«СУЛЯКО ЯЛЯ» (День олененка) РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (с использованием национально-регионального компонента)
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Толмачева Светлана Викторовна

Закреплять у детей представление о культуре, быте народов Севера, о природе Северного края, о разнообразии мелодий, танцев, игр.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sulyako_yalya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СУЛЯКО ЯЛЯ»

(День олененка)

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

(с использованием национально-регионального компонента)

                                                                                         

Программное содержание:

      Закреплять у детей представление о культуре, быте народов Севера, о природе Северного края, о разнообразии мелодий, танцев, игр.

      Звучат мелодии народов Севера в зал проходят дети, занимают свои места.  К детям выходит ведущи.

ВЕДУЩИЙ: Ань торова, начики! Это по-ненецки означает «здравствуйте, ребята!»

Ань торова, девочки, Ань торова, мальчики! Ань торова, все-все!

Интересно, а почему я с вами сегодня по-ненецки здороваюсь?

Да потому, ребята, что мы продолжаем знакомиться с культурой народов Севера.

И сегодняшний день, который собрал нас всех вместе, мы назовем «Суляко яля».  

Вы спросите: «Что это значит?» «Суляко» по-ненецки означает «олененок». «Яля» - обозначает «день». А вместе  получилось «день олененка».

     Северный олененок Суляко приготовил для вас свои национальные мелодии, игры, загадки, стихи.

ВЕДУЩИЙ: Есть среди вас ребята, которые свой край любят и знают и сейчас о Севере нам стихи прочитают.

СТИХИ о СЕВЕРЕ.

Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите.

Потому что здесь наш дом – мы на Севере живем.

Солнце встало – глянуть любо! Сразу тундра ожила!

И спешат навстречу ненцам и заботы и дела.

        Пастухи поедут в стадо, ладит снасти зверолов.

         А рыбацкая бригада привезла большой улов.

                 Тишину вокруг нарушив, на соседней буровой

                  Из земной коры наружу взвился факел голубой!

                       Родной Ямал – заветный край России

                       Земля легенд и сказок старины.

                       В твои просторы, зори молодые

                       Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

ВЕДУЩИЙ: Загадаю вам загадки, кто смышленый, погляжу.

                    Кто все сразу отгадает, непременно похвалю.

1. Как называется полуостров, который жалуется, что он маленький?   (ЯМАЛ)

2. Как называется автономный округ, в котором мы живем?  (Ямало-Ненецкий)

2. Как называется главный город Ямало-Ненецкого округа?   (САЛЕХАРД)

3. А как называется город, в котором мы с вами живем?  (Ноябрьск)

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, справились с моим сложным заданием.

                    Ну, что же будем праздник продолжать?

                    Тогда пора гостей встречать!

      Звучит северная музыка. Появляется девочка Хомани.

ХОМАНИ: Ань торова, начики! Здравствуйте, ребята! Ань, торова! Я ненецкая девочка Хомани. Ваше приглашение получила, а что за праздник позабыла?

Дети отвечают.

ХОМАНИ: Тогда мой танец «Суляко», что в переводе означает «оленёнок». будет здесь кстати. Я дарю его всем вам!

ТАНЕЦ «СУЛЯКО».

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Хомани, нам очень понравился твой танец! Правда, ребята?

ХОМАНИ: Но это еще не все. У меня для вас еще подарок – вот такие замечательные украшения.

(Дарит детям повязки на голову, помогает им нарядиться)

ХОМАНИ: А сейчас поиграть вас приглашаю – сенгаккоця вам вручаю.

Сенгаккоця по не-ненецки – это колокольчик. Играть будем?

ИГРА «СЕНГАККОЦЯ».

ХОМАНИ: Я по лесу гуляла, грибы, ягоды собирала, на зиму их запасала.

                  Вот мое лукошко,

                  В нем ягоды немножко.

                  Здесь и клюква, и черника,

                  И ягода брусника.

А вы хорошо знаете нашу северную ягоду? А вот сейчас я проверю, угадаете ли вы ее на вкус?

ИГРА: «УГАДАЙ ЯГОДУ ПО ВКУСУ».

ХОМАНИ: Вот какие вкусные дары нам преподносит Северный край. Ну что, подкрепились немного?

ХОМАНИ: А сейчас зарядка для ума. Отгадайте-ка, ребятки, мои лесные загадки.

- Он зимой под вьюжный вой спит в берлоге снеговой.

  Лохматый, большой, просыпается весной.    (МЕДВЕДЬ)

- А кто в дупле живет в тепле?

   Острозубый, остроглазый,

   По деревьям любит лазать?    (БЕЛКА)

- По полю скачет, ушки прячет.

   Встанет столбом – ушки торчком.   (ЗАЯЦ)

- Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

   Всех курочек пересчитала и с собою унесла.   (ЛИСА)

- Кто зимой холодной ходит злой, голодный?   (ВОЛК)

- Хоть верь, хоть не верь, пробегал по тундре зверь.

   Нес на лбу он неспроста два развесистых куста.    (ОЛЕНЬ)

- Белый,  хрустящий, в тундре растет.

  Олень его любит, мимо не пройдет.    (ЯГЕЛЬ)

- В тундре зимой без нее – ни на шаг.

   С места рванет – только ветер в ушах.   (ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА)

- Что такое, отгадай: не автобус, не трамвай.

  В них оленей запрягут, те по тундре побегут.   (НАРТЫ)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ХОМАНИ: Молодцы, друзья мои! А теперь мое задание усложняется. Вам предстоит к пословице народов Севера подобрать русскую народную пословицу, имеющую такое же значение.

Справитесь с таким серьезным заданием?

- Волка бояться и от белки бежать.  (ненецкая)

  У страха глаза велики. Пуганная ворона и куста боится.

- С медведем дружи, а ружье наготове держи.   (ненецкая)

   Обжёгся на молоке – дуй на воду.

- Холодное лето теплее теплой зимы.  (ненецкая)

    Худой мир лучше доброй ссоры.

-Февраль – месяц лютый: спрашивает как обутый.

  У зимы брюхо велико.     (ненецкая)

  Готовь сани летом, а телегу зимой.

- Умелый охотник зря стрелу не выпустит.  (ненецкая)

  Семь раз отмерь – один раз отрежь. Прежде чем что-то сделать – подумай.

- Чтобы рыбку съесть – надо в воду лезть.  (ненецкая)

  Без труда не вынешь рыбку из пруда.

- Мал гриб, да кланяться заставляет.  (ненецкая)

   Мал золотник, да дорог.

- Коли пастуху дремать, так оленей не видать.  (ненецкая)

  Под лежачий камень вода не течет.

- Худой сетью рыбу не наловишь.  (ненецкая)

   Кто пахал, не ленился – у того хлеб уродился.

- Всякая загадка - для ума зарядка.  (ненецкая)

    Разложи мысли по порядку, чтобы верную найти отгадку.

- Ищешь оленей – не имей лени.  (ненецкая)

   Взялся за гуж – не говори, что недуж.

ХОМАНИ: Молодцы, ребята! Много пословиц и поговорок вы знаете. Но что-то мы  засиделись. Предлагаю вам поиграть в  игру народов Севера.

ВЕДУЩИЙ: Хомани, наши ребята игры народов Севера знают и с удовольствие с тобой поиграют.

ИГРА: «ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА»

ХОМАНИ: Хорошо с вами, друзья мои, но мне пора возвращаться к себе домой, к своей семье.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а что мы сможем подарить на память Хомани?

Дети предлагают свои варианты.

ВЕДУЩАЯ: А давайте нарисуем символ нашего праздника – олененка и подарим его Хомани на память.

ИГРА «НАРИСУЙ ОЛЕНЕНКА».

ХОМАНИ: Спасибо, ребята, за игры и веселье!

                 За это примите мое угощенье –

                 Румяный пирог, ароматный такой,

                 С ягодой вкусной лесной.

(отдает пирог ведущей)

ХОМАНИ: Наступает прощанья пора.

                  Вам скажу «лакомбой», детвора.

                  «Лакомбой» - по-ненецки «прощай»

                  Не скучай, милый друг, не скучай.

                 До свидания! До новых встреч, ребята!  (уходит)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический вечер развлечения для детей подготовительной группы "У матрёшки день рождения"

Сценарий тематического занятия ,с использованием игр и изобразительной деятельности,направленный на развитие интереса к народному,декоративно-прикладному искусству, развитие художественных, творческих...

Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки

Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...

Развлечение для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий "У Мышки - норушки сегодня День рожденья!"

Данное развлечение предназначено для детей среднего дошкольного возраста и направлено на привитие детям навыков здорового образа жизни. Развлечение основано на театрализованной игре, что способствует ...

Развлечение для детей подготовительной группы с использованием здоровье сберегающих технологий "Будь здоров, малыш!"

Образовательная область: "Здоровье", "Безопасность", "Физическая культура", "Познание", "Чтение художественной литературы"....

Физкультурный досуг во второй младшей группе с использованием национально-регионального компонента "В гости к лесным жителям" "Хъады царагойтам уазагуаты"

Физкультурный досуг во младшей группе с использованием национально-регионального компонента.Тема:"В гости к лесным жителям" «Хъады царагойтам уазагуаты».Цель: формиров...

«День птиц». Развлечение для детей подготовительной группы

Цель развлечения: • Воспитывать желание беречь и охранять природу.• Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»• Расширять представления детей о птицах, их важной роли...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе с использованием национально-регионального компонента « В гости к Нарспи»

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе с использованием национально-регионального компонента « В гости к Нарспи»...