Чтение былины "Илья Муромец и Соловей разбойник"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Познакомитьдетей с жанром устного народного творчества "былины, её необычным складом речи; с образом былинного героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyrino2.docx | 736.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский Пугачевского района
Саратовской области» детский сад «Березка»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Чтение былины Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Воспитатель Кригерт Т.П.
первая кв. категория
2023 г.
Образовательная программа : "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Возрастная группа: подготовительная
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):
«Былинные герои»
Тема ОД: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» (речевое развитие).
Цель: знакомить детей с жанром устного народного творчества «былины», её необычным складом речи; с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
Образовательные: (познавательное развитие, речевое развитие)
1.Знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины;
2.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;
3.Познакомить с одеждой и вооружением русских воинов.
Развивающие: (речевое развитие)
1.Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого;
2.Развивать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.
Воспитательные: (социально-коммуникативное развитие)
воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины; воспитывать чувство патриотизма; уважение к русским воинам.
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Формы организации: фронтальная
Формы реализации детских видов деятельности: чтение (слушание); обсуждение.
Активизация словаря: познакомить с новыми словами: былина, богатыри, гусли, кольчуга, щит, меч, шлем.
Используемые технологии: игровая , здоровьесберегающая.
Оборудование: репродуктивная картина В. Васнецова «Богатыри»; аудио устройство; фонограмма музыки «Богатырская наша сила»; картинки: гусли, шлем, кольчуга, щит, меч, булава, копьё, лук со стрелами; текст былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Предварительная работа: беседа о богатырях; рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.
Список литературы:
1. Малова В.В. Занятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на материале русских народных былин.- Изд.: Владос, 2019.
2.УшаковаО.Д. « Былины о русских богатырях».-Изд.: Литера, 2010.
3. Бояшов И. Древняя Русь.-СПб.: Качели, 2018
4.Чернова Е.Ю. «Богатыри земли русской».-Изд.: АСТ, 2016
Ход ОД
№ | Этап | Организация деятельности | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Психологический настрой Мотивационно-ориентировочный Поисковый | Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы начать занятие с хорошим настроением. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкие-далёкие времена. Ребята, скажите как называется наша страна? -Да, правильно. Россия - это наша с вами родина. Это место, где мы родились. Скажите, пожалуйста, какая она – наша Родина? Дидактическая игра «Скажи по-другому» (подбор слов близких по значению) -Ребята, давным-давно наша страна называлась Русь. На Руси всегда было много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение. Как вы думаете, почему? - А кто же защищал нашу землю от врагов? (приложение №1- показ картины с богатырями) - Ребята, давайте вспомним, с какими богатырями вы знакомы? - Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать воины, богатыри? -Ребята, откуда мы узнали об этих подвигах? | Дети улыбаются
Ответы детей: (Россия) Ответы детей: (большая, огромная, богатая, родная, красивая, сильная, терпеливая, мирная) Ответы детей: (потому что русские защищали свою землю, свою Родину) Ответы детей: (богатыри) Ответы детей: (Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец) Ответы детей: ( быть сильными, храбрыми, мужественными) Ответы детей: ( из сказок, рассказов) | 4 мин. |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Практическая | - Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним жанром устного народного творчества – жанром былины. Былины – это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполнялись былины, вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли (показывает). Ребята, но былины – это особые песни. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поётся о том, что было на самом деле. Но всё-таки это не исторический документ, а произведение искусства, в котором есть и вымысел. Сегодня я хочу прочитать былину, которая называется «Илья Муромец и Соловей разбойник». Эта былина про богатыря Илью Муромца, который совершил много подвигов. С одним из них мы сегодня познакомимся. (чтение былины – приложение №2) Вопросы: -Понравилась ли вам былина, ребята? -С каким былинным героем мы познакомились? -Какой подвиг он совершил? С кем бился? -Какими качествами обладал богатырь Илья Муромец? -Как князь наградил богатыря? Воспитатель: -Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри. Динамическая пауза (под музыку «Богатырская наша сила») Богатырь - вот он каков: Он силён, он здоров, Он из лука стрелял Метко палицу бросал На границе стоял Зорко-зорко наблюдал Подрастём и мы смотри Станем как богатыри. Воспитатель: -А сейчас я вам загадаю загадки. И мы с вами узнаем одежду и оружие богатырей. Загадки 1.Рубашку такую не вяжут, не шьют. Её из колечек железных плетут. 2.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. 3.Оружие - это не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что догадались? Конечно же…. 4.Чтоб грудь защищать от ударов врагов, уж вы это знаете наверняка. На левой руке у героя висит блестящий и кругленький… (картинки ответы на загадки приложение №3) Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу» (приложение №4) | Дети слушают. Дети слушают Дети отвечают на поставленные вопросы Дети стоят в кругу Показывают силача Показывают стрельбу из лука Выполняют замах и бросок Подносят руку ко лбу, глядят вдаль. Поднимают руки вверх и на пояс. Ответы детей: (Кольчуга) Ответы детей: (Шлем) Ответы детей: (меч) Ответы детей: (Щит) Дети делятся на две команды и выбирают нужные картинки. Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были лишними и почему. | 23 мин |
3. | ЗАКЛЮЧИ-ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. Подведение итогов | Воспитатель: Ребята, наше путешествие в прошлое подошло к концу. - Кто защищал Русь в древние времена? - Как вы поняли, что такое былина? - С какой былиной мы сегодня познакомились? Воспитатель: А сейчас подведём итог. Я проверю вас на внимательность. Игра «Да-Нет» Наша Родина сильна. И у нас она одна. На Руси богатыри есть. Им всегда хвала и честь. Илья Муромец — герой. Соловья он победил. Из автомата подстрелил. Алёша Попович — тоже герой. Он сильный, смелый, молодой. Он в Киеве граде дружинником был. Карабаса в бою победил. На танках боролись богатыри с врагом. Они воевали с мечом и копьём. Добрыня Никитич был слабым и хилым. Он змея сумел победить своей силой. Гордимся мы нашими богатырями. Воспитатель: Молодцы, ребята. На память о нашем путешествии я хочу вам подарить раскраски с богатырями. | Дети отвечают на поставленные вопросы Ответы детей: Да Да Да Да Да Да Нет Да
Да Да Нет Нет Да Нет Да Да | 3мин |
Приложение №1 (показ картины с богатырями)
Приложение №2 (текст былины)
Илья Муромец и соловей-разбойник
Скачет Илья Муромец на своём коне, с горы на гору перескакивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает. Добрались они до дремучих лесов, дальше скакать нельзя: разлеглись перед ними болота зыбучие. Соскочил Илья с коня, стал одной рукой дубы с корнем вырывать, настилать через болото настилы дубовые. Так дошёл Илья до широкой речки Смородины и сел на коня. Заржал конь, взвился выше леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется.
Услыхал Соловей конский топот и закричал страшным голосом:
- Кто проезжает тут, спать не даёт Соловью-разбойнику?!
Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, так вся земля дрогнула, цветы осыпались, травы полегли. Конь на колени упал. А Илья в седле сидит, точно вкопанный. Взял он плётку шелковую, ударил коня по крутым бокам. Тот вскочил, подскакал к трём дубам. Удивился Соловой-разбойник, из гнезда высунулся. А Илья, не мешкая, натянул тугой лук, спустил калёную стрелу, угодила она прямо в Соловья. Покатился Соловей из гнезда, подхватил его Илья, связал крепко ремнями и приторочил к стремени. Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей-разбойник, не шелохнётся.
Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам князя Владимира, а там пир горой идёт, за столами сидят богатыри русские. Вошёл Илья, поклонился, стал у порога:
- Здравствуй, князь Владимир, примешь ли к себе в дружину заезжего молодца?
Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:
- Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут?
-Зовут меня Ильёй. Я привёз тебе, князь, Соловья-разбойника. Не хочешь ли ты поглядеть на него?
Поспешил князь с гостями за Ильёй на двор. Подбежали к коню. А разбойник висит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан. Говорит ему Илья:
- Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному, только свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.
Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, засвистел, заревел во всю мочь. Что тут сделалось! Стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается. Рассердился Илья на разбойника, взял свою плётку, ударил Соловья-разбойника. Тот притих, не свистит больше.
- Спасибо тебе, Илья Муромец, что землю Русскую от злодея избавил, - говорит Владимир-князь. - Оставайся в моей дружине.
Приложение №3 (ответы на загадки)
Приложение №4
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»
Для этого вам надо разделиться на две команды, одна команда мальчиков «Добры молодцы», другая – команда девочек «Красны-девицы».
Из всех предложенных вам картинок нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор.
(Дети из разных команд поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется)
Команды обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».
Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...
Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"
Этот конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...
Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Познакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца...
«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
это конспект для студентов и воспитателей...
Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...