Речевое развитие
план-конспект занятия по художественной литературе

Редозубова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

П/з: учить детей самостоятельно  составлять рассказ по картине; способствовать умению детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь; развивать внимание, память; упражнять в согласовании местоимения с глаголами; воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине.

Оборудование: сюжетная картина «Дети идут в школу»

Организационный момент.

В: Ребята, я хочу вам загадать интересную загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я - красивая желтая.

Как вы думаете, что это?

В: Найдите картину - отгадку на эту загадку. (Картины времен года развешаны в разных частях групповой комнаты. Дети находят картину - отгадку, подходят к ней.) Правильно, это осень.

В: Как вы догадались, что это осень?

Д: Созрел урожай, птицы летят к югу, деревья раздеваются, деревья кроме елочек и сосен желтеют.

Основная часть.

В: Ребята, у нас с вами есть сундучок, где живут разные слова, в него мы соберем осенние слова. Если светит солнце, небо светлое, дует теплый ветерок, шуршат желтые листья, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Солнечная, ранняя, ясная, золотая.

В: Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Хмурая, дождливая, поздняя, пасмурная

Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов мы положили в наш сундучок.

Воспитатель выставляет картину «Дети идут в школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:

- В какое время года дети начинают учиться? (осенью)

-Ребята, а кто изображён на картине?

(На картине нарисованы мальчик с девочкой).

- Как они одеты? Почему?

-Какой день изобразил художник на картине? (1 сентября)

- Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов)

- Кто встречает детей в школе?

- Какое настроение у детей?

-Какие деревья нарисованы на картине?

- Какое небо изобразил художник?

А как можно назвать картину?

Игра «Продолжи предложение»

В: Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.

Школьные принадлежности носят в (портфеле)

В больнице лечат, а в школе ….(учат)

Дети в школе сидят за … (партой)

В школе урок начинается после (звонка)

После урока дети отдыхают на … (перемене)

Учитель пишет мелом на (доске)

В семье – дети, а в школе они - ….(ученики)

Хорошие и плохие отметки ставят в (дневник)

Физминутка:

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

В: Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать

рассказ о том, что изображено на картине? Сначала расскажите, что произошло с детьми до того как они подошли к школе, а потом расскажите о том, что вы видите на картине.

Не забудьте сказать:

- Когда происходило действие? Какой был день?

- Где всё происходило?

- Что они там интересного видели?

- Чем всё закончилось. Мальчику и девочке можно дать имена.

Рассказы детей (3 -4 ребёнка)

Примерный рассказ

Был ясный, солнечный, сентябрьский день. Миша встал очень рано, потому что боялся опоздать. Еще с вечера он приготовил портфель и тетрадки. Во дворе он увидел Катю с цветами, и они вместе пошли в школу. По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили нарядных и веселых ребят, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Мишей вернулись домой в хорошем настроении.

Упражнение «Отгадай – ка» Дети, сейчас я буду называть верные и неверные сведения о школе. Если в предложении все правильно, хлопните в ладоши. Если предложение не верно, исправьте его.

Учиться в школе очень легко.

В школе всегда много игрушек.

В школе учатся до старости.

Все дети не хотят ходить в школу.

Ученики в школе учатся ночью.

Ученики носят в портфеле кирпичи.

Дети пишут в тетради ручкой.

Самая лучшая отметка в школе – два балла.

Заключительная часть.

Анализ занятия:

В: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

В: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят, у которых получился интересный рассказ



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Транспорт»

Программные задачи:

  1. Образовательные:

— расширять представления детей о разных видах транспорта;

— продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт).

2. Речевые:

— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер);

— упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый — сильный, трусливый — смелый, глупый — умный);

— закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

— развивать артикуляционный аппарат;

— формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

— развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

— продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход

1.Вводная часть.

Воспитатель:

— О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

— Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что — то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

— Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

— Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

— Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

— Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

— Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р — Р — Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

— Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

— Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА — РА — РА — в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

— Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

— Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? ( внимательный, дисциплинированный)

— Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

— Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

— Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

— Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

— Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

-А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра : «Комплимент»

— Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом ? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

— А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина — машинка,

грузовик — грузовичок,

самолет — самолетик,

вертолет — вертолетик,

ракета — ракетка,

велосипед — велосипедик,

корабль — кораблик,

лодка — лодочка,

автобус — автобусик.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие — то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

— Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок — придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

— Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина

(ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).        

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_1.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_2.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_3.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_4.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_5.jpg

— Какая будет наша машина?

— А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_6.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_7.png http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_8.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_9.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_10.jpg

— А какие звуки она издает? (работа с карточками из серии «Звук»).

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_11.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_12.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_13.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_14.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_15.jpg

— А как она будет пахнуть? (работа с карточками из серии «Запах»).

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_16.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_17.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_18.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_19.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/05/052414_1007_20.jpg

— Какая машина у нас получилась? (рассказы детей)

— Чем хороша такая машина? Что в ней плохо ? Как нам ее изменить — превратить плохие качества в хорошие? (ответы детей).

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

— Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА —РА —РА — возвращаться нам пора» Полетели!

( слайд на компьютере)

— А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в Страну слов»


Игра-путешествие

  • Программные задачи: Упражнять в подборе прилагательных к существительному, слов с противоположным значением, слов действий и слов-признаков. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительного. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения ,самостоятельность.

Материалы, оборудование:

  • иллюстрации к заданиям,
  • корзинка с конфетти,
  • дерево, листочки к дереву,
  • фонарик,
  • аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки»,
  • ключики по количеству детей,
  • солнце, лучики, речка, камешки округлой формы
  • рыбки: морские, речные


1. Организационный момент.

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети. Хотим!

Фея: Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Ответы детей.
Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»).

2. Основная часть.

Фея: Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это - солнце!

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея: Только почему-то оно грустное?

Дети: У него нет лучиков.

Фея: Злые волшебники его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Фея зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

1 задание.

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(Фея светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

И/у «Назови ласково»

Фея, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

2 задание

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

Фея светит маленьким фонариком, свет падает на картинки с изображением сада и огорода

И/у «Назови одним словом»

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

3 задание.

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (

Фея. светит маленьким фонариком, свет падает на картинки с изображением гаража с транспортом

И/У «Что лишнее? »

- самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик,

- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Фея: Продолжаем дальше наше путешествие

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

Фея. светит маленьким фонариком, свет падает на речку

Физкульминутка

Фея:Ребята, представьте себе, что мы плывём по теплой речке.
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. ( Дети имитируют движениями рук плавание в воде.)
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. (Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.)
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. (Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец она садится на корягу под водой. (Садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. (Выполняют ходьбу на месте.
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.)

Садятся на ковер

-Ребята, скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» (Звучит аудиозапись « Звуки реки».)

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.
4 задание
Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

Фея. А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Фея: Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

И/у «Добавь словечко»
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке

5 задание.

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

Воспитатель. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода

И/У «Назови признаки»

- В моей стране живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

6 задание

-Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.

Фея: светит на плакат с изображением деревьев

Фея:- На что упал этот лучик?

Дети:- На дерево

Фея: А на дереве , посмотрите листочки есть?

Дети:- Нет, листьев нет.

Фея:- Ребята, подарим нашему дереву листочки ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – н

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра
Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Фея. -Ребята, вот и засияло солнышко Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Дети: золотое, жёлтое, горячее и т. д.

Заключительная часть.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Звучит музыка.)

Фея: Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Что вам больше всего понравилось? Что было особенно труд

Дети делятся своими впечатлениями.

Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

Фея провожает детей и прощается.



Предварительный просмотр:

НОД

по развитию речи для детей подготовительной школе группы

Тема: «РАСТЕНИЯ И ЦВЕТЫ»

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие".

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений о разных видах растений и цветов и их пользе;

обогащение и уточнение словаря по теме;

Задачи:

Образовательные:

-уточнять и активизировать словарь по теме «Цветы и  растения»;

-развивать связную речь ;

-закреплять умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов; правильно употреблять существительные во множественном числе;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к цветам и

растениям.

Формы организации: подгрупповая, групповая

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций с цветами,

- разучивание физ минутки «На лугу»;

-беседа о цветах, растениях.

Материалы: ИКТ, речевые игры, буквы, компьютер, экран, разрезанные картинки, иллюстрации цветов, конверты с заданиями,мяч.

Ход работы.

Дети входят в группу под музыку, на заставке картинка «Весна».

Воспитатель:

-Ребята, вы обратили внимание как изменилась природа (ответы детей)

-Что стало с деревьями? (появились листочки)

-Как вы думаете почему (наступила весна)

-Какой сейчас месяц (Апрель)

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

-Ребята, как называются самые первые цветы (первоцветы)слайд

-Растения которые растут в лесу (лесные)слайд

-В комнате на окнах (комнатные)

-В саду (садовые)слайд

-В поле (полевые)слайд

-На лугу (луговые)слайд

-Как называются растения из которых делают разные настои, отвары, порошки или просто прикладывают к ранке (лекарственные)слайд

-Как можно назвать растения которые растут в тени (тенелюбивые)слайд

А которые любят свет (светолюбивые)слайд

-Ребята, есть однолетние и многолетние растения. Как вы думаете почему их так называют (ответы детей.)

Игра «Один - много»

У меня есть мяч, к кому в руки он попадет, тот ответ мне назовет. Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю поиграть в игру. Я называю цветок один, а вы когда их много.

1. Ромашка – ромашки

2. Василек – васильки

3. Мак – маки

4. Лилия – лилии

5. Одуванчик – одуванчики

6. Роза – розы

7. Подснежник – подснежники

8. Ландыш – ландыши

9. Нарцисс — нарциссы.

Отлично, а сейчас назови ласково

Игра: «Назови ласково»

1. Фиалка — фиалочка,

2. тюльпан-тюльпанчик,

3. корешок — корешочек,

4. стебель — стебелек,

5. лист — листок (листик,

6. бутон — бутончик,

7. отросток — отросточек,

8. цветок — цветочек,

9. земля — землица,

10. роза- розочка

11. солнце — солнышко.

Зазвучала музыка. Ребята, что это за шум, что вы слышите? Как вы думаете, где мы очутились (ответы детей). Как интересно! Я давно не была на лугу! Чтобы попасть на этот волшебный луг, надо выполнить движения! слайд

Физминутка «На лугу»

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)

Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)

Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)

Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка — клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)

Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)

Наклоняйтесь до носочков.

Раз цветок, два - цветок,

А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)

Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)

А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)

Отдохнуть пора дружок

Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

Стук в дверь (почтальон принес письма от Весны).

Воспитатель:

Посмотрите ребята, что нам принесли (ответы детей)

Так это задание от нашей гостьи! Ох и затейница наша весна!

Так посмотрим….

(воспитатель читает письмо и приступают к выполнению заданий).

Отлично справились! Как вы думаете, что нам надо сделать?

(составляем из букв слово).слайд

Воспитатель:

Подснежник кавказский – очень редкое растение Краснодарского края, которое встречается от Майкопа до Туапсе и Геленджика, но с каждым годом попадается все реже. Виной тому сбор цветов для букетов, выкапывание луковиц садоводами.

Для защиты кавказского подснежника он был занесен в Красную Книгу Краснодарского края и стал охраняемым растением. За исключением Краснодарского края, Подснежник кавказский можно встретить в Ставрополье и на территории Грузии.

-Как мы с вами можем помочь этому растению (ответы детей)

-Для чего нужны нам растения и цветы? (ответы детей)

-Что нельзя делать в  лесу (ответы детей)

Итог:

Вам понравилось? Что нового вы узнали? Когда вы придете домой вы поделитесь со своими родными (ответы детей).слайд

 Спасибо, дети, вы очень порадовали своими ответами меня и нашу гостью весну! Я думаю, что она еще придет к нам с еще более интересными заданиями, а мы ее постараемся удивить своими умениями.   А нашей гостье пора спешить к другим ребятам! До свидания!

Письмо.

Здравствуйте ребята!

Я ВСЕ ДЕТСКИЕ САДЫ ОБОШЛА! Вот наконец и до вас дошла.

Я приготовила вам задания и загадки! А за правильно выполненное задание вы получаете букву! по итогу заданий вы узнаете самый редкий цветок краснодарского края! Который занесен в красную книгу! УДАЧИ ВАМ, РЕБЯТА!

(задания в конвертах с 1-4)

1) «Собери картинки». Детям предлагается собрать из разрезных картинок изображение.

2) Засади лес, поляну и клумбу.

3)Найди 5 отличий.

4)Слова звук. … Названия цветов, которые начинаются на звук (р) (м)

5)Игра «Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение.

Летом листья у березы зеленые, а осенью… (желтые)

Смородина бывает черная, красная и …. (белая)

У березы кора белая, а у дуба… (коричневая)

У сосны иголки длинные, а у ели (короткие)

У малины ягоды красные, а у ежевики (черные)

Подснежники распускаются весной, а ромашки… (летом)

У ели-шишки, а у березы (сережки)

В саду цветы-садовые, а на лугу (луговые)

Рябина-это кустарник, а осина (дерево)

Подснежники растут в лесу, а ромашки (на лугу)

Загадки

6)Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

7)Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу я в карманчик

Бывший…. (одуванчик)

8)Колосится поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

9)Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи.

Солнца белые лучи. (ромашка)

10) То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Название ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (колокольчик)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Задачи:
1. Учить передавать художественный текст последовательно и точно без пропусков и повторений.
2. Закреплять умение подбирать антонимы к прилагательным и глаголам;
3. Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать речь, мышление, память.


Материал: Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», картинки с изображением разных времён года.

Технологии, используемые в ходе занятия:

1. Технология исследовательской деятельности: использование художественного слова

2. Информационно-коммуникационные технологии: подбор материала к занятиям

3. Личностно-ориентированные технологии: подходу к ребенку в атмосфере любви, заботы, сотрудничества

4. Игровая технология: игры, воспитывающие умение владеть словом, описывать явления и ситуации

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне давайте рассмотрим иллюстрации.

Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)
- А перед зимой была ( осень)
- Какое время года наступит после зимы? ( весна)
- А после весны? ( наступит лето)
- Скажите, а какое время года вы любите больше всего? ( ответы детей)
- А могли бы вы мне рассказать, почему вам нравится именно это время года, которое вы сказали? ( да)


Воспитатель: - Итак, ребята, я вам предлагаю рассказать, какое время года вам нравится и почему. Придумайте об этом рассказ короткий и законченный.

Дети рассказывают коротенькие рассказы.


Воспитатель:  - Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года?

- Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Дети давайте сядем на стульчики
(воспитатель читает рассказ К .Д.Ушинского «Четыре желания»)

Вопросы:
- О чём говорится в этом рассказе?
- Чем Мите понравилась зима?
- Что ему понравилось весной?
- Что запомнилось Мите летом?
- Какими словами мальчик сказал об осени?
- Почему рассказ называется «Четыре желания»

Физкультминутка:
Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны)

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель: - А теперь, ребята, мы с вами попробуем этот рассказ пересказать. А помогут вам вспомнить всё по порядку эти карточки – модели.
Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?

Ответы детей:…

Воспитатель: Дети у нас на подносе лежат подарки, которые прислали времена года. Дети давайте отгадаем, от какого времени года каждый подарок. Вынимаем по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки).

Воспитатель: Ребята, вы сегодня замечательно пересказали рассказ

Молодцы.



Предварительный просмотр:

НОД

по развитию речи для детей подготовительной школе группы

Тема: «РАСТЕНИЯ И ЦВЕТЫ»

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие".

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений о разных видах растений и цветов и их пользе;

обогащение и уточнение словаря по теме;

Задачи:

Образовательные:

-уточнять и активизировать словарь по теме «Цветы и  растения»;

-развивать связную речь ;

-закреплять умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов; правильно употреблять существительные во множественном числе;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к цветам и

растениям.

Формы организации: подгрупповая, групповая

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций с цветами,

- разучивание физ минутки «На лугу»;

-беседа о цветах, растениях.

Материалы: ИКТ, речевые игры, буквы, компьютер, экран, разрезанные картинки, иллюстрации цветов, конверты с заданиями,мяч.

Ход работы.

Дети входят в группу под музыку, на заставке картинка «Весна».

Воспитатель:

-Ребята, вы обратили внимание как изменилась природа (ответы детей)

-Что стало с деревьями? (появились листочки)

-Как вы думаете почему (наступила весна)

-Какой сейчас месяц (Апрель)

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

-Ребята, как называются самые первые цветы (первоцветы)слайд

-Растения которые растут в лесу (лесные)слайд

-В комнате на окнах (комнатные)

-В саду (садовые)слайд

-В поле (полевые)слайд

-На лугу (луговые)слайд

-Как называются растения из которых делают разные настои, отвары, порошки или просто прикладывают к ранке (лекарственные)слайд

-Как можно назвать растения которые растут в тени (тенелюбивые)слайд

А которые любят свет (светолюбивые)слайд

-Ребята, есть однолетние и многолетние растения. Как вы думаете почему их так называют (ответы детей.)

Игра «Один - много»

У меня есть мяч, к кому в руки он попадет, тот ответ мне назовет. Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю поиграть в игру. Я называю цветок один, а вы когда их много.

1. Ромашка – ромашки

2. Василек – васильки

3. Мак – маки

4. Лилия – лилии

5. Одуванчик – одуванчики

6. Роза – розы

7. Подснежник – подснежники

8. Ландыш – ландыши

9. Нарцисс — нарциссы.

Отлично, а сейчас назови ласково

Игра: «Назови ласково»

1. Фиалка — фиалочка,

2. тюльпан-тюльпанчик,

3. корешок — корешочек,

4. стебель — стебелек,

5. лист — листок (листик,

6. бутон — бутончик,

7. отросток — отросточек,

8. цветок — цветочек,

9. земля — землица,

10. роза- розочка

11. солнце — солнышко.

Зазвучала музыка. Ребята, что это за шум, что вы слышите? Как вы думаете, где мы очутились (ответы детей). Как интересно! Я давно не была на лугу! Чтобы попасть на этот волшебный луг, надо выполнить движения! слайд

Физминутка «На лугу»

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)

Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)

Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)

Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка — клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)

Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)

Наклоняйтесь до носочков.

Раз цветок, два - цветок,

А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)

Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)

А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)

Отдохнуть пора дружок

Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

Стук в дверь (почтальон принес письма от Весны).

Воспитатель:

Посмотрите ребята, что нам принесли (ответы детей)

Так это задание от нашей гостьи! Ох и затейница наша весна!

Так посмотрим….

(воспитатель читает письмо и приступают к выполнению заданий).

Отлично справились! Как вы думаете, что нам надо сделать?

(составляем из букв слово).слайд

Воспитатель:

Подснежник кавказский – очень редкое растение Краснодарского края, которое встречается от Майкопа до Туапсе и Геленджика, но с каждым годом попадается все реже. Виной тому сбор цветов для букетов, выкапывание луковиц садоводами.

Для защиты кавказского подснежника он был занесен в Красную Книгу Краснодарского края и стал охраняемым растением. За исключением Краснодарского края, Подснежник кавказский можно встретить в Ставрополье и на территории Грузии.

-Как мы с вами можем помочь этому растению (ответы детей)

-Для чего нужны нам растения и цветы? (ответы детей)

-Что нельзя делать в  лесу (ответы детей)

Итог:

Вам понравилось? Что нового вы узнали? Когда вы придете домой вы поделитесь со своими родными (ответы детей).слайд

 Спасибо, дети, вы очень порадовали своими ответами меня и нашу гостью весну! Я думаю, что она еще придет к нам с еще более интересными заданиями, а мы ее постараемся удивить своими умениями.   А нашей гостье пора спешить к другим ребятам! До свидания!

Письмо.

Здравствуйте ребята!

Я ВСЕ ДЕТСКИЕ САДЫ ОБОШЛА! Вот наконец и до вас дошла.

Я приготовила вам задания и загадки! А за правильно выполненное задание вы получаете букву! по итогу заданий вы узнаете самый редкий цветок краснодарского края! Который занесен в красную книгу! УДАЧИ ВАМ, РЕБЯТА!

(задания в конвертах с 1-4)

1) «Собери картинки». Детям предлагается собрать из разрезных картинок изображение.

2) Засади лес, поляну и клумбу.

3)Найди 5 отличий.

4)Слова звук. … Названия цветов, которые начинаются на звук (р) (м)

5)Игра «Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение.

Летом листья у березы зеленые, а осенью… (желтые)

Смородина бывает черная, красная и …. (белая)

У березы кора белая, а у дуба… (коричневая)

У сосны иголки длинные, а у ели (короткие)

У малины ягоды красные, а у ежевики (черные)

Подснежники распускаются весной, а ромашки… (летом)

У ели-шишки, а у березы (сережки)

В саду цветы-садовые, а на лугу (луговые)

Рябина-это кустарник, а осина (дерево)

Подснежники растут в лесу, а ромашки (на лугу)

Загадки

6)Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

7)Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу я в карманчик

Бывший…. (одуванчик)

8)Колосится поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

9)Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи.

Солнца белые лучи. (ромашка)

10) То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Название ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (колокольчик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...