Проект: "Михаил Пришвин- певец русской природы" для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольное детство- важный этап в воспитании будущего читателя. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественные произведения; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Поэтому мы вместе с детьми решили ознакомиться с произведениями писателя- натуралиста Михаила Пришвина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Михаил Пришвин- певец русской природы" | 50.95 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Победы, 10
тел/факс. 8 (254) 5-62-14
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 6 – центр развития ребенка» от «____»__________2022г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 6 – центр развития ребенка» _______________Е.Н. Бачинская «_____»______________2022г. |
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Михаил Пришвин — певец русской природы»
Выполнили:
Баталина Т.Ф.
Горбачева А.В.
Г. Сергиев Посад, 2022 г.
"Охранять природу - значит охранять Родину"
(М. Пришвин)
Краткое описание проекта
Название проекта: «М.Пришвин- певец русской природы»
Вид проекта: информационно- исследовательский, творческий
Срок реализации: среднесрочный (март, апрель, май)
Участники проекта: воспитанники группы №3, воспитатели, родители
Актуальность проекта. Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили. Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения. Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять. Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.
2. Познакомить с правилами поведения в природе.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
4. Формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.
5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение. Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека
Формы детской деятельности
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»; Разучивание стихов о жителях леса, о природе;
Отгадывание загадок о животных и растениях ;
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы. Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»; Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»
Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.
Просмотр мультфильма, презентации
Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
Дидактические игры;
Чтение литературы;
Рассматривание демонстрационного материала;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;
Оформление стенгазеты «Береги природу!»
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (создание выставки книг, плакатов на экологическую тему).
Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
Продукт проекта:
Организация выставки рисунков по произведениям М.Пришвина
Литературная викторина по произведениям М. Пришвина
Последовательность реализации проекта
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный:
Март (1неделя)
Обсуждение проблемной темы;
Создание условий для реализации проекта исходя из поставленных задач;
Изучение художественной литературы по теме;
Подбор иллюстраций к сюжетам произведений;
Разработка сценария итоговой викторины для детей;
Обогащение развивающей среды:
Центр «Книги» - книгами и иллюстрациями М.Пришвина:
Центр ИЗО - раскраски с изображением сюжетов и героев.
Организация книжной мини-выставки: «Книги М.Пришвина»;
Распределение заданий для детей;
Оформление группового помещения к мероприятию.
Изготовление афиши к мероприятию
Проблемная ситуация:
– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)
- Почему это может произойти?
- Как это повлияет на нас?
- Как не допустить этого?
2 этап - основной
Март (3,4 неделя)
1.Познавательная беседа «Знакомство с творчеством и биографией М.Пришвина».
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством Михаила Пришвина.
2.Просмотр компьютерной презентации
«Михаил Пришвин - детям о природе»
Цели:
познакомить детей с краткой биографией и творчеством писателя;
-развивать интерес к художественной литературе
- воспитывать бережное отношение к книге
3. Литературная гостиная.
Чтение и обсуждение.
М. Пришвин «Рассказы о животных малышам»
Цель: -продолжать знакомить детей с жанром «рассказ», его отличием от сказки
-познакомить детей с литературными произведениями писателя о природе;
- развить желание рассказывать о своем отношении к прочитанному;
4. Творческая мастерская.
Лепка «Этажи леса».
Цель: - учить лепить птицу;
- передавать в лепке характерные особенности строение тела птицы;
- продолжать учить самостоятельно подбирать материалы для творчества
-совершенствовать знакомые приёмы лепки;
-поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания;
5. Сюжетно-ролевая игра
«Защитники природы»
Цели: -продолжить развивать игровую деятельность детей;
-совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры,
-развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
6. Дидактическая игра «Лес- дом для животных»
Цели: -учить детей выявлять характерные особенности жизни животных;
-закрепить знания детей о лесе, как о природном сообществе;
-сформировать представления о об «экологических нишах» смешанного леса;
-продолжать воспитывать бережное отношение к природе
Апрель
1. Продолжение акции
«Подари детскому саду книгу»
Цели: -организовать пополнение библиотеки нашей группы рассказами М. Пришвина и других писателей-натуралистов;
-привлечь родителей к работе над проектом.
2. Слушание аудиокниги М. Пришвин
«Рассказы о природе».
Цели: -познакомить детей с аудиокнигой;
-создать в группе эмоционально-положительную обстановку
-учить внимательно слушать, не отвлекая друг друга;
-отвечать на вопросы по содержанию;
3. Литературная гостиная.
Чтение и обсуждение рассказа:
«Лисичкин хлеб»
Цели: -продолжать знакомить детей с рассказами М. Пришвина;
- развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа;
-помочь детям понять скрытые мотивы произведения
4. Творческая мастерская.
Лепка «Лисичка».
Цели: - учить лепить лисичку;
- передавать в лепке характерные особенности строение тела дик.животного;
- продолжать учить самостоятельно подбирать материалы для творчества
-совершенствовать знакомые приёмы лепки;
-поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.
5. Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Задачи:
-укреплять здоровье играющих;
-способствовать их правильному физическому развитию;
-содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
-воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
-прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
6. Пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Дикие животные» (Лиса)
Лиса
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)
7. Пересказ рассказов М. Пришвина на выбор.
Цели: -продолжать учить детей связно и последовательно излагать события произведения;
-упражнять в употреблении сложносочинённых предложений, согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
-развивать память;
-развивать связную монологическую речь;
-развивать интонационную выразительность речи;
-воспитывать умение слушать и не перебивать говорящего.
8. Работа над рассказом М.М.Пришвина «Ёж».
Цель: Расширение и углубление представления детей о диких животных, пробуждение интереса к творчеству писателя М.М. Пришвина.
Задачи:
- Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателями натуралистами, их творчеством.
- Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления.
- Развивать и совершенствовать диалогическую речь детей, прививать навыки культурного общения: учить внимательно и доброжелательно слушать обращенную к ним речь воспитателя и товарищей, не перебивать собеседника.
- Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.
9. Творческая мастерская
Рисование «Ежик»
Цель: развивать умение поддерживать коллективную беседу, уметь рассуждать, делать выводы, учить рисовать животного способом тычка: учить держать кисть строго вертикально и наносить тычкообразные движения сначала по контуру, затем последовательно заполняя всю форму ежа с просветами для получения фактурных мазков;
- закрепить умение детей рисовать кисточкой разными способами.
10. Заучивание физминутки «Ежик»
Физкультминутка «Ёжик»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша (ладошками шуршим)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
11. Пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Дикие животные» (Ежик)
Ежик
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)
Ежик топал по дорожке
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)
Май
1. Беседа «Что я знаю о творчестве писателя М. Пришвина»
Цели: -закрепить полученные знания о жизни и творчестве писателя;
-продолжать развивать связную речь, использовать в речи сложносочинённые согласованные предложения;
-продолжать учить давать развёрнутый ответ на вопрос педагога;
-продолжать учить детей высказывать своё мнение.
2. Просмотр презентации «Наши лесные друзья».
Цель: Формировать представления о диких животных.
Задачи: Расширить знания детей о диких животных.
Познакомить с животными обитающими в Московской области.
Воспитывать интерес, любовь бережное отношение к животным.
Вызвать желание узнавать новое.
3. Беседа по безопасности «Правила поведения в лесу», «Забота о братьях наших меньших»
Цель: продолжить экологическое образование детей.
Задачи: -повторить правила поведения в лесу,
-развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь,
-воспитывать экологическую культуру детей и родителей
4. Конструирование «Домики для животных»
Цель: Развитие познавательной активности, творческого воображения.
Задачи:
1. Учить детей обдумывать заранее некоторые компоненты постройки: образ конструируемого предмета, его некоторые внешние характеристики, возможности применения в постройке имеющегося материала.
2. Стимулировать развитие конструктивного воображения.
5. Раскрашивание картинок из серии «Природа», «Животные», «Птицы».
Цель: Расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе, формирование чувства удивления и восхищения миром животных и растений.
6. Литературная гостиная.
Чтение и обсуждение рассказа:
«Ребята и утята»
Задачи:
- Познакомить с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;
- Учить чувствовать и понимать характер героев произведения, уметь анализировать поступки героев;
- Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе;
- Развивать речь детей.
7. Творческая мастерская
Аппликация «Утята»
Цель: Закреплять у детей практические навыки аппликации.
Задачи:
-Продолжать учить детей составлять композицию; закреплять умения правильно располагать изображения на листе бумаги.
-развивать мелкую моторику, воображение; развивать творчество детей.
- воспитывать интерес и положительное отношение к аппликации.
8. Физминутка «Утка рано по утру»
Утка рано по утру
Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (садимся на пол ноги вытянуты вперед, вытянули - собрали)
Ой, холодная вода!
Закричала детвора.
Научу я вас нырять,
Желтеньких моих утят. (наклоны головой)
А теперь полетов время,
Машем крыльями умело. (махи руками вверх - вниз)
Отдохнем, ребятки,
Поиграем в прятки. (присели, закрыли лицо руками - выпрямились и открыли лицо)
Становитесь все за мной,
Нам пора идти домой (ходьба по кругу)
А утята все вздыхают,
С грустной мордочкой шагают. (вдох через нос - выдох через рот)
Не печальтеся, утятки!
Завтра, рано по утру,
Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой - утята радуются)
9. Художественная мастерская.
Рисование «Герои рассказов М. Пришвина»
Цели: -учить отображать в рисунке героев литературных произведений;
-продолжать воспитывать любовь к книге и интерес к литературе;
-развивать индивидуальные творческие способности;
-самостоятельно выбирать материалы для творчества.
- этап- заключительный
1.Беседа «Мой любимый писатель».
Цель: уточнить знания детей о писателе М.Пришвине, развивать интерес к творчествам разных писателей.
2. Загадывание загадок о животных (Приложение 3)
Цель: учить отгадывать загадки, закрепить знания детей о животных.
3. Настольно-печатные, дидактические игры(приложение 1)
4. Сюжетно-ролевая игра: «Лесной патруль»
Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе, воспитывать экологическую культуру.
5. Литературная викторина по произведениям М. Пришвина
Цель: Прививать интерес к художественной литературе о природе.
Задачи:
• закрепление знаний содержания рассказов М. Пришвина.
• продолжать формировать природоведческие представления посред-ством произведений М. Пришвина;
• развивать память, внимание, логическое мышление, сообразительность;
• воспитывать интерес к природе и природоведческой литературе.
6. Организация выставки детских работ «Герои рассказов М. Пришвина»
Оборудование и материалы: книги М.М.Пришвина; картины и иллюстрации, изображающие животных в природе; тематические альбомы «Животные», «Птицы», «Насекомые»; настольно-печатные игры; материалы для продуктивной деятельности.
Проблемы в ходе реализации проекта
1.Родители мало читают детям и не обсуждают с детьми прочитанное.
Ожидаемые результаты проекта
Работа в рамках проекта должна получиться интересной, увлекательной, познавательной. Позволит увеличить кругозор каждого ребенка, поспособствует приобщению детей к природе с помощью художественной литературы.
1. В ходе реализации проекта дети научатся:
- задавать вопросы по смыслу прочитанного текста;
- обсуждать поступки героев и давать им моральную оценку;
-понимать юмор в литературном произведении;
-доброжелательно относиться друг к другу.
2.Дети теснее приобщатся к миру детской художественной литературы.
3.Укрепятся партнёрские отношения между участниками образовательного процесса.
4. Разнообразие форм взаимодействия МБДОУ и семьи позволит заинтересовать родителей и включится в воспитательный образовательный процесс.
Приложение 1
Дидактические игры.
«Помоги зверятам».
Дидактическая задача. Собирать целую картинку из частей. Воспитание внимания, настойчивости в выполнении задачи.
Материал: картинка зайца, разделенная на части (от 3 до 4 частей).
Правила игры : каждый ребенок складывает из частей целую картинку зайчика.
Игровое действие: складывание картинок.
Содержание: играющие складывают из 3-4 частей целую картинку и рассказывают, что получилось.
Роль воспитателя: воспитатель подбирает картинки зайцев. Вначале учит их умению складывать из частей изображение целого зайчика, добиваясь постепенно самостоятельности детей.
«О ком я говорю»
Цель: расширять словарный запас.
Материал: изображения диких животных.
Ход игры
Воспитатель составляет загадку – описание. Дети узнают по признакам, о каком животном в ней говорится, находят картинку - отгадку и помещают ее на доску.
Например:
Трусливый, длинноухий, серый или белый (О зайце)
Бурый, косолапый, голодный, неуклюжий, (О медведе)
Серый, злой, голодный (О волке)
Хитрая, рыжая, ловкая (О лисе)
Пушистая, прыгучая, рыжая (белке)
Маленький, колючий, круглый (О еже)
«Кто, что любит»
Цель: Формировать знания детей о питании диких животных.
Закреплять знания о диких животных. Развивать речь,
память, внимание. Воспитывать бережное отношение к животным.
Правила игры: Воспитатель показывает животное,
дети рассказывают, чем питается это животное.
Ход: Воспитатель показывает животное, дети выбирают
картинку с любимой пищей животного.
1 Вариант: Воспитатель называет животное, дети
выбирают картинку с пищей.
2 Вариант: Воспитатель показывает картинку с
изображением пищи животного, а дети угадывают и
называют животное и его детёныша, которое питается этой пищей.
«Угостим зайку».
Дидактическая задача. Знакомство с окружающим. Закрепление названий действий. Воспитание настойчивости, внимания.
Материал: картинки с изображением продуктов и лакомства зайчика.
Правила игры : каждый ребенок отбирает те картинке, где изображено то, что любит зайка и называет «угощение».
Игровое действие: отбор картинок.
Содержание: детям даются картинки, на которых нарисованы лакомства зайчика и другие продукты. Ребенок среди всех картинок должен отобрать те, которые подойдут для угощения зайки.
Роль воспитателя. Роль воспитателя – создать игровую ситуацию, заинтересовать детей в выполнении задания. Подобрать картинки.
«Парные картинки».
Дидактическая задача. Знакомство с окружающим. Закрепление словаря и развитие речи. Воспитание внимания.
Материал: картинки с изображение действий диких животных.
Правила игры: Из определенного количества разложенных карточек каждый ребенок должен подобрать две одинаковые.
Игровое действие: Подбор пар.
Содержание: Играющие подбирают пары по сходству действий (скачет, играет, сидит, стоит). Называет действие, а затем говорят, чем они похожи.
Роль воспитателя. Воспитатель подбирает картинки с изображением действий зайчика.
«Найди такую же картинку».
Дидактическая задача. Закреплять умение соотносить изображение с образцом. Воспитание внимания, самостоятельности, речи.
Правила игры : Найди картинку по образцу.
Игровое действие. Отыскивание картинок.
Содержание: На доске на расстоянии друг от друга прикреплены картинки с изображением лесных зверей. Каждый ребенок получает одну картинку. Воспитатель предлагает детям побегать по группе и по сигналу подойти к доске и отыскать картинку такую же, как у него.
Роль воспитателя. Воспитатель подбирает картинки в соответствии с содержанием игры. Детей застенчивых, молчаливых активизируют рассказать о выполненном задании в игре.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.
Приложение 2
Литературная викторина по произведениям М.Пришвина
Цель: Прививать интерес к художественной литературе о природе.
Задачи:
• закрепление знаний содержания рассказов М. Пришвина.
• продолжать формировать природоведческие представления посред-ством произведений М. Пришвина;
• развивать память, внимание, логическое мышление, сообразительность;
• воспитывать интерес к природе и природоведческой литературе.
Предварительная работа:
чтение (восприятие) произведений М. Пришвина : «Рассказы о природе», «Еж», «Этажи леса», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», рассматривание иллюстраций книг и создание и изображений диких животных и растений, создание книжек – малышек с иллюстрациями рассказов, наблюдения в природе.
ХОД
Дети под музыку заходят в зал, садятся на стулья
СЛАЙД 1
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить русского писателя, прозаика и публициста Михаила Михайловича Пришвина. 4 февраля исполнилось 145 лет со дня его рождения.
СЛАЙД 2
СТАРИК
Всю жизнь бродил он по лесам,
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам,
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек… (М. Цуранов)
СЛАЙД 3
М. М. Пришвин родился 4 февраля 1873г. в селе Хрущёве Орловской губернии. Учился в Елецкой гимназии, затем в Тюменском реальном училище. По образованию М. Пришвин был агрономом.
СЛАЙД 4
В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После революции он уехал в деревню. Работал агрономом, учителем в сель-ской школе, библиотекарем, был даже директором школы.
Первый рассказ «Сашок» появился в детском журнале «Родник» в 1906г. В 1925г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке».
СЛАЙД 5
М. М. Пришвин прожил долгую и интересную жизнь, он умер в возрасте 81 года.
М. М. Пришвин умел одинаково хорошо писать и для взрослых, и для детей. Он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, о птицах, о лесе, о траве, о цветах. Пришвин писал о природе и фотографировал ее, находя милые и трогательные сюжеты.
Выступление библиотекарей
СЛАЙД 6
Воспитатель: Мы с Вами знакомы с рассказами М. Пришвина, много читали, рисовали иллюстрации к рассказам. И сегодня мы вспомним некоторые их них, покажем свои знания, проведем Литературную викторину.
У нас есть две команды знатоков.
Команда «Алые паруса».
(Под музыкальное сопровождение команда выходит)
Капитан команды: …
(Садятся за стол)
Команда «Звездочки».
(Под музыкальное сопровождение команда выходит)
Капитан команды: …
(Садятся за стол)
Команды по очереди будут получать вопросы, за каждый правильный ответ будут получать фишку. Выиграет та команда, которая получит больше фишек.
СЛАЙД 7
Разминка
СЛАЙД 8
Назови произведение :
Лисичкин (хлеб)
Золотой (луг)
Этажи (леса)
Беличья (память)
Курица (на столбах)
Говорящий (грач)
Ребята и (утята)
Разговор птиц и (зверей)
СЛАЙД 9
Кто так говорит?
«Свись, свись!»
«Тук, тук, тук!»
«Кряк - кряк!»
«Квох - квох!»
«Кра! Кра!»
Кто отзывается на «Фру-фру»?
СЛАЙД 10
Угадайте по первой строке:
«У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи».
Ответ: рассказ «Этажи леса».
СЛАЙД 11
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная заба-ва».
Ответ: рассказ «Золотой луг».
СЛАЙД 12
Главный герой:
Как звали девочку в рассказе «Лисичкин хлеб»?
Ответ: Зиночка
СЛАЙД 13
Конкурс капитанов
(«Собери картинку» на мольбертах)
Музыкальное сопровождение
СЛАЙД 14
Сравнение результатов с картинками на слайде
СЛАЙД 15
Музыкальная пауза
Песня «Почему медведь зимой спит» ( Музыка: Книппер Л. Слова: Ковален-ков А.)
СЛАЙД 16
Мозговой штурм
СЛАЙД 17
Загадка для болельщиков:
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки,
Желтые, как солнышко,
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные! (одуванчики)
В каком рассказе М. Пришвина описываются одуванчики?
СЛАЙД 18
Какая забава была у ребят в рассказе "Золотой луг"?
Ответ: неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика.
СЛАЙД 19
Почему луг называли «золотым"?
Ответ: Он был золотым от множества одуванчиков.
СЛАЙД 20
Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?
Ответ: К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой.
СЛАЙД 21
Почему для детей одуванчики стали интересными?
Ответ: Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми.
СЛАЙД 22
Загадка для болельщиков:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
В каком рассказе М. Пришвина еж – главный герой?
СЛАЙД 23
Где встретил автор ежа?
Ответ: На берегу ручья.
СЛАЙД 24
Куда поместил автор ежа после их первой встречи?
Ответ: в шляпу.
СЛАЙД 25
Зачем ежу была нужна газета?
Ответ: Он хотел из нее сделать гнездо.
СЛАЙД 26
Что перетаскивал себе в гнездо ежик?
Ответ: яблоки.
СЛАЙД 27
Что напоминала лампа ёжику в доме хозяина?
Ответ: Луну.
СЛАЙД 28
Чем представлялись ежу ноги хозяина во время ночной прогулки?
Ответ: стволами деревьев
СЛАЙД 29
Угадайте рассказ по последней строке:
«- До свидания, утята!»
Ответ: рассказ «Ребята и утята».
СЛАЙД 30
«Так по-разному сказывают птицы, а звери больше читают следы.»
Ответ: рассказ «Разговор птиц и зверей».
СЛАЙД 31
Награждение победителей
СЛАЙД 32
Вот и подвели мы итоги нашей викторины. Спасибо командам за интересную игру и обширные знания, болельщикам - за поддержку команд.
И закончить наш Литературный праздник хочется словами М. М. Пришвина :
«Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
Это можно сказать о Пришвине. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был М. М. Пришвин.
Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.
Приложение 3
Еж.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
***
Колючий клубочек
Под елкой лежит.
Захочешь потрогать –
Вмиг убежит.
***
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт…
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель …
Заяц.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
***
Прыг-скок, трусишка!
Хвост – коротышка,
Ушки вдоль спинки,
***
Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета –
На зиму и лето.
***
Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай!
***
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
***
Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? - …
Лиса.
Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …
***
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
***
Я, сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата.
***
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком.
***
Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
всех кур пересчитала и с собой унесла.
Медведь.
Зверь лохматый, косолапый.
Он сосет в берлоге лапу.
***
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
***
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
***
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
***
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
***
В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
***
Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь – лесной …
***
На поляночку весной
Прибыл весь народ лесной -
Вышел из норы зайчишка,
Из берлоги вылез... (мишка)
Волк
Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
***
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий развлечения «Люблю березку русскую» для детей старшего дошкольного возраста
Методический материал по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....
Познание Русской культуры детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку
АннотацияВ статье дается анализ опыта работы воспитателя по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с народными игрушками, тряпичной куклой. Автор исходит и...
Познание Русской культуры детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку
АннотацияВ статье дается анализ опыта работы воспитателя по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с народными игрушками, тряпичной куклой. Автор исходит и...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...