Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы и фольклора на труд дошкольников"
консультация по художественной литературе
Консультация для педагогов
"Влияние художественной литературы и фольклора на труд дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vliyanie_h.l_i_folk._na_trud.vosp_.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
"Влияние художественной литературы и фольклора на труд дошкольников"
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда
Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например:
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
стихи например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка» - трудовой коллективизм.
При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор -- это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель) .
Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.
В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям -- это счастье.
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок.
Есть среди русских народных сказок такие, в которых герои проявляют хоть какие-то трудовые навыки, например:
«Морозко» - «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету»
«Маша и медведь» - «Напекла она пирожков… »
«Колобок» - «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».
«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) - «… падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи».
«Мужик и медведь» (другое название - «Вершки и корешки») - мужик сеет сначала репу, а на следующий год - рожь.
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают - леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает
Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.
Пословицы, поговорки и стихи о труде, хранят в себе некие моральные стандарты, и противоречия в работе с детьми, они просто необходимы. Эти народно-традиционные жанры прививают у детей положительное отношение к труду.
В работе с детьми эти виды творчества хорошо усваиваются. Они способствуют развитию логики и абстрактного мышления. Дети расширяют свой кругозор, начинают смотреть на многие вещи по другому, формируют литературные и художественные навыки в собственной речи.
Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд, делает из простого человека - героя, он становится нужным людям. Это заряжает детей энтузиазмом труда; побуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно или хорошо трудится.
Ребенку прививаются полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы, стихи и поговорки о труде для детей прославляют труд и высмеивают леность. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью.
Все это имеет большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особой форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности, Знакомит детей с морально-этическими нормами, формирует навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными и уважать чужой труд людей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Черногорска
Консультация для педагогов
"Влияние художественной литературы и фольклора на труд дошкольников"
Подготовила:
Туркова А.В.
2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАЦИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
B настоящие время актуальными направлениями воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить...
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...
Перспективное планирование по восприятию художественной литературы и фольклора для старших дошкольников
В помощь воспитателям старших и подготовительных групп...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора в рамках внедрения ФГОС ДОО"
консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»
Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»...
Консультация для воспитателей "Художественная литература как средство развития речи дошкольников"
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников....