Конспект - Литературная викторина для подготовительной группы Тема: «Путешествие в сказочное Лукоморье»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Дмитриевна

 Задачи:

Образовательные

Закрепить знания о величайшем богатстве русской культуры – сказках; формировать умение понимать их глубокий смысл, ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство; формировать представления о добре и зле, используя характерные сказочные  образы.

Развивающие

Развивать диалогическую и монологическую речь, умение правильно называть героев сказок А.С. Пушкина и русских народных сказок, характеризовать их, составлять небольшой описательный рассказ; развивать творчество.

Воспитательные

Воспитывать любовь к художественным произведениям, желание читать и рассказывать их.

 

Материал: макет дуба, картинки с изображением героев сказок А.С. Пушкина, зеркало, коробочка с белыми и черными фишками, картинки с изображением героев русских народных сказок; ткань,  фигуры, сундук, орешек, ложка, лебединое перо, кувшин с соленой водой, ширма изображающая море, кукла Бесенок, музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_lukomore.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 Литературная викторина для подготовительной группы

Тема: «Путешествие в сказочное Лукоморье»

 Задачи:

Образовательные

Закрепить знания о величайшем богатстве русской культуры – сказках; формировать умение понимать их глубокий смысл, ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство; формировать представления о добре и зле, используя характерные сказочные  образы.

Развивающие

Развивать диалогическую и монологическую речь, умение правильно называть героев сказок А.С. Пушкина и русских народных сказок, характеризовать их, составлять небольшой описательный рассказ; развивать творчество.

Воспитательные

Воспитывать любовь к художественным произведениям, желание читать и рассказывать их.

Материал: макет дуба, картинки с изображением героев сказок А.С. Пушкина, зеркало, коробочка с белыми и черными фишками, картинки с изображением героев русских народных сказок; ткань,  фигуры, сундук, орешек, ложка, лебединое перо, кувшин с соленой водой, ширма изображающая море, кукла Бесенок, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

В. – Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вам нравятся?

В. – Нет на свете, наверное, человека который не любил бы сказки. А чему нас учат сказки? (мудрости, добру, любви) Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в «Лукоморье» к сказочному дубу. (Дети под музыку заходят в зал,  подходят к макету дуба)

В. – Мне не показалось, что здесь кто-то мяукнул? Ой, ребята, так это кот. (Появляется кот)

В. – Здравствуйте уважаемый кот.

Кот – Здравствуйте ребята.

В. – А как же вы сюда попали?

Кот – Пара пустяков, я могу проникнуть куда угодно.

-Я, между прочим, ни какой-нибудь Мурзик или Пушок. Я знаменитость, с самим Александром Сергеевичем Пушкиным знаком. В одной его сказке по золотой цепи гуляю, то направо, то налево. Удивительно, как это вы меня не узнали. Приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье». Это страна сказок, куда не повернешься всюду загадки и вы должны быть готовы их отгадать. Давайте попробуем. (Кот проводит игру «Отгадай героя сказок А.С. Пушкина»: кот открывает на дубе изображения героев, а дети их называют.)

Ель растет перед дворцом,

А  под ней  хрустальный дом:

В.Кто живет в этом дворце? (Белка)

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

В. Как зовут героиню сказки? (Царевна-лебедь)

За невестою своей

Между тем по свету скачет.

Нет, как нет! Он горько плачет,  

                                                 

В: Как зовут героя сказки? (Королевич Елисей)

 Живет он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых; (Балда)

 Кот – Молодцы ребята, мяу!

В. – Вот мы уже, наверное, и в сказочной стране.

Кот – Поспешишь, людей насмешишь.

В волшебный сказочный мир на обычных видах транспорта не перенестись, а можно только попасть на крыльях воображения.

В. – Ребята, а ведь у нас есть эти крылья, только нужно очень захотеть. Сядьте по удобнее, приготовились, полетели. (Звучит медленная музыка.)

В. –Что же мы видим? (Воспитатель показывает слайды.)

Кот – В «Лукоморье» броди, где хочешь, в любом уголке своя история. Вот среди вод лебедь белая плывет, а в глубине моря рыбка золотая, любое желание исполнит. Вот ель растет перед дворцом, а это белочка грызет орех золотой. Там на неведомых дорожках избушка на курьих ножках, стоит без окон, без дверей и ступа с Бабою Ягой, идет-бредет сама с собой.

В. – Ребята, а вам нравятся сказки про Бабу Ягу? Какая Баба Яга в сказках? (коварная, злая, недобрая и т.д.)

В. – Давайте вспомним сказку, где Баба Яга страшная, злая. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси лебеди»)

В. – А теперь вспомните, где она справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол», «Царевна Лягушка»)

В. – Вот какая разная Баба Яга. (Звучит музыка, появляется Баба Яга.)

Баба Яга – (смотрится в зеркало и приговаривает)

Свет мой, зеркальце скажи

Да всю правду расскажи,

Я ль на свете всех страшнее

Всех ужаснее и злее?

Кот – Зеркальце какое-то знакомое, где-то я его уже видел.

В. – Ребята, а вы знаете, из какой сказки Баба Яга взяла это зеркало? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

В. – Здравствуй бабушка, мы ребята из детского сада, по сказочной стране путешествуем.

Баба Яга – Очень хорошо. Мальчишек на ужин съем, а девчонок на завтра оставлю.

Кот – Что ты, что ты бабуся.

Баба Яга – Да, скука одолела, все одна, да одна. Так и одичать можно.

В. – Ребята, а как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? (у нее нет друзей) А в сказках кто у нее друзья? (Кощей Бессмертный, Леший, Кикимора)

В. – Все друзья у нее злые, жестокие. Нет у нее верных друзей.

В. – Бабушка, хочешь, мы с тобой дружить будем?

Баба Яга – Но ведь я такая страшная, некрасивая, все меня бояться.

В. – К дружбе это не относится. Сказочный герой может быть некрасив с виду, но зато у него доброе сердце и душа. А в сказках всегда добрых героев больше. И добро побеждает зло. Хочешь, в этом убедится? (игра «Определи героя по характеру»: дети кладут фишку с нарисованным героем в светлую или темную коробку)

Баба Яга – Как бы я хотела попасть в эту коробочку. (показывает на светлую)

В. – Ты в сказках разная и добрая, и злая. Такой тебя придумал народ. Но мы все равно любим, читать книги о тебя, значит мы твои друзья.

Баба Яга – Я так рада, до новых встреч на страницах книг (улетает на метле)

Кот – Ну вот улетела, даже зеркальце волшебное оставила. Мяу. Давайте в него заглянем, какие герои в нем отражаются?

(Дети по очереди берут зеркало, составляют рассказ-загадку о герое: Хаврошечке, Царевне Лягушке, Кощеи Бессмертном и т.д.)

В. – Ребята, а кто знает кто такие богатыри? (защитники земли русской)

В. – В каких сказках А.С. Пушкина есть богатыри? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»)

В. – А каких богатырей из русских народных сказок вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

В. – Какими качествами обладает богатырь? (силой, смелостью, добротой) (Входит богатырь.)

В. – Здравствуй русский богатырь. Откуда ты?

Богатырь – Бился с чудищем, Соловья Разбойника изловил. Ох, устал.

В. – Сядь богатырь, отдохни, испей воды ключевой. За то, что землю русскую охраняешь, подарим мы тебе подарочек. Есть среди нас мастера искусники (приглашаю детей на ковер, где разложена ткань; они прикладывают к ней фигуры в виде узора)

В. – Вот тебе богатырь на память плащ ручной работой.

Богатырь – Спасибо, пойду дозор нести, землю русскую охранять (уходит)

В. – Ребята, а я что-то обнаружила, что это? (сундук)

В. – Конечно мы знаем, что чужие вещи трогать нельзя, но так хочется заглянуть в него.

Кот – Мур-Мур-Мур. Вы в сказочной стране, а здесь все возможно.

В. – Откроем ребята крышку сундука. Здесь разные вещи (орешки, ложка, лук, стрела, лебединое перо)

 Подумаем,  кому они принадлежат (дети отгадывают)

В. – А это кувшин, в нем соленая вода из моря. В каких сказках А.С. Пушкина герои приходят к морю? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

В. – Отправимся и мы с вами к морю. (звучит музыка)

(Воспитатель с детьми подходит к ширме изображающей море)

Кот – А что это за веревочка? (дергает) (появляется бесенок)

Бесенок – Ой, а я подумал, что это Балда-мужичок к нам пожаловал. (входит Балда)

Балда – А вот и я, а ну давай сюда оброк.

Бесенок – Об оброке век мы не слыхали, не было нам такой печали. Обманул ты нас первый раз, теперь не обманешь. Отгадай загадки, отдадим оброк.

ЗАГАДКИ:

1) Назови три чуда из «Сказки о царе Салтане»?

 (Балда обращается к детям, чтобы они ему помогли)

2) В каких насекомых превращался князь Гвидон?

3) Какие небесные светила помогали королевичу Елисею?

Балда – Загадки твои мы разгадали, придется возвращать оброк. (Бесенок кидает мешочек с деньгами, Балда заглядывает в него, достает шоколадные монетки и раздает их детям)

Балда – До свидание ребята, спасибо что помогли мне. (уходит)

Кот – Мяу-мяу, пора возвращаться из сказочного путешествия по «Лукоморью». Я рад, что вы знаете и дружите со сказками, и буду еще ждать вас в гости. До свидания.

(Дети машут коту на прощание и под музыку выходят из зала.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературного досуга в старшей группе Тема : «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского с Бармалеем»

Занятие построенно в игрой форме на закрепления творчества Корнея Ивановича Чуковского....

КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.Возрастная группа: подготовительная.Тема НОД: Литературная викторина «В гостях у сказки».Ведущая  образовательн...

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «Путешествие в сказочный город Дружбы»

В основу занятия вошли игры из книги Е.О.Смирновой "Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, корекция"....

Интегрированное НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Путешествие в сказочный лес»

Интегрированное НОДпо познавательному  развитию в подготовительной группеТема: «Путешествие в сказочный лес»...

Литературная викторина в подготовительной группе. Тема «По страницам детских произведений»

Литературная викторина в подготовительной группе.Тема «По страницам детских произведений»...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: "Путешествие по сказочному лесу"

Представленный конспект предназначен для работы с детьми по ФЭМП в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать педагогам в ходе проведения образовательной деятельности в условиях дошко...

КОНСПЕКТ литературной викторины в подготовительной группе в рамках сетевого взаимодействия со студентами на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО» с использованием игровых технологий

Наа данном занятие происходит создание условий для расширения знаний у детей о литературном творчестве, и о прочитанных произведениях К.И. Чуковского....