Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок "В мире книг" для детей старшего возраста
рабочая программа (старшая группа)

Уварова Елена Юрьевна

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.     Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить;  имеют больший объем памяти и активное творческое воображение;  лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов);  точнее формулируют мысли и свободнее пишут;   легче вступают в контакты и приятны в общении;  более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЕДЭЙКО»

(МАДОУ «Едэйко»)

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА

педагогическим советом

МАДОУ «Едэйко» г. Лабытнанги

Протокол от _29.08.2023_ № _1____

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАДОУ «Едэйко»

от _30.08.2023_ г. № 69-О_

Рабочая программа

по дополнительному образованию дошкольников

кружок «В мире книг»

для детей старшего возраста (5-6 лет)

на 2023-2024 учебный год

Воспитатель старшей группы № 3:

Уварова Елена Юрьевна

г. Лабытнанги, 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………….5

1.3 Содержание программы………………………………………………………6

1.4 Перспективно- тематический  план программы……………………………7

1.5 Литература……………………………………………………………………..11

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека"

В. Сухомлинский.

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». 

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.     Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить;  имеют больший объем памяти и активное творческое воображение;  лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов);  точнее формулируют мысли и свободнее пишут;   легче вступают в контакты и приятны в общении;  более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. 

 Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят: произведения устного творчества русского народа и народов мира; классическая детская литература (отечественная и зарубежная) ; современная литература (русская и зарубежная) .

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. А чтобы вовлечь дошкольника в мир книг, вызвать интерес к книгам нужно подобрать наиболее интересные для детей и эффективные для педагогов формы работы.

Программа нашего кружка составлена с учетом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения. Занятия проводятся еженедельно во второй половине дня воспитателями или воспитателями совместно с сотрудниками библиотеки в помещениях детского сада или в межпоселенческой детской библиотеке имени С.Т. Аксакова.

Направленность.

В настоящее время перед образовательным учреждением стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего детства, в первом для ребёнка «социальном институте» - детском саду. Так, в нашем детском саду «Едэйко» создана библиотека «В мире книг». Создание детской библиотеки является стремление научить ребёнка слышать и слушать красоту слова, ритм, смысл произведения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение, но и умению вести себя в библиотеке.

Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание нравственных качеств ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка- читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как книга для ребёнка- и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: знакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов, воспитывать интерес и бережное отношение к книге, привлекать родителей к совместному чтению детских произведений.

Задачи:

  1. Обогатить знания детей о детских писателях и поэтах.
  2. Учить узнавать сказки, детские произведения по характерным признакам и действиям героев.
  3. Сформировать понятие библиотеки, познакомить с профессией библиотекаря.
  4. Развивать речь, воображение, память, наблюдательность, творческие способности, самостоятельность в выборе книги и рассматривании иллюстраций.
  5. Развивать традиции семейного чтения через реализацию детской литературы.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге, умение вести себя в соответствии с нормами и правилами жизни в общественных учреждениях.

Срок реализации программы: сентябрь 2023г- май 2024г.

Возрастная группа: старшая группа.

Количество детей в группе: 27

Количество занятий в год: 42

Периодичность занятий в неделю: 1 раз.

Форма организации: групповая.

Место проведения: библиотека д/с «Едэйко», корпус 1, 3 этаж.

Время проведения кружка в расписании занятий: пятница, 16:00ч- 16:25ч

Длительность одного занятия: 25 минут.

Планируемые результаты освоения программы:

  • ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
  • познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу, побывать на экскурсии, посетить библиотеку.
  • ребёнок проявляет бережное отношение к книгам.
  • повышается уровень восприятия литературных произведений;
  • появление начальных осознаний основ жанра, способности замечать отдельные выразительные средства языка;
  • повышается интерес к книге как к источнику знаний.
  • пополнение словарного запаса детей, формирование связной речи.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Литературное развитие пронизывает все направления воспитательно- образовательной деятельности ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

Литературное развитие с детьми включает в себя следующие содержательные линии:

  • образовательной области «Познавательное развитие»: воспитание патриотов на лучших образцах героического прошлого и настоящего нашей Родины; расширение и углубление экологической грамотности дошкольников; пополнение знаний через непосредственное восприятие главных источников знаний – книг.
  • Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» предусматривает развитие игровой деятельности детей; формирование навыков культуры поведения и общения; ознакомление детей с творчеством поэтов и писателей; развитие собственной трудовой деятельности (умение устранить дефект у книг).
  • Образовательная область «Речевое развитие»: развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, связной речи).
  • Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: знакомство с художниками- иллюстраторами книг; знакомство с музыкальными инструментами.
  • Образовательная область «Физическое развитие»: пропаганда здорового образа жизни, формирование интереса и любви к спорту, развитие двигательной активности детей посредством подвижных игр.

Формы проведения занятий:

  • выразительное чтение литературных произведений педагогом;
  • беседа о прочитанном;
  • заучивание стихотворений и отрывка из текста;
  • сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного педагогом текста;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
  • загадывание загадок;
  • игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного;
  • рисование и лепка любимого героя.
  • инсценирование сказок.
  • фотосессии, создание видеороликов.
  • выставка любимых книг.

1.4 ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц.

Тема.

Цель.

Сентябрь.

1.

"Экскурсия в детскую библиотеку". Знакомство с читальным залом, библиотекарем, его трудом.

Узнать как живут книги, вызвать интерес к ним.

2.

Беседа "Ее величество Книга".

Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей

3.

Беседа "Сказка мудростью богата". Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

4.

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Чтение стихов об осени.

Познакомит детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.

Октябрь.

1.

Беседа «Откуда книга пришла»

Дать элементарные представления о том. Как создаются книги.

2.

Посещение группового мини музея книги. Экскурсия "Книги наших бабушек".

Дать детям представление о том как выглядели книги в прошлом век, какие в них были иллюстрации.

3.

Конкурс «Оживим наши сказки».

Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность.

4.

Знакомство с творчеством Н. Носова. Чтение рассказа "Живая шляпа".

Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.

Ноябрь.

1.

Праздник «Посвящение в читатели»

Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации.

2.

"Путешествие по русской ярмарке"

Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору.

3.

Знакомство с творчеством Ю. Васнецова.  Продуктивная деятельность: рисование "Любимые герои сказок".

Расширять представления о творчестве художника - иллюстратора детских книг.

4.

"Чудо - дерево" - викторина.

Закрепить знания о произведения К.И. Чуковского.

Декабрь.

1.

Вечер «Наши любимые книжки – малышки».

Игра "Книжкина больничка".

Знакомить с изданиями разного формата. Знакомить детей со способами ремонта книг, закрепить правила пользования ими.

2.

"Как появилась книга". Посещение выставки группового мини - музея, экскурсия " от гусиного пера до современной авторучки".

Познакомить детей с историей возникновения письменности, бумаги, книги.

3.

"Путешествие по русской ярмарке" (продолжение).

Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору.

4.

Знакомить детей с творчеством Э. Успенского. Чтение произведения "Разгром".

Познакомить детей с творчеством писателя. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.

Январь.

1.

"Час зимней сказки". Дидактическая игра «Письмо доброго сказочника».

Раскрыть значение книг в жизни ребят. Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

2.

Театрализованное представление "Пришла коляда - открывай ворота".

Расширять представления о русских традициях и обычаях, фольклоре.

3.

"Путешествие по стране Загадайка.

Поддерживать интерес к устному народному творчеству.

4.

Знакомство с творчеством А. Линдгрен. Чтение произведения "Карлсон, который живет на крыше".

Знакомить детей с творчеством зарубежной писательницы. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.

Февраль.

1.

Посещение ребятами межпоселенческой детской библиотеки.

Обмен книжек, учить делиться впечатлениями от них. Формировать интерес к профессии «библиотекарь», уважение к его труду. Воспитывать любовь к книге, развивать умение аккуратно, бережно с ней обращаться.

2.

«Незабытая горница».

Познакомить детей с устным народным творчеством, формировать целостное его восприятие, воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребенка.

3.

Знакомство с творчество Л.Н. Толстого. Чтение были "Косточка".

Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Знакомить детей с творчеством одного из величайших писателей мира.

4.

Посещение группового мини-музея, экскурсия "Современные книги". Продуктивная деятельность: "Книжки - самоделки".

Знакомить детей с разновидностями книг, разными вариантами их оформления.

Март.

1.

Беседа «Как дома живут ваши книги».

Узнать , есть ли книжная полочка дома, читают ли они дома вместе с родителями, вызвать интерес к такого рода деятельности.

2.

Знакомство с творчеством писателя В. Бианки. Экскурсия в групповом мини - музее "Книги о природе".

Развивать интерес к познавательной литературе.

3.

«В стране вообразилии».

Развивать творческое воображение, формировать способность передавать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоции. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам.

4.

Комментированное чтение стихотворения Е. Благиной "Посидим в тишине".

Помогать детям выразительно с естественной интонацией читать стихи, участвовать в инсценировке.

Апрель.

1.

Путешествие в страну «Умейка».

Починка книг, подбор необходимого материала – бумага, клей и т.д., оформление коробочек аппликацией.

2.

Посещение в детской библиотеке выставки книг о космосе и космонавтах.

Знакомить с разновидностями познавательной литературы.

3.

«В царстве мира, добра, дружбы и красоты».

Развивать творческое воображение. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам.

4.

"Кто такой поэт?" Викторина "Час поэзии.

Приобщать детей к поэзии, учить понимать и ценить красоту русского языка, чувствовать «музыку» стиха. познакомить с русскими поэтами С. Есениным, М. Цветаевой, Ф.И. Тютчевым и др.

Май.

1.

"Сказка - ложь, да в ней намек" - КВН.

Закрепить знания детей о разнообразных русских народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

2.

«Встреча памяти»

Расширять знания о Родине. Формировать умение прослушивать произведения о войне. Воспитывать патриотические чувства.

3.

"Час периодики - что приносит почтальон маленьким детишкам".

Познакомить с разновидностями детских журналов, историй их возникновения, способами обращения с ними.

4.

Итоговая литературная викторина.

Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, особенностях разных жанров художественных произведений.

1.5 ЛИТЕРАТУРА

1. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»// М. 2008г

2. Иванова О.А. «Учим читать художественную литературу»// М.2005г

3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго»// М.2003г

4. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»// Дошкольное воспитание. 2005г

5. Дунаева Н. «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка»// Дошкольное воспитание. 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на с...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок "В мире книг" для детей среднего возраста

Книга - великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. &l...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок "В мире книг" для детей подготовительной группы

Во все времена книге всегда отводилось большое воспитательное, развивающее значение. Чтение художественной литературы уходит на второй план, уступая место современным коммуникациям. В обществе XXI век...