Главные вкладки
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок "В мире книг" для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Во все времена книге всегда отводилось большое воспитательное, развивающее значение. Чтение художественной литературы уходит на второй план, уступая место современным коммуникациям. В обществе XXI века дети с детства погружаются в мир информационных технологий. Телефоны, компьютеры, камеры, планшеты и другая техника в современной семье очень популярна как у родителей, так и у детей. Много времени уделяется компьютерным играм. В семейном воспитании детей постепенно теряется чтение сказок на ночь, рассматривание иллюстраций в детских книжках, рассказывание потешек, песенок, закличек, забываются детские писатели и поэты. Еще есть семьи, в которых совместное чтение с детьми остаётся традицией. Интерес к книге у детей младшего возраста живой и органичный. Ведь книга – это кладезь взаимоотношений и с героями произведений, и с автором, и, непосредственно, с самой книгой. Чтобы началось общение с книгой, ребенок рассматривает форзац, затем открывает книгу и попадает в красочный мир иллюстраций, где узнает знакомую сказку или просто внимательно рассматривает выражения героев. Таким образом, аккуратно перелистывая листочки, он познает мир добра и зла, что такое «хорошо», и что такое «плохо». В детском саду дети постепенно знакомятся с авторами книг
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЕДЭЙКО»
(МАДОУ «Едэйко»)
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА педагогическим советом МАДОУ «Едэйко» г. Лабытнанги Протокол от_29.08ю2024 № _1_ | УТВЕРЖДЕНА приказом МАДОУ «Едэйко» от _29.08.2024_ г. № _63-О_ |
Рабочая программа
по дополнительному образованию дошкольников
кружок «В мире книг»
для детей подготовительной группы (6-7 лет)
на 2024-2025 учебный год
Воспитатель подготовительной группы № 2: Уварова Елена Юрьевна |
г. Лабытнанги, 2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………….5
1.3 Содержание программы………………………………………………………6
1.4 Перспективно- тематический план программы……………………………7
1.5 Литература……………………………………………………………………..10
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека"
В. Сухомлинский.
Актуальность.
Во все времена книге всегда отводилось большое воспитательное, развивающее значение. Чтение художественной литературы уходит на второй план, уступая место современным коммуникациям. В обществе XXI века дети с детства погружаются в мир информационных технологий. Телефоны, компьютеры, камеры, планшеты и другая техника в современной семье очень популярна как у родителей, так и у детей. Много времени уделяется компьютерным играм. В семейном воспитании детей постепенно теряется чтение сказок на ночь, рассматривание иллюстраций в детских книжках, рассказывание потешек, песенок, закличек, забываются детские писатели и поэты. Еще есть семьи, в которых совместное чтение с детьми остаётся традицией. Интерес к книге у детей младшего возраста живой и органичный. Ведь книга – это кладезь взаимоотношений и с героями произведений, и с автором, и, непосредственно, с самой книгой. Чтобы началось общение с книгой, ребенок рассматривает форзац, затем открывает книгу и попадает в красочный мир иллюстраций, где узнает знакомую сказку или просто внимательно рассматривает выражения героев. Таким образом, аккуратно перелистывая листочки, он познает мир добра и зла, что такое «хорошо», и что такое «плохо». В детском саду дети постепенно знакомятся с авторами книг. В первую очередь, с детской поэтессой Агнией Барто, Корнеем Чуковским, Самуилом Маршаком, Владимиром Сутеевым, Валентиной Благининой. А где находится дом книжек, детям поведает самый настоящий библиотекарь. Таким образом, знакомство с детскими произведениями, их авторами переходит в интересное путешествие в библиотеку. Совместное сотрудничество с родителями и сотрудниками библиотеки поможет воспитать у детей познавательный интерес к книге, бережное отношение к ней, как к источнику познания окружающего их мира.
Направленность.
В настоящее время перед образовательным учреждением стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего детства, в первом для ребёнка «социальном институте» - детском саду. Так, в нашем детском саду «Едэйко» создана библиотека «В мире книг». Создание детской библиотеки является стремление научить ребёнка слышать и слушать красоту слова, ритм, смысл произведения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение, но и умению вести себя в библиотеке.
Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание нравственных качеств ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка- читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как книга для ребёнка- и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: знакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов, воспитывать интерес и бережное отношение к книге, привлекать родителей к совместному чтению детских произведений через сотрудничество с библиотекой семейного чтения.
Задачи:
1. Реализовать план мероприятий с библиотекой семейного чтения.
2. Обогатить знания детей о детских писателях и поэтах.
3. Учить узнавать сказки, детские произведения по характерным признакам и действиям героев.
4. Сформировать понятие библиотеки, познакомить с профессией библиотекаря.
5. Развивать речь, воображение, память, наблюдательность, творческие способности, самостоятельность в выборе книги и рассматривании иллюстраций.
6. Развивать традиции семейного чтения через реализацию детской литературы в пункте выдачи детского сада.
7. Воспитывать бережное отношение к книге, умение вести себя в соответствии с нормами и правилами жизни в общественных учреждениях.
Срок реализации программы: сентябрь 2024г- май 2025г.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Количество детей в группе: 27
Количество занятий в год: 42
Периодичность занятий в неделю: 1 раз.
Форма организации: групповая.
Место проведения: библиотека д/с «Едэйко», корпус 1, 3 этаж.
Время проведения кружка в расписании занятий: пятница, 16:00ч- 16:30ч
Длительность одного занятия: 30 минут.
Планируемые результаты освоения программы:
- ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
- познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу, побывать на экскурсии, посетить библиотеку.
- ребёнок проявляет бережное отношение к книгам.
- повышается уровень восприятия литературных произведений;
- появление начальных осознаний основ жанра, способности замечать отдельные выразительные средства языка;
- повышается интерес к книге как к источнику знаний.
- пополнение словарного запаса детей, формирование связной речи.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Литературное развитие пронизывает все направления воспитательно- образовательной деятельности ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Литературное развитие с детьми включает в себя следующие содержательные линии:
- образовательной области «Познавательное развитие»: воспитание патриотов на лучших образцах героического прошлого и настоящего нашей Родины; расширение и углубление экологической грамотности дошкольников; пополнение знаний через непосредственное восприятие главных источников знаний – книг.
- Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» предусматривает развитие игровой деятельности детей; формирование навыков культуры поведения и общения; ознакомление детей с творчеством поэтов и писателей; развитие собственной трудовой деятельности (умение устранить дефект у книг).
- Образовательная область «Речевое развитие»: развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, связной речи).
- Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: знакомство с художниками- иллюстраторами книг; знакомство с музыкальными инструментами.
- Образовательная область «Физическое развитие»: пропаганда здорового образа жизни, формирование интереса и любви к спорту, развитие двигательной активности детей посредством подвижных игр.
Формы проведения занятий:
- выразительное чтение литературных произведений педагогом;
- беседа о прочитанном;
- заучивание стихотворений и отрывка из текста;
- сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного педагогом текста;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
- загадывание загадок;
- игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного;
- рисование и лепка любимого героя.
- инсценирование сказок.
- фотосессии, создание видеороликов.
- выставка любимых книг.
1.4 ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Мероприятия | Участники |
Октябрь | Беседа «Где живут книжки?». Сюжетно-ролевая игра «Библиотекарь приглашает детей в библиотеку» Оформление книжного уголка. Трудовая деятельность «Книжкина больничка». | Воспитатели |
Ноябрь | Беседа «Как сделана книжка?» Литературная викторина «Путешествие по сказкам». Просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей. Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению». Чтение произведений С.В.Михалкова. | Воспитатели |
Декабрь | Дидактические игры «Угадай сказку», «Разрезные картинки». Прослушивание детских произведений в аудиозаписи. Выставка рисунков по сказкам. Памятка родителям «Читаем перед сном». Чтение произведений И.Токмаковой | Воспитатели |
Январь | Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака. Собрание пазл по сказкам. Консультация родителям «Ребёнок и сказка» | Воспитатели |
Февраль | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Дидактические игры - викторины по сказкам. Рисование по сказкам. Обобщение опыта семейного воспитания по сказкам «Мама почитай – ка!» Чтение сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка | Воспитатели |
Март | Трудовая деятельность «Книжкина больничка». Консультация для родителей «Роль книги в развитии ребёнка». Конкурс на лучшего чтеца стихотворений. | Воспитатели |
Апрель | Чтение сказок В.Сутеева Сюжетно-ролевая игра «Библиотекарь приглашает детей в библиотеку» Дидактическая игра «Собери сказочных персонажей в свою сказку» | Воспитатели |
Май | Чтение рассказов о животных севера. Выставка детских иллюстраций | Воспитатели |
1.5 ЛИТЕРАТУРА
1. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»// М. 2008г
2. Иванова О.А. «Учим читать художественную литературу»// М.2005г
3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго»// М.2003г
4. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»// Дошкольное воспитание. 2005г
5. Дунаева Н. «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка»// Дошкольное воспитание. 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебная кисточка"
Программа доп образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на с...
Рабочая программа по дополнительному образованию Естественно-научного направления "Математические ступеньки" ( подготовительная группа)
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Математические ступеньки»Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального раз...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Наш дом - природа»
Цель кружковой работы:развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интере...
Рабочая программа по дополнительному образованию «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» для детей старшей группы (5 – 6 лет) и подготовительной группы (6 – 7 лет)
Рабочая программа...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок "В мире книг" для детей среднего возраста
Книга - великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. &l...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок "В мире книг" для детей старшего возраста
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...