Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО»
презентация
Цель: Узнать о значении "Олонхо" в нашем обществе
Задачи:
- Ознакомить с древним Якутским Эпосом "Олонхо";
- Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;
- Рассмотреть персонажи Якутской Мифологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olonho.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Узнать о значении Олонхо в нашем обществе Задачи: Ознакомиться с древним якутским эпосом Олонхо Ознакомиться с миропониманием якутского народа Рассмотреть персонажи якутской мифологии
Старинный эпос Олонхо ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом « олонхо », означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо , по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества . Старинный эпос Олонхо
Согласно Олонхо , вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улуу тойона, Юрюнг айыы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя .
Самый главный Бог, творец мира - Юрюнг Айыы Тойон. Это почтенный старец, облаченный в дорогие меха. «Он создал шамана и научил его бороться со всеми бедами, он подарил людям огонь». Живя в верхнем мире, Улуу-Тойон может также спускаться на землю, воплощаясь в крупных зверей: медведя, лося, быка, черного жеребца . Верхний мир перешел к небожителям
На следующих ярусах живут другие Айыы : создатель человеческой души, высший судья, всего двенадцать помощников-богов. В Олонхо эти божества всегда на стороне богатыря.
Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Древние люди обращались ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия - холодный регион, и они не смогли бы прожить без огня.
Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир , т.е. земля, на которой обитали люди и духи. В Олонхо этот мир представляется широкой, вольготной и изобильной страной.
Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли – Аан Алахчын , охранявшая благополучие людей и их скота от всяких напастей. Хозяйка земли – персонифицированный образ родной земли, праматери всего живущего и растущего. Бай-Баянай Хозяйка земли (Аан Алахчын )
С охотой связаны духи - хозяева леса, покровители охотников. Главным среди них считался Бай-Баянай , лесной дух и покровитель охотничьего и рыбного промысла. Его изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, ездящим верхом на олене или бегающим по лесу. Лесной дух ( Бай-Баянай )
Бай-Баянай богат мехами, почему и носит эпитет « баай » - богатый. По некоторым представлениям, существовало 11 братьев Баянаев . Они давали удачу на промысле, и поэтому охотник перед промыслом обращался к ним с призыванием , а после удачного промысла жертвовал им часть добычи, бросая кусочки жира в костер .
Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин Кюех Боллох Тойоно . Он представляется добродушным стариком, одетым в рыбью чешую или сети, с волосами и бородой из водорослей. Существует поверье, что нельзя ронять в прорубь железные предметы, чтобы не поранить духа-хозяина воды. Кюех Боллох Тойоно .
По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел также огонь, играющий огромную роль в жизни северных людей. Хозяин огня считается покровителем семьи и верным защитником от всяких козней злых духов. Дух огня выступал как бы посредником между людьми и божествами. Дух огня (Уот Уххан )
Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или иччи , то совершали это с помощью огня: вливали в огонь масло или другое и просили огонь донести жертву по назначению.
Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с громадными рогами и морозным дыханием. Когда этот бык обходил просторы земли, все в природе застывало, люди и животные страдали от стужи. Бык ( Эһээ Дьыла )
К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом января прилетал могучий орел, сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух земли отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан.
С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового дерева, как символ жизни, плодородия. Так и, у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар Кудук Мас , как дерева соединяющего три мира, дарящее жизнь, блага серединному миру и всему живому. Дерева жизни (Аар Кудук Мас )
Его корни уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. Это дерево является олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-Хозяйки земли
По представлениям якутов под средним миром был расположен нижний мир . Это сумрачная страна с особым щербатым солнцем и луной, дающими тусклый свет. Нижний мир покрыт таким не просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем. Здесь растут уродливые железные деревья.
Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели, действию которых и приписывали разные болезни. В Олонхо абаасы выступают как существа, подобные людям, с человеческими страстями и потребностями. Вид у них безобразный, как правило, они одноноги или одноруки. Они враждуют с людьми, причиняют им зло, похищают женщин и девушек, напрашиваются в женихи и зятья . Злые духи (абаасы)
Главой племени абаасы считается старик Арсан Дуолай .
В Олонхо по велению Юрюнг Айыы для защиты жителей среднего мира от нападений абаасы поселились на земле могущественные богатыри. Борьба земных богатырей с богатырями абаас составляет основу сюжета героического эпоса якутов.
Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле возрождения общей духовной культуры. В Олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень – победа добра над злом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по теме «Якутский эпос ОЛОНХО»
Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству - одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».
Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....
Статья "Духовно – нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо"
В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей посредством якутского героического эпоса - Олонхо....
Якутский героический эпос Олонхо в образовательном пространстве детей
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным, устным творчеством олонхо имеет большое значение в поликультурном развитии и воспитании детей.Поиск педагогических идей, путем решени...