«СУЛЯКО ЯЛЯ» (День олененка) РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (с использованием национально-регионального компонента)
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Закреплять у детей представление о культуре, быте народов Севера, о природе Северного края, о разнообразии мелодий, танцев, игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СУЛЯКО ЯЛЯ»
(День олененка)
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
(с использованием национально-регионального компонента)
Программное содержание:
Закреплять у детей представление о культуре, быте народов Севера, о природе Северного края, о разнообразии мелодий, танцев, игр.
Звучат мелодии народов Севера в зал проходят дети, занимают свои места. К детям выходит ведущи.
ВЕДУЩИЙ: Ань торова, начики! Это по-ненецки означает «здравствуйте, ребята!»
Ань торова, девочки, Ань торова, мальчики! Ань торова, все-все!
Интересно, а почему я с вами сегодня по-ненецки здороваюсь?
Да потому, ребята, что мы продолжаем знакомиться с культурой народов Севера.
И сегодняшний день, который собрал нас всех вместе, мы назовем «Суляко яля».
Вы спросите: «Что это значит?» «Суляко» по-ненецки означает «олененок». «Яля» - обозначает «день». А вместе получилось «день олененка».
Северный олененок Суляко приготовил для вас свои национальные мелодии, игры, загадки, стихи.
ВЕДУЩИЙ: Есть среди вас ребята, которые свой край любят и знают и сейчас о Севере нам стихи прочитают.
СТИХИ о СЕВЕРЕ.
Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите.
Потому что здесь наш дом – мы на Севере живем.
Солнце встало – глянуть любо! Сразу тундра ожила!
И спешат навстречу ненцам и заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо, ладит снасти зверолов.
А рыбацкая бригада привезла большой улов.
Тишину вокруг нарушив, на соседней буровой
Из земной коры наружу взвился факел голубой!
Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
ВЕДУЩИЙ: Загадаю вам загадки, кто смышленый, погляжу.
Кто все сразу отгадает, непременно похвалю.
1. Как называется полуостров, который жалуется, что он маленький? (ЯМАЛ)
2. Как называется автономный округ, в котором мы живем? (Ямало-Ненецкий)
2. Как называется главный город Ямало-Ненецкого округа? (САЛЕХАРД)
3. А как называется город, в котором мы с вами живем? (Ноябрьск)
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, справились с моим сложным заданием.
Ну, что же будем праздник продолжать?
Тогда пора гостей встречать!
Звучит северная музыка. Появляется девочка Хомани.
ХОМАНИ: Ань торова, начики! Здравствуйте, ребята! Ань, торова! Я ненецкая девочка Хомани. Ваше приглашение получила, а что за праздник позабыла?
Дети отвечают.
ХОМАНИ: Тогда мой танец «Суляко», что в переводе означает «оленёнок». будет здесь кстати. Я дарю его всем вам!
ТАНЕЦ «СУЛЯКО».
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Хомани, нам очень понравился твой танец! Правда, ребята?
ХОМАНИ: Но это еще не все. У меня для вас еще подарок – вот такие замечательные украшения.
(Дарит детям повязки на голову, помогает им нарядиться)
ХОМАНИ: А сейчас поиграть вас приглашаю – сенгаккоця вам вручаю.
Сенгаккоця по не-ненецки – это колокольчик. Играть будем?
ИГРА «СЕНГАККОЦЯ».
ХОМАНИ: Я по лесу гуляла, грибы, ягоды собирала, на зиму их запасала.
Вот мое лукошко,
В нем ягоды немножко.
Здесь и клюква, и черника,
И ягода брусника.
А вы хорошо знаете нашу северную ягоду? А вот сейчас я проверю, угадаете ли вы ее на вкус?
ИГРА: «УГАДАЙ ЯГОДУ ПО ВКУСУ».
ХОМАНИ: Вот какие вкусные дары нам преподносит Северный край. Ну что, подкрепились немного?
ХОМАНИ: А сейчас зарядка для ума. Отгадайте-ка, ребятки, мои лесные загадки.
- Он зимой под вьюжный вой спит в берлоге снеговой.
Лохматый, большой, просыпается весной. (МЕДВЕДЬ)
- А кто в дупле живет в тепле?
Острозубый, остроглазый,
По деревьям любит лазать? (БЕЛКА)
- По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом – ушки торчком. (ЗАЯЦ)
- Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех курочек пересчитала и с собою унесла. (ЛИСА)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (ВОЛК)
- Хоть верь, хоть не верь, пробегал по тундре зверь.
Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (ОЛЕНЬ)
- Белый, хрустящий, в тундре растет.
Олень его любит, мимо не пройдет. (ЯГЕЛЬ)
- В тундре зимой без нее – ни на шаг.
С места рванет – только ветер в ушах. (ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА)
- Что такое, отгадай: не автобус, не трамвай.
В них оленей запрягут, те по тундре побегут. (НАРТЫ)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ХОМАНИ: Молодцы, друзья мои! А теперь мое задание усложняется. Вам предстоит к пословице народов Севера подобрать русскую народную пословицу, имеющую такое же значение.
Справитесь с таким серьезным заданием?
- Волка бояться и от белки бежать. (ненецкая)
У страха глаза велики. Пуганная ворона и куста боится.
- С медведем дружи, а ружье наготове держи. (ненецкая)
Обжёгся на молоке – дуй на воду.
- Холодное лето теплее теплой зимы. (ненецкая)
Худой мир лучше доброй ссоры.
-Февраль – месяц лютый: спрашивает как обутый.
У зимы брюхо велико. (ненецкая)
Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Умелый охотник зря стрелу не выпустит. (ненецкая)
Семь раз отмерь – один раз отрежь. Прежде чем что-то сделать – подумай.
- Чтобы рыбку съесть – надо в воду лезть. (ненецкая)
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Мал гриб, да кланяться заставляет. (ненецкая)
Мал золотник, да дорог.
- Коли пастуху дремать, так оленей не видать. (ненецкая)
Под лежачий камень вода не течет.
- Худой сетью рыбу не наловишь. (ненецкая)
Кто пахал, не ленился – у того хлеб уродился.
- Всякая загадка - для ума зарядка. (ненецкая)
Разложи мысли по порядку, чтобы верную найти отгадку.
- Ищешь оленей – не имей лени. (ненецкая)
Взялся за гуж – не говори, что недуж.
ХОМАНИ: Молодцы, ребята! Много пословиц и поговорок вы знаете. Но что-то мы засиделись. Предлагаю вам поиграть в игру народов Севера.
ВЕДУЩИЙ: Хомани, наши ребята игры народов Севера знают и с удовольствие с тобой поиграют.
ИГРА: «ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА»
ХОМАНИ: Хорошо с вами, друзья мои, но мне пора возвращаться к себе домой, к своей семье.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а что мы сможем подарить на память Хомани?
Дети предлагают свои варианты.
ВЕДУЩАЯ: А давайте нарисуем символ нашего праздника – олененка и подарим его Хомани на память.
ИГРА «НАРИСУЙ ОЛЕНЕНКА».
ХОМАНИ: Спасибо, ребята, за игры и веселье!
За это примите мое угощенье –
Румяный пирог, ароматный такой,
С ягодой вкусной лесной.
(отдает пирог ведущей)
ХОМАНИ: Наступает прощанья пора.
Вам скажу «лакомбой», детвора.
«Лакомбой» - по-ненецки «прощай»
Не скучай, милый друг, не скучай.
До свидания! До новых встреч, ребята! (уходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический вечер развлечения для детей подготовительной группы "У матрёшки день рождения"
Сценарий тематического занятия ,с использованием игр и изобразительной деятельности,направленный на развитие интереса к народному,декоративно-прикладному искусству, развитие художественных, творческих...
Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки
Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...

Развлечение для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий "У Мышки - норушки сегодня День рожденья!"
Данное развлечение предназначено для детей среднего дошкольного возраста и направлено на привитие детям навыков здорового образа жизни. Развлечение основано на театрализованной игре, что способствует ...

Развлечение для детей подготовительной группы с использованием здоровье сберегающих технологий "Будь здоров, малыш!"
Образовательная область: "Здоровье", "Безопасность", "Физическая культура", "Познание", "Чтение художественной литературы"....

Физкультурный досуг во второй младшей группе с использованием национально-регионального компонента "В гости к лесным жителям" "Хъады царагойтам уазагуаты"
Физкультурный досуг во младшей группе с использованием национально-регионального компонента.Тема:"В гости к лесным жителям" «Хъады царагойтам уазагуаты».Цель: формиров...

«День птиц». Развлечение для детей подготовительной группы
Цель развлечения: • Воспитывать желание беречь и охранять природу.• Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»• Расширять представления детей о птицах, их важной роли...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе с использованием национально-регионального компонента « В гости к Нарспи»
Конспект занятия по логоритмике в старшей группе с использованием национально-регионального компонента « В гости к Нарспи»...