство в речевом развитии детей, а особенное влияние малые жанры оказывают на развитие интонационной и образной выразительности речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»
Работая с детьми старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...
Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.
Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....
фольклорное развлечение "Смех, да веселье" для детей старшего дошкольного возраста
Цель праздника: Побуждать интерес к традициям русской народной культуры. С помощью сюрпризных моментов праздника, на заранее подготовленном музыкально-дидактическом и фольклорном материале р...
Фольклорный досуг "Смех да веселье" для детей старшего дошкольного возраста.
СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!(математический фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста)...
Дидактическая игра по экологии по произведениям В.В. Бианки для детей старшего дошкольного возраста «Чей нос лучше?».
Дидактическая игра по экологии по произведениям В.В. Бианки....
Список произведений о Родине для чтения детям старшего дошкольного возраста.
Список произведений о Родине для чтения детям старшего дошкольного возраста....
Сценарий фольклорно-физкультурного праздника «Защитники Руси» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области(МБДОУ д/с № 10) Сценарий фольк...