70- лет депортации калмыцкого народа
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель:
*Раскрыть трагизм депортации калмыцкого народа в Сибирь.
Материал:
Музейная экспозиция посвящённая 70-летию депортации, фрагмент муз. произведения «Седьмая симфония» Д. Шостаковича. Фотографии ,
отрывок из поэмы Е. Буджаловой «Двери настежь, калмыки!», отрывок из стихотворения Д. Кугультинова «Защитникам Сталина».
Предварительная работа
- Экскурсия к памятнику «Жертвам сталинских репрессий».
- Беседа о том, что каждую калмыцкую семью коснулась горе и утрата.
- Заучивание отрывка из поэмы В.Нурова «Реквием»(глава 1 «Расставание с орлиной степью»)
- Слушанье Реквием- «Воспоминание» Пётр Чонкушов, «Степь», «Степные эскизы». Аркадий Манджиев – отрывок симфонии «Сибирь».
Ход экскурсии:
Подойдя к зданию музея, детей встречает экскурсовод- заведующая музея Манжикова Лариса Дандеевна.
Вниманию детей представлен зал, с экспозицией посвящённой депортации калмыцкого народа в Сибирь.
Дети внимательно рассматривают экспозицию.
Звучит фрагмент «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича.
Эта музыка была написана Шостаковичем в годы войны, когда враг шёл по нашей земле.
Звучит отрывок Е. Буджалова «Двери настежь, калмыки!»
Декабрь сорок третьего года,
Двадцать восьмое число…
Ровно за час до восхода
Машины въезжают в село.
Село просыпается … Тонко
Дымки потянулись из труб,
Стук ведер, мычанье телёнка…
И вдруг- беспощаден и груб-
Звук выстрела! Топот… Крики…
И словно проклятье судьбы
- А ну, двери- настежь, Калмыки!
Всем выходить из избы!
Невозможно представить , что творилось на улице, когда калмыков увозили в Сибирь! Скорбно и тоскливо лаяли собаки, печально и жалобно мычали коровы, блеяли овцы, бились лошади, плакали верблюды.(Рассматривание репродукции картины О. Кикеева «Калмыцкий хотон.1943 год. После выселения».)
Так началось насильственное изгнание калмыцкого народа из родных мест длиною в 13 долгих лет, полных мучений и потерь. Товарные вагоны, в которых было холодно и темно, всё дальше и дальше увозили калмыков от родных земель. Люди , безмолвно перенося физические и душевные муки, не видели ни восходов, ни закатов солнца, замерзали от жгучего холода в насквозь продуваемых вагонах и умирали от жестокого голода.
Поезда мчались день и ночь, делая короткие остановки на станциях, чтобы выбросить мёртвых. Мёртвых было много.
(Репродукция картины К.Ольдаева «В Сибирь»)
Чтец читает отрывок из поэмы В.Нурова «Реквием»(глава 1 «Расставание с орлиной степью»):
«По машинам!- бьёт приказ ,
как плеть,
И старуха в голос зарыдала,
Нет бальзама душу отогреть,-
Степь такой беды ещё не знала!
Верблюдица рыщет меж домов-
В поисках хозяина плутает,
Чья-то лошадь, оступившись в ров,
Головой бессмысленно мотает..
Люди, помнящие тот страшный декабрьский день, даже сейчас не могут без содрогания и без слёз вспоминать эти события. Сибирские города и села приняли живых и мертвых людей из Калмыкии.
Разве можно передать всё то, что творилось в мыслях страдающего народа. Сибирские бараки, где приходилось спать на холодном полу, пустые баланды, недостаток обеспечения карточками на необходимые продукты, могилы в мёрзлой земле, ежедневные унижения – весь этот ад и страдания переносились людьми.
В суровых сибирских условиях калмыцкий народ достойно перенёс все тяготы судьбы, трудности и невзгоды. Благодаря огромной поддержке и бескорыстной помощи сибиряков, проявлявших человеческую доброту и милосердие, калмыки смогли трудоустроиться на новых местах, «окрепнуть душой и вновь найти друзей».
Несмотря на трудные условия, недостаток одежды, питания, калмыки, привыкшие к труду, сознавая необходимость оказания помощи фронту, не жалея сил и здоровья, работали в местах депортации, вносили посильный вклад в разгром врага, в восстановление хозяйства.
Калмыцкий народ верил, что правда восторжествует. И 9 января 1957 года Президиумом Верховного совета СССР был принят Указ об образовании Калмыцкой Автономной области, которая затем учреждена в Калмыцкую АССР. Этот день калмыки ждали долгих 13 лет, 13 дней. Этой радости не было предела!
Врагам не удалось разрушить дружбу, все народы проявили человечность, взаимовыручку, поддержку.
Звучит отрывок из стихотворения Д.Кугультинова «Защитникам Сталина»:
Мы много лет вбирали в плоть и в кровь
Не словеса в угоду суесловью:
Свобода, Дружба, Братская любовь-
Слова –Мечты, оплаченные кровью.
Они в знамёнах рдели, как заря,
На радость нам, назло всем непогодам.
Их свет погашен сорок третьим годом,
Точней- двадцать восьмого декабря.
Когда вышел Указ «Об образовании Калмыцкой АССР» и калмыкам было разрешено вернуться в родные места, все были рады! Когда теплоходы отчаливали от берега, поезда отходили от перронов, сибиряки стояли на берегу, на станциях, провожая друзей-калмыков, не уходили ,плакали.
Вернувшись в родные места, народ приложил все усилия для восстановления своей республики, сельского хозяйства, стал развивать свою культуру и искусство.
28 декабря- День памяти всех погибших в годы депортации. Калмыцкий народ свято хранит память о невинных жертвах тех репрессий. В каждой калмыцкой семье зажгутся лампадки священного огня в знак скорби о душах погибших. Каждый будет думать о своём, о родных и близких, ушедших в вечность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр при ознакомлении детей с традиционным бытованием калмыцкого народа
Все мы с вами помним, как в калмыцком эпосе «Джангар», юбилей, которого мы отмечаем в этом году, Джангар, расставаясь со своим сыном Шовшуром, говорит:...
Славный сын калмыцкого народа
национально-региональный компонент...
ИЗ ЖИЗНИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА (подборки информационного и иллюстративного материала)
ИЗ ЖИЗНИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА(подборки информационного и иллюстративного материала)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИОННЫМ БЫТОВАНИЕМ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА В СТУДИЙНО – КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
Дидактические игры в расширении знаний детей о традиционном бытовании калмыцкого народа....
ООД в средней группе "Культ и быт калмыцкого народа".
ООД в средней группе "Культ и быт калмыцкого народа"....
Проект в старшей группе "Обычаи и традиции калмыцкого народа"
Тип проекта: познавательно - исследовательский, краткосрочный, групповой....
« Праздник Зул,как средство духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста на обычаях и традициях калмыцкого народа»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам калмыцкой народной культуры, её наследию; формирование чувства любви и добра; воспитание патриотизма. Познакомить детей с традициями и об...