сценарий праздника "Сказочный мир А.С.Пушкина".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Щербакова Марина Анатольевна

Представленный материал вот уже пятый год проводится мной в нашем ДОУ и всегда вызывает восторженный отклик наших воспитанников. Великое наследие творчества А.С.Пушкина в надежных руках!.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_2023g.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально-литературный досуг

«Сказочный мир А.С.Пушкина»

Цель: приобщение детей к богатству русской художественной литературы на примере сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи:

-закрепить  знания детей о сказках А.С.Пушкина;

-совершенствовать связную речь детей, умение выразительно рассказывать стихотворения;

-воспитывать интерес и любовь к чтению.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, записи музыки, игра малой подвижности «Рыбаки», книги А.С.Пушкина, детские рисунки, атрибуты к сказкам (клубочек, невод, рыбка, корыто, костюм старика и старухи, петушок, белка, зеркальце, костюмы - Царевны, Звездочета, Королевичей), костюм для взрослого-КотУчёный.

Ход

Педагог: 

Сегодня, 6июня исполняется 224 года со дня рождения главного поэта России - Александра Сергеевича Пушкина. (6июня 1799-10февраля 1837)

Творчество  Пушкина является нашим национальным достоянием, то чем можно  и нужно гордиться.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Но в начале, мы с вами поговорим о том, как маленький Александр Пушкин стал величайшим русским поэтом.

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.

 

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков.

После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал.

Но особую любовь вызывают сказки А.С.Пушкина. Вы прочитали много сказок Пушкина. Подумайте, чем отличаются сказки Александра Сергеевича от других сказок. Как они написаны? (в стихах)

Сказки Александра Сергеевича Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые.  Прочитав сказки Пушкина, каждый для себя извлечет жизненный урок.

Волшебный клубочек как у Арины Родионовны, поможет нам вспомнить сказки А.С. Пушкина.

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает,

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор.

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Где разбитые корыта

Рыбка раздает.

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье, цепь златая

И ученый кот.

Дети читают:

«У лукоморья дуб зелёный» из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Педагог: Покатился наш клубок в «Сказку о рыбаке и рыбке».

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Педагог: Сколько раз закидывал старик невод в море? (три)

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Педагог: Давайте посмотрим, что старуха приказывала старику просить у рыбки.

«Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось“.

Педагог: Выполнила это желание рыбка?

«Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.“

Педагог: А это желание выполнила рыбка?

«Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой.“

Педагог: Выполнила это желание рыбка?

«Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей.“

«Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою»

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Педагог: Почему рыбка перестала выполнять приказания старухи?

Педагог: Давайте и с вами попробуем поймать рыбку.

(появляется Кот Учёный)

Кот Учёный: Слышу, слышу, кто-то рыбку ловить собирается! Здравствуйте! А меня можно угостить?

Педагог: Ребята, а вы узнали, кто пришёл к нам на праздник? (Да, Кот Учёный). Конечно, уважаемый Кот, мы угостим вас рыбкой, но сначала её нужно поймать!

(проводится игра малой подвижности «Поймай рыбку»)

Кот Учёный: А теперь я хочу сам стать рыбаком. Поиграем с вами в «Удочку».

Дети отдают Коту рыбку и прощаются с ним.

Педагог: Наш клубок катится к «Сказке о золотом петушке» Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Мудрец) Подарил и сказал…

„Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой»

Педагог: Выполнил ли царь желание мудреца? Почему? (он оказался жадным и неблагодарным) Как петушок наказал царя?

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился... и в то же время

С колесницы пал Дадон!

Охнул раз, — и умер он.

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Педагог: Клубок прикатился к следующей сказке. Что это за сказка? («Сказка о царе Салтане»)

Замечательному русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову очень понравилась эта сказка А.С.Пушкина. И он решил сочинить к ней музыкальные иллюстрации.

1 иллюстрация  (симфонический антракт «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова) Царевна Лебедь превратила князя Гвидона в шмеля, чтобы он смог увидеть своего отца царя Салтана.

Физкультминутка «Шмель»

Под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» проводится речевая игра «Шмель»

Тут князь уменьшился, (приседают)

Шмелем он оборотился (жужжат, машут «крыльями»)

Полетел и зажужжал, (бегают)

Судно на море догнал.

Потихоньку опустился (приседают)

На корму – и в щель забился.

2 иллюстрация (симфонический антракт «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова)

Каким было первое чудо, которое увидел царь Гвидон,  когда оказался на острове Буяне?

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка —

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

3иллюстрация  (симфонический антракт «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова)

Педагог: Каким было второе чудо для царя Гвидона?

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

4иллюстрация (симфонический антракт «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова)

Педагог: А каким было третье чудо для царя Гвидона?

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть;

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

 Педагог: А наш клубок прикатился к следующей сказке.

„Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?“

И ей зеркальце в ответ:

„Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее“.

Педагог: Ребята, из какой сказки эти слова? ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Как извела мачеха царскую дочку? Кто пошел искать царевну? (королевич Елисей) К кому обращался королевич с просьбой отыскать невесту? (к солнцу, к месяцу, к ветру) Как он обращался к ним?

Три мальчика в костюмах витязей:

1 .„Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

2. „Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокой,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

3. „Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Педагог: Чем закончилась сказка?

Все сказки Пушкина заканчиваются  поучением, со справедливым концом.

Мы с вами совершили путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Со временем в школе вы познакомитесь с другими его произведениями и полюбите их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение "По жизни с Пушкиным" материал для сценария праздника, посвященному А.С.Пушкину.

Ко дню 177-летия со дня гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина....

Сценарий праздника, посвящённого А.С.Пушкину "Пушкин в нашем сердце навсегда".

Сценарий прздничного мероприятия, посвящённого великому русскому поэту с использованием ИКТ....

Сценарий вечера досуга по сказкам Пушкина

Предлагаем  сценарий вечера досуга по сказкам Пушкина. При работе, конечно же, использовала опыт работ своих коллег, так как начальные , вступительные стихи очень уж замечательные.  В нашем ...

Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина»

Главгая цель воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги....

Сценарий игры - викторины "Любимый город - Пушкин"

Сценарий игры - викторины для детей старших групп (5-6 лет) по теме: "Мой любимый город".Данная разработка будет полезна воспитателям, учителям - логопедам по патриотическому воспитанию. Эта...

Сценарий Досуга "Путешествие по сказкам Пушкина"

Данное мероприятие проводилось как итоговое . Тема недели:" Сказки Пушкина". Цель — закреплять знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;  интерес к...

Сценарий конкурс чтецов "Александру Сергеевичу Пушкину посвящается"

способствовать формированию познавательного интереса к произведениям А. С. Пушкина...