Занятия по ЧХЛ в старшей группе. Тема «Осень»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Юруткина Олеся Васильевна

Цель: закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать навыки выразительного чтения. Развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного и музыкального искусства. Учить передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для этого времени года.

Оборудование и материал: Листочки-фишки, звукозапись Г. Свиридов «Осень», листы бумаги для рисования, кисточки, подставки для кисточек,  акварельные краски, стаканы- непроливайки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_zauchiv_osen.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по ЧХЛ в старшей группе. Тема «Осень»

Цель: закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать навыки выразительного чтения. Развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного и музыкального искусства. Учить передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для этого времени года.

Оборудование и материал: Листочки-фишки, звукозапись Г. Свиридов «Осень», листы бумаги для рисования, кисточки, подставки для кисточек,  акварельные краски, стаканы- непроливайки.

                                                   Ход занятия

(Дети сидят на стульчиках полукругом)

В- ль: У каждого времени года свои приметы. Послушайте загадку, в ней перечисляются приметы одного из времен года. По ним вы узнаете, о каком сезоне идет речь:

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Урожай собирают.

Когда это бывает? (Ответы детей)

-У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья? (месяцы) Как зовут сыновей осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь) По каким приметам мы можем отличить осень от других времен года?

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

Солнце светит не так ярко и горячо.

Люди одевают одежду потеплее.

Часто идут дожди, а по утрам бывают заморозки.

Листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают.

Птицы улетают на юг, исчезают насекомые.

Вода в водоёмах стала темной и холодной.

Люди собирают урожай и делают запасы на зиму.

-Молодцы, ребята, правильно назвали все приметы осени. А теперь давайте поиграем в игру «Кто больше назовет?» Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете желтый листочек. Кто больше наберет листочков, тот победитель. Итак, начинаем!

Как называют птиц, улетающих в теплые края (перелетные)

На каком дереве растут желуди? (на дубе)

Какое дерево сбрасывает листву зеленой? (карагач)

Какие звери и птицы любят есть ягоды рябины? (медведь, лось, белка, снегирь)

Кто любит полакомиться корой осины и яблони? (заяц)

Зачем семенам некоторых деревьев крылышки? (чтобы разлетаться по окрестности)

Какие лесные животные едят желуди? (кабан, медведь, бурундук, белка, лось)

Кто из лесных обитателей сушит на деревьях грибы? (белка)

Как готовится к зиме еж? (утепляет норку и ложится спать)

Кто из зверей меняет цвет шубки осенью? (заяц, белка)

-- Молодцы! Хорошо отвечали. Подводим итоги. У кого больше листочков? Поздравляем, ты победитель!

 Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

(круговые движения руками)

Закачалось деревцо,

(руки вверх, покачивания)

Ветер тише, тише, тише,

(руки через стороны вниз, присели)

Деревцо все выше, выше!

(руки вверх, подняться на носочки)

А сейчас, ребята, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки об осени вы знаете.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень -- на дню погод восемь.

Лето со снопами, осень -- с пирогами.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь холоден, да сыт.

--Мы уже много говорили с вами о прекрасном времени года, о золотой осени. Я рассказывала вам, что многие поэты посвящали ей свои стихи. И это неспроста, потому что нет другого такого яркого, разноцветного, богатого времени года. А чем богата осень? (богата урожаем, разнообразием красок)  -- Посмотрите, дети, как разные художники изображали осень в своих полотнах. (показываю репродукции) Какие краски они использовали, чтобы передать настроение золотой и поздней осени? (ответы детей)

-- Многие великие люди в своём творчестве обращались к теме осени: поэты, художники, композиторы. Сейчас мы послушаем произведение Г. Свиридова «Осень». Сегодня я предлагаю вам побыть художниками. В своих картинах мы изобразим осень: золотую или позднюю по желанию. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

«Веселый счет»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимать и разжимать пальцы)

Вышли пальчики гулять.

(Выполнять движение «фонарик»)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимать и разжимать пальцы)

В домик спрятались опять.

(Сжать пальцы в кулак)

-- И так, художники, проходите к столам и приступайте к творчеству. (звучит тихая музыка, дети рисуют).

(Законченные работы помещаются на выставку. Желающим предоставляется право рассказать о своем рисунке)

-- Не правда ли, ребята, в нашем занятии гармонично соединились и живопись, и поэзия, и музыка?

-Что вам сегодня понравилось на занятие? Что нового интересного вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Сафина Юлдуз Фаритовна воспитатель

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Выполнила: Сафина Юлдуз ФаритовнавоспитательМамадыш, 2012 год Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательное...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе тема «Осень»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского садаТема: Осень Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Программн...

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Осень"

Обобщить знания детей по теме: “Осень”....

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Тема: "Осенний лес"

Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Тема: «Осенний лес».Программное содержание:1. Расширить и обобщить знания детей о характерных особенностях осенних деревьев, познакомить с ...