«Джангар» - героический эпос калмыцкого народа
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Викторина для педагогов по теме "«Джангар» - героический эпос калмыцкого народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzhangar_-_geroicheskiy_epos_kalmytskogo_naroda.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие
«Джангар» - героический эпос калмыцкого народа
Цели и задачи: расширить знания педагогов в области калмыцкого фольклора и эпоса «Джангар»; пробудить интерес к калмыцкому языку ; ввести в мир национального фольклора; переосмыслить богатое наследие калмыцкого народа, развивать творческие способности педагогов; воспитывать активную жизненную позицию.
Ход занятия:
Введение.
Калмыцкий народ бережно хранит и любит мудрое искусство своих сказок, былин, песен и легенд. Но самым любимым произведением калмыков является героический эпос «Джангар». (презентация по эпосу «Джангар»)
«Джангар» является самым ярким литературным памятником калмыцкого народа, состоящий из 12 песен. Содержанием этих песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника, главы ДЖАНГАРА. Страна Бумба - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и славят сладостное бытие:
Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда весна,
Где, не смолкая, ведут хороводы свои
Жаворонки сладкогласные и соловьи,
Где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна смерть, где бессмертны все,
Где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды все,
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная людей страна». («Джангар»)
Защита страны Бумбы, единение и благополучие народа - основная идея эпоса. По мнению Героя Гражданской войны О.И. Городовикова,
«Служение народу – цель героев «Джангариады», ненависть к врагам народа – их украшение». Все песни эпоса изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами Бумбы. В Джангаре 12 песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой.
Главным героем эпоса является Джангар - нойон (князь) страны Бумбы. Имя Джангар, согласно эпосу, означает – сирота, родившийся в мифическое «начальное» время.
В возрасте одного года Джангар ведет борьбу с различными чудовищами (мангасами), 5-ти лет он попадает в плен к хану Шикширги, который хочет погубить Джангара. Но все заканчивается благополучно. В семилетнем возрасте Джангар женится на красавице Шавдал, дочери властителя юго – восточного края. Государем Джангара провозглашает Хонгор, когда они вместе спасались в горной пещере от четырех ханов, разоривших царство отца Джангара.
Рассказывают о Джангаре так:
Был повелитель истинный он.
Желтых четыре истины он
Соединил в своих руках.
Держава была нерушима его.
Слава неудержимо его
Гремела на просторной земле.
Джангар совмещает отдельные черты героя и вселенского государя. Власть его признают 40 ханов. В его дружину, характеризуемую магическим числом 12 (12 богатырей), добровольно или принудительно включаются Санал, Савр, Мингийян, в прошлом удельные князья, покинувшие свои семьи и владения, а потому характеризуемые, подобно самому Джангару, «сиротами», «одинокими». В многочисленных песнях, посвященных военным походам Джангара и его богатырей против различных демонических сил, чаще всего воспеваются подвиги Хонгора.
Хонгор - первый богатырь в государстве, горячий патриот, любимец Джангара и калмыцкого народа, сочетавший в себе «все девяносто девять человеческих достоинств». Его друг Гюзян Гюмбе говорит о нем:
Предан он родине: сила в этом его,
Надо прислушаться к советам его.
Так, в 5-ой песне «О поединке Хонгора, Алого Льва, со страшным Догшон Мангна – ханом, владеющим чалым конем Манзаном», описываются подвиги богатыря Хонгора. Он один вступает в борьбу против вероломного Догшон Мангна – хана, намеревавшегося покорить и уничтожить Бумбайскую страну, в угоду своему наследнику, с детства ненавидевшему Бумбу и мечтавшему об ее уничтожении. Хонгор – живое олицетворение калмыцкого народа. Герой наделен лучшими чертами своей нации: мужеством, ловкостью, силой, душевной чистотой. Прекрасно характеризуют Хонгора следующие строки:
Он забывает в сраженьях слово «назад»
И повторяет в сраженьях слово «вперед»!
В 6-ой песне «О подвигах богатыря Савра Тяжелорукого» братья – богатыри Савар и Хонгор бьются за честь и достоинство Джангара с богатырями чужеземного хана Замбала, угнавшими весь несметный драгоценный табун Джангара.
В 11-ой песне «О поражении свирепого хана шулмусов Шара Гюргю» изображается освободительная война за восстановление Бумбайского государства и за освобождение из неволи его народа, покоренного иноземным ханом Шара Гюргю.
В «Джангариаде» есть 7 - ая песнь о трех мальчуганах: О Хошун Улане, О Хара Джилгане, об Аля Шонхоре, спасших свою родину от иноземного ига.
Калмыцкий эпос привлекал внимание исследователей русского фольклора, и они находили много общего у «Джангара» с русским богатырским эпосом – былинами.
I. Викторина по эпосу «Джангар»
1. Как вы понимаете слово "Джангар"?
2. Назовите имена богатырей "Джангара".
3. Кто возглавлял правую сторону богатырей?
4. Кто возглавлял левую сторону богатырей?
6. Опишите страну Бумба.
7. Как называлась река, из которой пил воду только великий
Богдо Джангар?
8. Какой океан принадлежал стране?
9. Опишите в какой местности воздвигли дворец хану
10. Как звали жену Джангара?
11. Назовите родословную Джангара.
12. Кто из богатырей Джангара обладал девяносто девятью ратными доблестями?
13. Кто был послом страны Бумба?
14. Назовите клички богатырских коней.
15.Какими качествами обладали шесть главных богатырей?
16.Отрывок из эпоса «Джангара».
17.Каких калмыцких «джангарчей» вы знаете?
18.Назовите орудия богатырей?
19.Знание положения альчиков(та,алц,чох,бөк)
20.Национальные игры.(знание своих игр по возрасту)
21.Игра в национальные игры.
II. Кроссворд «Оружия богатырей»
Зүн бийәс барун тал:
1.Баатрмуд дәәллдхләрн олзлдг кергслмүд.
2.Хоңһрин олзлдг зер – зев.
3.Алтн Чееҗин олзлдг зер – зев.
4.Гүзән Гүмбин олзлдг зер – зев.
Деерәс дорагшан:
5.Юуһар бүдүн маля давхрлад гүрнә?
6.Ямаран мод олзлҗ баатрмудын зер – зев кенә?
7.Санлын олзлдг зер – зев.
8.Юунас сур керчнә?
9. Җаңһр олзлдг зер – зев.
III. Конкурс рисунков «Какими мы видим богатырей «Джангара».
Заключение.
Ребята, что общего между калмыцким эпосом «Джангар» и русскими былинами? (В них герои-богатыри сражаются с врагами, защищают свой народ, свою страну.)
Чему они нас учат? (Любить свою родину, свой народ, свою семью; помнить, что сила народа в его единении.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Русский героический эпос".
Русский героический эпос(консультация для родителей) ...
70- лет депортации калмыцкого народа
Экскурсия в музей...
Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО»
Цель: Узнать о значении "Олонхо" в нашем обществеЗадачи: Ознакомить с древним Якутским Эпосом "Олонхо";Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;Рассмотреть персонажи Якутс...
Консультация «Героический эпос Гэсэр. Илиада Центральной Азии»
Про эпос говорят иногда, что это — детство человечества. Но человечество состоит из народов, которые формировались и развивались в разных географических, исторических условиях и в разн...
Статья "Духовно – нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо"
В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей посредством якутского героического эпоса - Олонхо....
Якутский героический эпос Олонхо в образовательном пространстве детей
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным, устным творчеством олонхо имеет большое значение в поликультурном развитии и воспитании детей.Поиск педагогических идей, путем решени...