«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
это конспект для студентов и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.5 КБ |
этот материал для педагогов подготовительной группы по развитию речи | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного
творчества через былины, игры;
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа
Древней Руси, великих русских богатырях;
- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы
полными распространенными предложениями;
- Сформировать представление о Богатыре;
- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье
Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение
к русским воинам, желание им подражать;
- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;
- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.
Предварительная работа:
Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные
богатыри – защитники земли Русской»
Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я.
Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А.
Пахмутовой «Богатырская сила»
Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал»,
«Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др
Книжная выставка
Рассматривание альбома «Былинные богатыри»
Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»
Презентация - викторина «Богатыри земли русской»
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге
русских богатырей
Рисунки детей
Активизация словаря:
- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь,
былина, кольчуга, щит, меч, шлем.
Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н.
Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой
силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами
о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы);
звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с
изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч,
булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной
одежды.
Ход
- Здравствуйте ребята!
- Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем
настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось
до самого вечера.
- Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали
не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)
- И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое
путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной
попутешествовать? (ответы детей)
- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами
живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)
- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились.
Родина – это значит родная.
- Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь.
Давайте все вместе повторим «Русь».
- Молодцы!
- Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)
- Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите
ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)
- Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия –
Русь.
- Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших
русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли
сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.
- Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)
- Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал
землю русскую?
- Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?
На экране появляется картинка с богатырями.
- Кто-нибудь вспомнил?
- Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.
- Молодцы!
- А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?
На экране появляется герои мультфильма про богатырей.
- Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья …….
Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)
- Молодцы!
- Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловейразбойник»
- Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»
- Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было»,
«быль». (Повторяем…..)
- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои
выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле.
Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом
деле, да, ребята! (ответы детей)
- Хотите услышать былину про Илья Муромца? (ответы детей)
- Тогда все поудобней садимся на ковёр и слушаем. Я начинаю читать.
- Ребята, интересная былина? (ответы детей)
- Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.
- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые
и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы
храбрые богатыри!»
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к
глазам)
Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к
глазам, поворот налево)
Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
(2 раза)
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на
своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней
Руси. Сильные, отважные.
Интерактивная игра «Собери богатыря в дорогу»
Предлагается выбрать. одежду богатыря среди других видов одежды - богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же
нужно нашему богатырю?
- Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.
- Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем,
меч, лук и стрелы.
Рефлексия
- Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?
- В прошлое.
- С кем мы познакомились? С русским богатырем Ильей Муромцем.
- Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?- Из былины.
- Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях -Баян
Понравилось вам наше путешествие?
- Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)
- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А
кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)
- Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от
врагов.
- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.
- Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём
Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно
делать? (ответы детей)
- Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть
добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с
вами будем это помнить. Наше с вами путешествие закончилось.
Предварительный просмотр:
«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного
творчества через былины, игры;
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа
Древней Руси, великих русских богатырях;
- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы
полными распространенными предложениями;
- Сформировать представление о Богатыре;
- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье
Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение
к русским воинам, желание им подражать;
- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;
- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.
Предварительная работа:
Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные
богатыри – защитники земли Русской»
Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я.
Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А.
Пахмутовой «Богатырская сила»
Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал»,
«Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др
Книжная выставка
Рассматривание альбома «Былинные богатыри»
Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»
Презентация - викторина «Богатыри земли русской»
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге
русских богатырей
Рисунки детей
Активизация словаря:
- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь,
былина, кольчуга, щит, меч, шлем.
Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н.
Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой
силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами
о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы);
звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с
изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч,
булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной
одежды.
Ход
- Здравствуйте ребята!
- Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем
настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось
до самого вечера.
- Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали
не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)
- И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое
путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной
попутешествовать? (ответы детей)
- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами
живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)
- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились.
Родина – это значит родная.
- Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь.
Давайте все вместе повторим «Русь».
- Молодцы!
- Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)
- Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите
ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)
- Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия –
Русь.
- Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших
русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли
сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.
- Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)
- Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал
землю русскую?
- Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?
На экране появляется картинка с богатырями.
- Кто-нибудь вспомнил?
- Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.
- Молодцы!
- А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?
На экране появляется герои мультфильма про богатырей.
- Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья …….
Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)
- Молодцы!
- Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловейразбойник»
- Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»
- Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было»,
«быль». (Повторяем…..)
- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои
выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле.
Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом
деле, да, ребята! (ответы детей)
- Хотите услышать былину про Илья Муромца? (ответы детей)
- Тогда все поудобней садимся на ковёр и слушаем. Я начинаю читать.
- Ребята, интересная былина? (ответы детей)
- Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.
- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые
и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы
храбрые богатыри!»
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к
глазам)
Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к
глазам, поворот налево)
Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
(2 раза)
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на
своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней
Руси. Сильные, отважные.
Интерактивная игра «Собери богатыря в дорогу»
Предлагается выбрать. одежду богатыря среди других видов одежды - богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же
нужно нашему богатырю?
- Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.
- Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем,
меч, лук и стрелы.
Рефлексия
- Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?
- В прошлое.
- С кем мы познакомились? С русским богатырем Ильей Муромцем.
- Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?- Из былины.
- Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях -Баян
Понравилось вам наше путешествие?
- Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)
- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А
кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)
- Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от
врагов.
- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.
- Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём
Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно
делать? (ответы детей)
- Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть
добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с
вами будем это помнить. Наше с вами путешествие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».
Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...
Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"
Этот конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...
Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Познакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца...
Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...
«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Конспект по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Цель:Знакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ск...