Перспективное планирование по восприятию художественной литературы и фольклора для старших дошкольников
материал по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
В помощь воспитателям старших и подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie_hudozhestvennoy_literatury_i_folklora.docx | 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие художественной литературы и фольклора
Месяц, неделя | тема | цели | литература |
Сентябрь III | Русские обычаи. Гостеприимство | «Лиса и журавль», русская народная сказка - продолжать знакомство с русской народной сказкой; формировать образность речи, понимание образных выражений; учить осмысливать характер персонажей, давать мотивированную оценку. | Интернет-ресурсы |
IV | Воспоминания о лете | «Дудочка и кувшинчик», В.Катаев – учить видеть жанровые особенности сказки; развивать способность к эмоциональному восприятию сказки; учить определять эмоции героев сказки по литературному описанию; развивать умение находить связь содержания сказки с различными пословицами. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2» Стр. 83 |
V-I | Мой детский сад. Профессии | «Семь Симеонов – семь работников» русская народная сказка - продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ | Интернет-ресурсы |
Октябрь II | Овощи. Огород | «Вершки и корешки», русская народная сказка - учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. | Интернет-ресурсы |
III | Фрукты. Сад | «Чудесное яблочко» обр. Елисеевой - учить понимать образное содержание сказки, характеры героев; учить оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; развивать связную речь детей. | Интернет-ресурсы |
IV | Золотая осень. Деревья | «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин - продолжать знакомить детей с творчеством великого русского поэта; вызывать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А.С. Пушкина; учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей. | Интернет-ресурсы |
V | Лес. Ягоды. Грибы. | «Осенью» М.Волошин - помочь почувствовать красоту описанной в стихотворении природы; закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров; воспитывать умение внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. | Интернет-ресурсы |
Ноябрь II | Домашние животные и птицы. | Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» - учить осмысливать содержание сказки, формировать оценочное отношение к героям сказки. | Интернет-ресурсы |
III | Дикие животные Средней полосы России. | «Палочка - выручалочка», В.Сутеев – учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль, учить домысливать; учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1» Стр. 57 |
IV | Дикие животные полярных районов Земли и жарких стран | «Слоненок», Р.Киплинг – учить осмысливать содержание сказки; формировать оценочное отношение к героям сказки; развивать умение детей с помощью мимики и жестов, пантомимики, интонации создавать выразительные образы. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1» Стр. 62 |
Декабрь I | Зима. Зимующие птицы. | «Голубая птица», туркменская сказка - учить понимать образное содержание сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; обратить внимание детей на нравственные качества героев сказки; воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы. | Интернет-ресурсы |
II | Одежда и обувь (расписные узоры). | Н.Носов «Живая шляпа» - учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; учить оценивать поступки героев произведения; воспитывать чувство юмора, используя смешной сюжет произведения; | Интернет-ресурсы |
III | Об огне и пожаре. | С.Маршак «Пожар. Рассказ о неизвестном герое» - учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; учить оценивать поступки героев произведения; учить осторожному обращению с огнем. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2» Стр. 17 |
IV | Новый год. | Стихотворения к новогоднему празднику - продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; пробуждать интерес к праздникам, художественной литературе. | Интернет-ресурсы |
Январь III | Народные праздники на Руси (Городецкая роспись). | «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», обрядовые песни - продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно. | Интернет-ресурсы |
IV | Игрушки. Дымковская игрушка. | В. Драгунский «Друг детства» - Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); осмысливать значение образных выражений. | Интернет-ресурсы |
V | Посуда. Сине-голубая гжель. | «Лиса и кувшин», русская народная сказка - развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; учить осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения; формировать чуткость к образному строю языка сказки; развивать интерес к устному народному творчеству. | Интернет-ресурсы |
Февраль I | Мебель. Золотая хохлома. | Стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел?» Разучивание фрагмента. Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; Развивать умение подбирать рифмы к различным словам; Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз; Формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте); Развивать память и внимание. | Интернет-ресурсы |
II | Мой родной край. Донская роспись. | П. Воронько «Лучше нет родного края» - учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю. | Вальчук Е.В. «Развитие связной речи детей 6-7 лет», з.34, стр. 122 |
III | Наша армия. | «Первый ночной таран», С.Алексеев - продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы, воспитывать любовь к родине, патриотические чувства. | Интернет-ресурсы |
IV | Москва – столица России. | «Есть на свете город», И.Черницкий - закрепить знания о различии стихотворного и прозаического жанров;у чить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2» Стр. 7 |
Март I | О любимых мамах. | Чтение стихов о маме. Цель: воспитывать в детях чувство ответственности за близких ему людей, заботу, любовь к матери; помочь вспомнить известные детям стихи о маме; развивать умение выразительного чтения стихов наизусть; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. | Интернет-ресурсы |
II | Ранняя весна. | «Счастливый жучок», Г.Скребицкий - познакомить с творчеством Г.Скребицкого; продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях рассказа и сказки; учить понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2» Стр. 40 |
III | Перелетные птицы. | «Жаворонок», В.Жуковский - побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть; познакомить с новым стихотворением; учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении; пополнять литературный багаж детей. | Интернет-ресурсы |
IV-I | Вода и водные обитатели. | «Пингвиний пляж», Г.Снегирев - способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; воспитывать гуманное отношение ко всему живому. | Интернет-ресурсы |
Апрель II | Водный транспорт. | «Кораблик», пер с англ. С. Маршака - продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок); учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Интернет-ресурсы |
III | Воздушный транспорт. Космос. | «День космонавтики», А.Митяев - расширить представления детей о космических достижениях; учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие. | Интернет-ресурсы |
IV | Цветущая весна. | «Цветик-семицветик», А. Катаев - развивать интерес к художественной литературе; подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки; учить мотивированно оценивать характер и поступки главной героини произведения; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие. | Интернет-ресурсы |
V | Насекомые. | «Стрекоза и муравей», И.А. Крылов - ознакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией. | О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» з. 17, стр. 181. |
Май I | День Победы. | «Шинель», Е.Благинина - подвести к пониманию идеи произведения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; развивать чуткость к поэтическому слову; воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества. | Интернет-ресурсы |
II | Наземный транспорт. ПДД | «Как папа бросил мяч под автомобиль», А.Раскин - учить детей правильно понимать нравственный смысл произведения; развивать умение мотивированно оценивать поступки героев рассказа; воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать полным ответом на вопросы по тексту. | Интернет-ресурсы |
Развитие речи.
Месяц, неделя | тема | цели | литература |
Сентябрь III | Русские обычаи. Гостеприимство | Рассказывание по серии картинок «День рождения у медвежонка» - развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий; закреплять правильное произношение. Придумывание сказки «О том, дружба в беде помогала» - развивать связную речь детей, обучая их придумыванию сказок; учить детей придумывать героев сказки, сюжет сказки: начало, кульминацию и конец; учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 36 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 91 |
IV | Воспоминания о лете | Составление рассказа по картине «Летний день» - формировать интонационную выразительность речи; развивать умение согласовывать существительное с числительным; образовывать относительные прилагательные; формировать навыки составления рассказа по картине. Составление описательного рассказа по личным фотографиям «Где и как я отдыхал» - учить детей составлять рассказ на основе личного опыта. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 82 Интернет-ресурсы |
V-I | Мой детский сад. Профессии | Составление рассказов на тему «У нас в детском саду» - учить детей составлять рассказы на темы из коллективного опыта; систематизировать представления дошкольников об их детском саде. «Все профессии нужны, все профессии важны» - расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости; научить различать и называть профессии по инструментам; закрепить умение образовывать слова в родительном падеже, единственного числа; закрепить умение составлять предложения с заданным словом; уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения. | Гербова В.В. «Занятие по развитию речи с детьми старшей группы», стр. 16 Интернет-ресурсы |
Октябрь II | Овощи. Огород | «Загадки на грядке» - продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов; развивать навыки составления рассказа из опыта детей; учить согласовывать существительные с прилагательным в роде, числе и падеже; учить понимать детей образный смысл загадок; упражнять в образовании прилагательных от существительных; учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Составление сказки «Жили-были овощи» (на основе сказки «Репка») - учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям; учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками; учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 37 Интернет-ресурсы |
III | Фрукты. Сад | Сравнение и описание предметов - Учить составлять рассказ, включая в него антонимы. Учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки, подбирать синонимы к прилагательным. «О тех, кто растит хлеб» - продолжать учить полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине; активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;, учить применять в речи образные выражения. | О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», зан. № 11, стр. 59. Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 47 |
IV | Золотая осень. Деревья | Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса» - познакомить детей с интересной формой работы – интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» - закрепить представление детей об осеннем времени года; обогащать словарный запас определениями; развивать монологическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 18, 25 |
V | Лес. Ягоды. Грибы. | Пересказ худ. произведения Я.Тайц «По грибы» - создавать условия для пересказывания текста самостоятельно, передавая интонацией характеры персонажей; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно-ласкательные наименования. Загадки о грибах – развивать навыки составления короткого описательного рассказа; развивать навыки пересказа текста; учить образовывать однокоренные слова: береза - подберезовик; упражнять в подборе определений к данному слову; учить понимать образный смысл загадки. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 19 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 42 |
Ноябрь II | Домашние животные и птицы. | «Сказки о животных» - учить составлять связный рассказ по серии картинок. Составление рассказа «Я мечтаю о питомце, друге» или «У меня есть любимый питомец» - закрепить умение составлять рассказ на основе личного опыта. | Интернет-ресурсы |
III | Дикие животные Средней полосы России. | Составление описательного рассказа по картине «Ежи» - учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Лев и собачка» - учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность: добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 15, 48 |
IV | Дикие животные полярных районов Земли и жарких стран | Учимся говорить правильно – учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство); упражнять в произнесении чистоговорок и скороговорок на звуки с, ц, ш, щ в разном темпе и с разной силой голоса. Придумывание сказки: «Как ежик зайца выручил» - Учить детей придумывать сказку на заданную тему с использованием описаний внешнего вида персонажей, их действий, персонажей. Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова. Учить детей подбирать синонимы и антонимы. | Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 52 О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», зан. № 9, стр. 56. |
Декабрь I | Зима. Зимующие птицы. | Рассказывание из коллективного опыта на тему «Игры зимой» - помочь оживит впечатления, проанализировать и выбрать интересные события для рассказа; учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Творческое рассказывание «Зимняя сказка» - развивать умение понимать смысл образных выражений загадки; упражнять в подборе определений к заданному слову; учить образовывать прилагательные от основ существительных и притяжательные прилагательные; развивать навыки творческого рассказывания. | Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 57 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2, стр. 85 |
II | Одежда и обувь (расписные узоры). | Учимся говорить правильно – учить составлять небольшой связный рассказ по плану, предложенному воспитателем; закрепить употребление трудных форм родительного падежа множественного числа имен существительных (чулок, носков, ботинок, тапочек, варежек). Придумывание рассказа на тему: «Как Миша варежку потерял» - учить развивать сюжет рассказа, начатого воспитателем; упражнять в правильном изменении по падежам слова варежки; формировать умение различать звуки «ш», «ж». | Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 59 О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», зан. № 15, стр. 66. |
III | Об огне и пожаре. | Пересказ худ. произведения Л.Толстого «Пожарные собаки» - учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы. Учимся говорить правильно – учить различать на слух звуки з и ж, подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух в связной речи, произносить изолированные звуки з и ж с разной силой голоса и в различном темпе; упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 30 Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 55 |
IV | Новый год. | Творческое рассказывание "Сочиняем сказку про Деда Мороза" - активизация детского творчества; подготовка к литературно-словесному творчеству, использование различных синтаксических конструкций. Пересказ художественного произведения Н.Калинина «Про снежный колобок» - учить детей излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать герою. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 39, 41 |
Январь III | Народные праздники на Руси (Городецкая роспись). | Составление предложений по картинкам. Рассказ по картине «Зимняя забава» - закрепить знание о признаках зимы, названия зимних забав и зимних видов спорта. Употреблять в речи названия спортсменов. «Живёт в народе песня» - развивать у детей желание исполнять песенки колядки четко проговаривая все звуки в словах, и правильно произносить окончания. | Интернет-ресурсы |
IV | Игрушки. Дымковская игрушка. | Рассказывание об игрушках. «Подарки от Деда Мороза» - продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Игра «Живые слова» - ознакомление с предложением: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить детей составлять и распространять предложение, правильно «читать» его. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 45 Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду», стр. 166 |
V | Посуда. Сине-голубая гжель. | Рассматривание и составление рассказа по картине «Повар» - учить детей составлять рассказы по картинкам, придумывать и описывать различные ситуации. «Помоги Федоре» - учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда». Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану. | Интернет-ресурсы |
Февраль I | Мебель. Золотая хохлома. | Формирование грамматического строя речи - словообразование по теме: «Мебель». Цель: учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные (стеклянный, каменный, деревянный). Обучение рассказыванию по теме «Мебель». Цель: закрепить обобщающее слово «мебель»; учить детей составлять описательные рассказы. | Интернет-ресурсы |
II | Мой родной край. Донская роспись. | Пословицы и поговорки жителей Дона - познакомить детей с донскими пословицами и поговорками; учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развивать связную речь детей. Здравствуй, сказка Тихого Дона! - познакомить детей с донскими сказками о животных (Кот и лиса, Казак и лиса, Глупец и жеребец и др.); учить детей сочинять похожие сказки. | Интернет-ресурсы |
III | Наша армия. | Составление описательного рассказа «Наша армия» по опорной таблице - учить составлять описательный рассказ по опорной таблице; поддерживать непринужденную беседу; отвечать на вопросы; правильно употреблять глаголы единственного числа, систематизировать и расширять знания и представления детей о Российской Армии. Составление рассказа по набору игрушек военной тематики – учить составлять сюжетный рассказ, давать описание действий и характеристики персонажам, вводить диалог в повествование; учить подбирать определения к заданным словам; учить различать на слух звуки с и сь, четко произносить слова с этими звуками. | Интернет-ресурсы Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 66 |
IV | Москва – столица России. | Рассказывание из личного опыта «Где я побывал в Москве» - учить составлять последовательный рассказ об увиденном; продолжать упражнять в подборе определений. «Москва не сразу строилась» - развивать связную речь путем составления рассказа по серии картинок «История Московского Кремля»; объяснить происхождение слова «кремль», показав созвучие со словами «крепость», «укрепление»; развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове; упражнять в составлении звуковой схемы слова из 4-5 букв. | Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 49 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2, стр. 6 |
Март I | О любимых мамах. | «Для любимой мамочки все мои подарочки» - научить детей составлять творческие рассказы; практическое употребление наречий «старше», »младше» в составе простого предложения; воспитание уважительного отношения к взрослым; развивать умение слушать рассказ и отвечать на вопросы по его содержанию. Пересказ художественного произведения К.Ушинского «Лекарство» - пробуждать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; пробуждать желание заботиться о своих самых близких людях; закреплять умение последовательности в пересказе. | Интернет-ресурсы Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 75 |
II | Ранняя весна. | Чтение стихотворений о весне; дидактическая игра «Угадай слово» - продолжать приобщать к поэзии; учит задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Составление связного рассказа «Если бы я был художником» - учить детей составлять рассказ с использованием глаголов сослагательного наклонения, активизировать употребление в речи глаголов. Упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола хотеть. | Интернет-ресурсы О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», зан. № 14, стр. 64. |
III | Перелетные птицы. | Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели» - развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы; учить художественному видению пейзажной картины; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине. Пересказ художественного произведения Е.Чарушина «Воробей» - учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать своё мнение. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 81, 88 |
IV-I | Вода и водные обитатели. | Придумывание рассказа на тему «Путешествие капельки воды» - учить придумывать рассказ на основе имеющихся знаний о состоянии воды; упражнять в словообразовании; учить делить слова на слоги. Творческое рассказывание «Придумывание небылицы» - развивать у детей творческое воображение; познакомиться с жанром небылицы; учить отличать | Голицына Н.С. « Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 71 Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 58 |
Апрель II | Водный транспорт. | Пересказ рассказа В. Сутеева «Кораблик» - учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки. Путешествие на остров грамматики – развитие навыка построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения; усвоение названий морских профессий и профессиональных действий; формирование навыков составления предложений по картине и составления короткого рассказа. | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду», стр. 187 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1, стр. 75 |
III | Воздушный транспорт. Космос. | Придумывание рассказа на тему «Космическое путешествие» - уточнять и расширять представления о космосе и космических полетах; закреплять навыки творческого высказывания; упражнять в подборе антонимов; упражнять в определении ударения в двусложных словах. «Отправляемся в полет» - активизировать словарь: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства; развивать фонематический слух; развивать навыки рассказывания по плану, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. | Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 74 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1, стр. 80 |
IV | Цветущая весна. | «Весенние происшествия» - учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; учить понимать слова с переносным значением; развивать умение составлять предложения с заданным количеством слов на предложенную тему и выкладывать схему предложения; учить произносить фразы и предложения с разной интонацией; учить пересказывать литературный текст с применением образных выражений. «Весенние цветы» - познакомить детей с употребление слов в переносном значении; развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом; развивать умение детей составлять рассказ по картине с использованием плана. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2, стр. 61 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2, стр. 67 |
V | Насекомые. | «Сказки, найденные в траве» - развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев; развивать интонационную выразительность речи; развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельства; учить детей придумывать сказку. Творческое рассказывание «Сочиняем стихи» - развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас; упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2, стр. 72 Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 69 |
Май I | День Победы. | Составление описательного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри» - учить составлять описательный рассказ, опираясь на план, предложенный воспитателем; упражнять в произнесении чистоговорок со звуками л-р. Пересказ художественного произведения . Русская народная сказка «У страха глаза велики» - учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки; обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название (пословица); учить пересказывать сказку самостоятельно по частям, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам. | Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 77 Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (развитие речи)», стр. 101 |
II | Наземный транспорт. ПДД | «Что мы видели на улице» - учить строить последовательный рассказ по серии сюжетных картин, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями рассказа; создавать условия для придумывания продолжения рассказа по предложенной картине. «Теленовости» - познакомить с работой дикторов на телевидении, объяснить о важности ясности речи и четкости речи в их работе; объяснить о существовании специальных упражнений для тренировки четкости речи - чистоговорок и скороговорок; учить детей правильно строить предложения, упражнять их в правильном согласовании существительных и прилагательных. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1, стр. 21 Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2, стр. 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Календарно-тематическое планирование Восприятие художественной литературы и фольклора в старшей группе
Календарно-тематическое планирование Восприятие художественной литературы и фольклора в старшей группе...
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время проблема восприятия художественной литературы по-прежнему актуальна.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО п.2.6) направлен...
Перспективное планирование в средней группе (Восприятие художественной литературы и фольклора)
Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день с целями для средней группы....
Конспект ООД по восприятию художественной литературы и фольклора в старшей группе Тема «Забавные истории Н Носова.»
Знакомство детей с творчеством Н. Носова...
Перспективное планирование по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности.
Перспективное планирование по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности....