Рабочая программа по доп. образованию дошкольников "В мире книг"
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа)
Для детей среднего возраста 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 39.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЕДЭЙКО»
(МАДОУ «Едэйко»)
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА педагогическим советом МАДОУ «Едэйко» г. Лабытнанги Протокол от _________ № _____ | УТВЕРЖДЕНА приказом МАДОУ «Едэйко» от ____________ г. № _____ |
Рабочая программа
по дополнительному образованию дошкольников
кружок «В мире книг»
для детей среднего возраста (4-5 лет)
на 2022-2023 учебный год
Воспитатель средней группы № 3: Бадмаева Иджилина Петровна |
г. Лабытнанги, 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………….5
1.3 Содержание программы………………………………………………………6
1.4 Перспективно- тематический план программы……………………………7
1.5 Литература……………………………………………………………………..10
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека"
В. Сухомлинский.
Актуальность.
Книга - великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» - так можно перефразировать мудрое изречение.
Книга нужна дошкольнику. Чтобы видеть весь многоликий мир, понять его, пережить вместе с героем приключения, смеяться вместе с ним, а иногда и плакать. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитываются принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В среднем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Направленность.
В настоящее время перед образовательным учреждением стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего детства, в первом для ребёнка «социальном институте» - детском саду. Так, в нашем детском саду «Едэйко» создана библиотека «В мире книг». Создание детской библиотеки является стремление научить ребёнка слышать и слушать красоту слова, ритм, смысл произведения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение, но и умению вести себя в библиотеке.
Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание нравственных качеств ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка- читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как книга для ребёнка- и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.
Задачи:
- знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.
- обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.
- способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
- воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
- развивать память, внимание, основные познавательные и речевые умения дошкольников.
Срок реализации программы: декабрь 2022г- май 2023г.
Возрастная группа: средняя группа.
Количество детей в группе: 27
Количество занятий в год: 21
Периодичность занятий в неделю: 1 раз.
Форма организации: групповая.
Место проведения: библиотека д/с «Едэйко», корпус 1, 3 этаж.
Время проведения кружка в расписании занятий: пятница, 16:00ч- 16:20ч
Длительность одного занятия: 20 минут.
Планируемые результаты освоения программы:
- ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
- познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу, побывать на экскурсии, посетить библиотеку.
- ребёнок проявляет бережное отношение к книгам.
- повышается уровень восприятия литературных произведений;
- появление начальных осознаний основ жанра, способности замечать отдельные выразительные средства языка;
- повышается интерес к книге как к источнику знаний.
- пополнение словарного запаса детей, формирование связной речи.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Литературное развитие пронизывает все направления воспитательно- образовательной деятельности ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Литературное развитие с детьми включает в себя следующие содержательные линии:
- образовательной области «Познавательное развитие»: воспитание патриотов на лучших образцах героического прошлого и настоящего нашей Родины; расширение и углубление экологической грамотности дошкольников; пополнение знаний через непосредственное восприятие главных источников знаний – книг.
- Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» предусматривает развитие игровой деятельности детей; формирование навыков культуры поведения и общения; ознакомление детей с творчеством поэтов и писателей; развитие собственной трудовой деятельности (умение устранить дефект у книг).
- Образовательная область «Речевое развитие»: развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, связной речи).
- Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: знакомство с художниками- иллюстраторами книг; знакомство с музыкальными инструментами.
- Образовательная область «Физическое развитие»: пропаганда здорового образа жизни, формирование интереса и любви к спорту, развитие двигательной активности детей посредством подвижных игр.
Формы проведения занятий:
- выразительное чтение литературных произведений педагогом;
- беседа о прочитанном;
- заучивание стихотворений и отрывка из текста;
- сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного педагогом текста;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
- загадывание загадок;
- игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного;
- рисование и лепка любимого героя.
- инсценирование сказок.
- фотосессии, создание видеороликов.
- выставка любимых книг.
1.4 ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата проведения | Тема | Цель и содержание деятельности |
Декабрь | |||
1. | 09.12. | Вот какой он – Книжкин дом! Экскурсия в библиотеку. | Узнать, где живут книги, вызвать к ним интерес. |
2. | 16.12. | Встреча с сотрудниками Библиотеки семейного чтения, «Поэту нескольких поколений 115 лет» по творчеству З. Александровой. | Познакомить со стихотворением «Маленькой ёлочке холодно зимой», обыграть его содержание, закрепить праздничное настроение. |
Январь | |||
1. | 13.01. | Беседа «Откуда книга пришла». | Просмотр презентации о том, как рождается книга. Познакомить с составными частями книги: обложка, заставка, титульный лист, иллюстрации, разворот. Формировать бережное отношение к книге. |
2. | 20.01. | Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Беседа «Сказка мудростью богата». | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
3. | 27.01. | «Зима в поэзии русских поэтов» | Знакомство детей с произведениями поэтов о зиме. Рассказать как они по- разному передают нам своё отношение к этому времени года. Заучивание наизусть стихотворений о зиме. |
Февраль | |||
1. | 03.02. | "Путешествие по русской ярмарке" | Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору. |
2. | 10.02. | Встреча с сотрудниками Библиотеки семейного чтения «Читаем и играем по сказкам «Кот в сапогах», «Красная Шапочка» и все-все-все…» к 395- летию со дня рождения Ш. Перро, французского сказочника. | Познакомить детей с французским детским писателем, закрепить знания о его сказках, развивать способность отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни. |
3. | 17.02. | Развлечение «Посвящение в читатели» | Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации |
Март | |||
1. | 03.03. | Знакомство с творчеством Ю. Васнецова. Продуктивная деятельность: рисование "Любимые герои сказок". | Расширять представления о творчестве художника - иллюстратора детских книг. |
2. | 10.03. | "Путешествие по стране Загадайка» | Загадывание загадок, поддерживать интерес к устному народному творчеству. |
3. | 17.03. | Вечер «Наши любимые книжки – малышки». Игра "Книжкина больничка". | Знакомить с изданиями разного формата. Знакомить детей со способами ремонта книг, закрепить правила пользования ими. |
4. | 24.03. | Чтение сказок В. Бианки | Учить отвечать на вопросы по тексту, пересказывать, анализировать героев. |
5. | 31.03. | Проба пера. Составление сказок. | Учить сочинять сказки, фантазировать. |
Апрель | |||
1. | 07.04. | «День детской книги» Выставка любимой книги. | Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы. |
2. | 14.04. | Чтение сказок К. Чуковского. | Познакомить с биографией писателя, пересказ сказок по иллюстрациям. |
3. | 21.04. | «В стране Вообразилии». | Развивать творческое воображение, формировать способность передавать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоции. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам. |
4. | 28.04. | «Человек без Родины, что соловей без песни». Чтение сказок народов Севера, знакомство с творчеством поэтов- земляков. | Познакомить со стихами поэтов- земляков (Истомин И.Г., Ругин Р.П.), приобщать детей к культуре и традициям северных народов, развивать умение видеть красоту северной природы. |
Май | |||
1. | 05.05 | «Встреча памяти» | Расширять знания о Родине. Формировать умение прослушивать произведения о войне. Воспитывать патриотические чувства. |
2. | 12.05. | Посещение Библиотеки семейного чтения. | Обмен книжек, учить делиться впечатлениями от них. Формировать интерес к профессии «библиотекарь», уважение к его труду. Воспитывать любовь к книге, развивать умение аккуратно, бережно с ней обращаться. |
3. | 19.05. | Путешествие в страну «Умейка». | Починка книг, подбор необходимого материала – бумага, клей и т.д., оформление коробочек аппликацией. |
4. | 26.05. | Итоговая литературная викторина. | Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за учебный год, особенностях разных жанров художественных произведений. |
1.5 ЛИТЕРАТУРА
1. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»// М. 2008г
2. Иванова О.А. «Учим читать художественную литературу»// М.2005г
3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго»// М.2003г
4. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»// Дошкольное воспитание. 2005г
5. Дунаева Н. «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка»// Дошкольное воспитание. 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию ознакомление с окружающим миром, опытно-эксперементальная деятельность
Цель:- развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...