Хлеб - всему голова
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Боковая Елена Анатольевна

Подбор  литературы для домашнего чтениия, объсуждение поговорок для старшего дошкольног возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_roditelyam.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 «Хлеб – всему голова»

Хлеб — один из немногих продуктов, которые люди едят каждый день на разных уголках планеты. Мы настолько привыкли к этому угощению, что относимся к нему как к чему-то обычному и даже обыденному, а ведь он «всему голова»!

Прочитайте ребенку стихотворение – загадку. «Чудо». Лев Квитко.

Зернышко-крошку всю зиму хранил, В рыхлую землю весной посадил. Чудо случилось, наверное, с ним. Зернышко стало живым и большим. Зернышко-крошка лежало в земле, Лежало, согрелось, разбухло в тепле. Сначала разбухло, потом проросло. Тонким росточком на грядке взошло. Чубик завил этот слабый росток, Выкинул перышки нежный листок. Ну, разве не чудо, что чубик такой Пробился, прорвался сквозь слой земляной?! Он землю буравил, он лез напролом, Он к свету и солнцу пробился с трудом. А над землею – опять чудеса: Что-то растет не по дням – по часам. Зернышка нет и в помине давно. Не угадаешь, чем стало оно?

Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?

Интересные факты о хлебе

 А Вы знали, что: Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.

Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Первый прообраз хлеба был испечен больше 5000 тысяч лет назад — в Древнем Египте. История рассказывает, что по недосмотру раб, приставленный к кухне, забыл убрать на ночь смесь воды и крупы с теплой печи, а наутро увидел забродившее тесто. Опасаясь наказания, он все же испек из него лепешку. Ее вкус оказался намного аппетитней, чем обычно. Так появился первый хлеб на «закваске» — мягкий, пышный и пористый.

Древние египтяне высоко чтили хлеб. На письме он обозначался тем же иероглифом, что и солнце — круг, по центру которого точка.

16 октября на всех уголках планеты отмечается Всемирный день хлеба. Его появлению мы обязаны Международному союзу пекарей - кондитеров. Цель торжества — отдать дань уважения хлебу, как самому ценному продукту на Земле.

Кстати, на Руси, помимо этого праздника, отмечают Хлебный Спас (Ореховый Спас). На это священный праздник хозяйки всегда пекли хлеб из урожая новой муки, после чего освящали его в Церкви.

Как космонавты едят хлеб?

Привычный хлеб космонавты не едят, поскольку он сильно крошится, а еще быстро теряет свежесть. В некоторых случаях хлеб заменяют маленькими пшеничными или кукурузными лепешками в герметичной упаковке. Они не крошатся и долго сохраняют свежесть.

Чтобы определиться с оптимальной массой и размером ученым потребовалось много экспериментов, но в итоге было установлено, что для ржаного подходящая масса — 4,5 грамма, а для пшеничного — 3 грамма. Это были кусочки как раз на 1 укус, то есть хлеб не надо было кусать, а значит не образовывалось крошек.

«Ломание» хлеба — это один из самых распространенных жестов мира и примирения. У славян был обычай, по которому люди, которые вместе переломили хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Ещё нужно помнить, что хлеб — это пища, которая объединяет человечество. Хлеб был символом мира и дружбы между народами. На праздничном столе ему отводилось особое место, дорогих гостей встречали караваем с солью.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей   до следующей жатвы.

Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь?

А после этого прочитайте рассказ о хлебе. М. ГЛИНСКАЯ «ХЛЕБ»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю. Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» -Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко». Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…» — Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем». -Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно. — Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска. — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:

Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?  Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?  Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.

Прочитайте с детьми пословицы и поговорки о хлебе, объясните их значение:

Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).

 — Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).

 — Хлеб – батюшка, вода – матушка.

— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

 — Хлеб да соль, и обед пошел.

— Будет хлеб — будет и песня.

— Рожь поспела — берись за дело.

— Много снега — много хлеба.

Прочитайте ребенку литературные произведения:

Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки»; П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый… »; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....