Использование различных форм работы с детьми с целью развития физических качеств (скорости, выносливости, гибкости, координации и сохранения и укрепления здоровья)
консультация по физкультуре

надежда шипицина

Развитие физических качеств — одна из важных сторон физического воспитания дошкольников. Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных форм работы с детьми с целью развития физических качеств (скорости, выносливости, гибкости, координации и сохранения и укрепления здоровья)

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Детский возраст, а в особенности дошкольный, является тем периодом, в рамках которого формируются основы будущего здоровья, его физического и умственного развития. Все приобретенное в этом возрасте будет способствовать человеку всю оставшуюся жизнь. Поэтому так важно именно в этом возрасте уделять внимание физическому воспитанию ребенка.

На сегодняшний день в современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества.

Физические качества- это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями.

К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

Быстрота- способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. (Зайцы и волк, караси и щука, ловишки,  мышеловка, хитрая лиса, день и ночь)

Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (бег между предметами, кто скорее дойдет до середины, наматывать ленту на палочку, игра с кочки на кочку, медведи и пчелы)

Сила- степень напряжения мышц при их сокращении. (упр с набивным мячом,)

Выносливость- способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. (Найди пару, совушка, летчики)

Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха движений отдельных частей тела в определенном направлении. (змейка, передача мяча)

Использование различных форм работы с детьми с целью развития физических качеств у детей дошкольного возраста по мнению, многих специалистов по физическому воспитания, являются  

  • Физкультурные занятия,
  • Утренняя гимнастика,
  • Закаливающие процедуры,
  • Физкультминутки,
  • Подвижные игры,
  • Прогулки,
  • Индивидуальная работа,
  • Коррегирующие упражнения,
  • Гимнастика после сна,
  • Гимнастика пальчиковая и дыхательная,
  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями,
  • Работа с родителями,
  • Физкультурные досуги и праздники.

Я расскажу вам более подробно о каждом из перечисленных видов деятельности.

Итак, первая форма работы с детьми – утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Направлена она главным образом на решение оздоровительных задач. В процессе утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Утренняя гимнастика начинается с построения, а потом уже разные виды ходьбы, бега, прыжки. Комплексы для гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физ. занятиях.

В процессе проведения утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую и эмоциональную нагрузку.

Комплексы утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста проводятся в игровой форме. Все упражнения объединяет единый сюжет.

Одна из наиболее объемных и важных форм работы с детьми – физкультурные занятия.

При подготовке к физкультурному занятию воспитатель заблаговременно подбирает:

  • Физические упражнения,
  • Последовательность их выполнения,
  • Методику проведения.

Воспитатель обязан: Заранее подготовить место для занятия физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятием проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.

Система проведения физкультурных занятий:

- с детьми от 2 до 3 лет – с подгруппой по 10-12 чел. длительность 15-20 мин;

- от 3 до 7 лет – со всей группой одновременно 3 раза в неделю;

- в подготовительной группе длительность занятия в соответствии с режимом возрастает и доводится до 35мин.

Физкультурные занятия делятся на части:

  • Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание.
  • Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты.
  • Заключительная – ее назначение снизить физ. нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.

Для успешного проведения физкультурных занятий существуют следующие способы организации детей:

  • Фронтальный способ организации – когда все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные упражнения. Этот способ применяется во всех частях занятия, в т. ч и в основной.
  • Групповой способ организации – когда группу детей делят на несколько подгрупп и каждая получает отдельное задание.
  • Индивидуальный способ организации – когда каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

На занятиях с различным содержанием, с целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности ежедневно проводятся физкультминутки.  

Они подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей.

Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.

Физические упражнения в физкультминутках проводятся и в перерывах между занятиями с целью активного отдыха.

Так же, в перерыве между занятиями используются оздоровительные игры для дошкольников - они предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Следующая форма физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольников – закаливание

Существуют специальные закаливающие процедуры:

- водные: обтирание, обливание, душ, купание – являются эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

- воздушные ванны – улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов.

- солнечные ванны – благотворно влияют на организм.

Эффективность влияния закаливающих процедур на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями.

Наиболее распространенный вид физической активности детей - подвижные игры.

Подвижные игры широко используются  как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней прогулке. Так же дети могут объединяться в подгруппы и играть утром (до утренней гимнастики) и в перерывах между занятиями.

Утром (до утренней гимнастики, особенно летом и весной, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям).

В перерывах между занятиями, особенно если они связанны с неподвижной позой, полезны игры средней и малой подвижности хорошо знакомые детям.

На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно.

С младшими дошкольниками подвижная игра проводится с обязательным использованием атрибутов (маски, ленточки).

От подвижных игр переходим к прогулкам.

Основное значение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентироваться на местности.

На прогулке используются знакомые детям физические упражнения.

Одной из составных частей, как вы знаете, является индивидуальная работа с детьми.

Индивидуальная работа направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.

Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Так же одна из составных прогулок.

В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или небольшими группами.

Самостоятельными занятиями необходимо руководить, но делая это надо не стесняя инициативы детей.

Ежедневно в систему физкультурно-оздоровительной работы входит пальчиковая гимнастика

Упражнения с пальчиками мы проводим ежедневно. Сначала детей младшего возраста мы учим выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

        Пальчиковые игры носят благоприятный оздоровительный эффект. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Любые приемы пальчиковых игр — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Они  увлекают малышей и приносят им  радость.

Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Пальчиковые игры детям очень нравятся.

Обязательный компонент ежедневной физкультурно-оздоровительной работы – дыхательная гимнастика.

Она обычно является составной частью утренней гимнастики, физкультурных занятий. А может проводиться и как отдельный вид работы. Существуют специальные комплексы дыхательных упражнений и дыхательные методики.

 Это профилактический вид работы. Способствует укреплению здоровья детей, повышению жизненного тонуса детского организма.

Дыхательная гимнастика может проводиться как без предметов, так и с предметами

Решению задач и укреплению здоровья детей  способствует ежедневная гимнастика после сна с обязательным хождением по коррегирующим дорожкам.

Основная цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей. Приучить их разминаться после сна, а также обеспечить профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на музыкальных и других занятиях, а также и на физкультурных.

Движения, включенные в программу праздника должны быть хорошо знакомы детям и проводиться так чтобы было весело и интересно зрителям и исполнителям. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования и должны соответствовать содержанию праздника. В программе праздника должно быть предусмотрено чередование движений с отдыхом.

В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы дети не переутомлялись, нужно дозировать упражнения (с учетом особенностей каждого возраста) и не превышать установленные нормы длительности праздника.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.   

     ВЫВОД:  Система взаимодействия  наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов  нашей группы в работе с детьми. Нужно стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и единый стиль работы в целом.  

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, а только мука…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в средней группе по развитию физических качеств (быстроты, выносливости, силы и ловкости).

В таблицах представлены подвижные игры на развитие быстроты, вынослиаости,ловкости и силы по временам года, использованию их в режимных моментах,  атрибутика игр....

Консультация для педагогов "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к физической культуре через различные формы работы с детьми"

Физическое воспитание и его задачи в  младшем  дошкольном  возрасте. Роль подвижной игры в развитии основных движений. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннег...

Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре.

Распределение упражнений, игр  по возрасту способствующих развитию физических  качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре....

Статья "Использование различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни"

Статья по использованию различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни. Результат реализации проекта «Читаем вместе с родителями» как с...

Отчёт «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через использование различных форм работы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...