Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматёнок»
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Работа по данной Программе будет направлена на организацию потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Принято на педагогическом совете Утверждаю: заведующий
протокол № ____ от ___________ МКДОУ Детский сад «Сказка»
_______________ Л.И. Попова
Приказ №____ от __________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Шахматёнок»
Возраст обучающихся 5-7 лет, срок реализации – 2 года
Автор: | |
Щебуняева Оксана Анатольевна, воспитатель |
2022 г
г. Вихоревка
Оглавление
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Информационные материалы и литература. 3
1.1.2. Актуальность программы. 4
1.1.3. Отличительные особенности. 4
1.1.4. Адресат программы. 5
1.1.5. Срок освоения программы. 6
1.1.6. Виды занятий. 6
1.1.7. Режим занятий. 7
1.2. Цель и задачи программы. 7
1.3. Содержание программы 8
1.3.1. Объём программы. 8
1.3.2. Содержание программы первого года обучения. 9
1.3.3. Содержание программы второго года обучения. 10
1.3.4. Планируемые результаты. 11
2. Комплекс организационно-педагогических условий. 12
2.1. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Шахматёнок». 12
2.1.1 Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей 16
программы «Шахматёнок» 5-6 лет. 16
2.1.2. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей 16
программы «Шахматёнок» 6-7 лет. 16
2.2. Оценочные материалы. 21
2.3. Таблицы показателей достижений детьми 5-6, 6-7 лет. 31
2.4. Дополнительный материал. Дидактические игры и задания, используемые на занятиях.
3. ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 32
3.1. Условия 32
3.2. Используемая литература и оборудование: 33
3.3. Историческая справка . 35
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Информационные материалы и литература.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматёнок» разработана на основе методических пособий: «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны» Сухин И.Г.: учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. 2-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009. - 80с.,
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались нормативные документы:
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года №09-3242);
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматёнок» имеет физкультурно- спортивную направленность и ориентирована на воспитание у детей интереса к игре, учить их быть внимательными, познавать дух соперничества и соревнования.
Программа направлена на познавательное развитие детей.
Программа реализуется в кружке «Шахматёнок».
1.1.2. Актуальность программы.
Работа по данной Программе будет направлена на организацию потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
1.1.3. Отличительные особенности.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих методических пособий: «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны» Сухин И.Г. это то, что программа «Шахматёнок» направлена на развитие личности ребёнка через организацию потребностей в активных формах познавательной деятельности, формирование его творческих способностей, воспитание интереса к игре в шахматы, учить быть внимательным, познавать дух соперничества и соревнования.
Цель методического пособия: «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны» Сухин И.Г. – это способность действовать «в уме». Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве). Развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определѐнной последовательности. Известно, что способность действовать «в уме» необходимо специально развивать, причем её развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей и завершающийся приблизительно в 12 лет. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей. Чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является тем оптимальным средством, которое позволяет развить способность действовать «в уме». Все составляющие курса «Шахматы - школе» и были разработаны для достижения этой глобальной цели.
Целесообразность внедрения данной программы заключается в использовании игры шахматы как эффективного средства умственного, интеллектуального и психического развития ребенка-дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Начальный курс по обучению игре в шахматы доступен дошкольникам, а также стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель программы «Шахматёнок» – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на организацию их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
1.1.4. Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматёнок» адресована детям 5 - 7 лет, поэтому разрабатывалась с учетом характерных особенностей старшего дошкольного возраста.
5 - 7 лет - это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет. В этом возрасте дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку-величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина ширина. Начинает складываться произвольное внимание.
Возрастные особенности детей 6-7 лет. Дети могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Развивается связная речь. Дети могут рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Усложняется конструирование: дети способны выполнять различные по степени сложности конструкции как по условиям, так и по собственному замыслу. Развивается образное мышление, навыки рассуждения и обобщения.
1.1.5. Срок освоения программы.
Программа рассчитана на проведение занятий 36 раз в год (1 раз в неделю),
Занятия | 5 - 6 лет | 6 - 7 лет |
Длительность | 25 мин | 30 мин |
Количество в год | 36 | 36 |
Всего: за 2 года | 72 |
Форма обучения – очная
1.1.6. Виды занятий.
Образовательная деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю фронтально, индивидуально или с подгруппой детей.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Занятия по данной программе, как правило, включают в себя организационную, теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, образцов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятий — материал обычно дается в начале занятия в форме игры-рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся или демонстрации различного рода наглядных материалов.
При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов образовательного процесса;
- принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
1.1.7. Режим занятий.
Программа реализуется в течении двух лет. Образовательная деятельность проводится во второй половине один раз в неделю по 25-30 минут.
- Цель и задачи программы.
Цель программы.
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса к этой игре. Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
1. Образовательная – освоение знаний о шахматной игре, формирование умений и навыков практической игры.
2. Воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
3. Развивающая - расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.;
4. Эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, отдельные ходы и шахматные комбинации доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию.
Задачи образовательной деятельности для детей 5 – 6 лет:
а) образовательные:
⎯ формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы;
⎯ способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, шах, пат, мат т.д.;
⎯ познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
⎯ учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
б) развивающие:
⎯ развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
⎯ способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
⎯ формировать мотивацию к познанию и творчеству;
⎯ создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
в) воспитывающие:
⎯ воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Задачи образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет:
а) образовательные:
⎯ формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы;
⎯ учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
⎯ обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии;
⎯ содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
⎯ учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию;
⎯ закреплять полученные знания.
б) развивающие:
⎯ развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
⎯ развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
⎯ способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
⎯ приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
⎯ создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
в) воспитывающие:
⎯ воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
- Содержание программы
- Объём программы.
Общее количество учебных занятий, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы всего: 72 занятия.
Первый год обучения –36 занятий.
Второй год обучения – 36 занятий.
Тематические планы занятий.
Начинается цикл занятий с самого простого материала с последующим усложнением.
Ритуал приветствия и ритуал прощания – вводятся с первого занятия и остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий, проводятся в начале и в конце каждого занятия.
Дата по плану | Дата по факту | №, тема НОД | Краткое содержание НОД | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
№1 Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. | Рождение, история развития шахмат. Презентация сказки И.Г.Сухин «Удивительные приключения шахматной доски». Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки». | |||
№2 Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. | Продолжить просмотр презентации сказки И.Г.Сухин «Удивительные приключения шахматной доски». Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль». | |||
№3 Линии на шахматной доске. Диагонали. | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране» (с. 132-135). Дидактические задания и игры «Диагональ». | |||
№4 Центр шахматной доски. | Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски. | |||
ОКТЯБРЬ | ||||
№5 Шахматные фигуры. | Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая». Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». | |||
№6 Сравнительная сила фигур. | Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны». | |||
№7 Начальная позиция. | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч». Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». | |||
№8 Ладья. | Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | |||
НОЯБРЬ | ||||
№9 Ладья. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями). | |||
№10 Слон. | Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | |||
№11 Слон. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности». |
1.3.2 Содержание программы первого года обучения для детей 5-6 лет
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Шахматёнок» для детей 5-6 лет.
№12 Ладья против слона. | Термин «стоять под боем». Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
ДЕКАБРЬ | |||
№13 Ферзь. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». | ||
№14 Ферзь. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | ||
№15 Ферзь против ладьи и слона. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
№16 Конь. | Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
ЯНВАРЬ | |||
№17 Конь | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». | ||
№18 Конь против ферзя, ладьи, слона. | Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
№19 Пешка. | Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». | ||
№20 Пешка. | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
№21 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности. | ||
№22 Король. | Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга». | ||
№23 Король против других фигур. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» |
(король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности». | |||
№24 Шах. | Шах - угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». | ||
МАРТ | |||
№25 Шах. | Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха. | ||
№26 Мат. | Мат - цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». | ||
№ 27 Мат. | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | ||
№28 Ничья. Пат. | Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат. | ||
АПРЕЛЬ | |||
№29 Рокировка. | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | ||
№30 Шахматная партия. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». | ||
№31 Шахматная партия. | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | ||
№32 Шахматная партия. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | ||
МАЙ | |||
№33-36 Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. |
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Шахматы» для детей 6-7 лет.
1.3.3. Содержание программы второго года обучения для детей 6-7 лет
План. дата | Факт. дата | №, тема НОД | Краткое содержание НОД |
СЕНТЯБРЬ | |||
№1. Повторение пройденного материала. | Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | ||
№2. Повторение пройденного материала. | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. | ||
№3. Краткая история шахмат. | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов - чемпион мира». Игровая практика. | ||
№4. Выдающиеся шахматисты нашего времени. | Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий. | ||
ОКТЯБРЬ | |||
№5. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской. | ||
№6. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 - на f8». | ||
№7. Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | ||
№8. Шахматная нотация. | Игровая практика (фрагмента шахматной партии). | ||
НОЯБРЬ | |||
№9. Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | ||
№10. Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). |
№11. Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии). | ||
№12. Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии). | ||
ДЕКАБРЬ | |||
№13. Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии). | ||
№14. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. | ||
№15. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня). Игровая практика. | ||
№16. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона). Игровая практика. | ||
ЯНВАРЬ | |||
№17. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи). Игровая практика. | ||
№18. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика. | ||
№19. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Защита. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака). Игровая практика. | ||
№20. Способы защиты. Игровая практика. | Решение заданий. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из -под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака). Практическая игра. | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
№21. Техника матования одинокого короля. | Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||
№22. Техника матования одинокого короля. | Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||
№23. Техника матования одинокого короля. | Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||
№24. Техника матования одинокого короля. | Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
МАРТ | |||
№25. Техника матования одинокого короля. | Решение заданий. | ||
№26. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
№27. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
№28. Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
АПРЕЛЬ | |||
№29. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
№30. Достижение мата без жертвы материала. | Решение заданий на мат в два хода. Защита от мата Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
№31. Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. | ||
№32-33. Повторение материала. | Игра в турнире. Турнирные партии. | ||
МАЙ | |||
№34-36. Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. |
1.3.4. Планируемые результаты.
Результаты образовательной деятельности:
⎯ рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
⎯ приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
⎯ освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Шахматная игра расширяет кругозор детей, увеличивает их словарный запас. Дошкольники на лету схватывают сложные термины, усваивают и применяют условные обозначения фигур и полей, расставляют шахматы под диктовку; учатся продумывать ходы на несколько шагов вперед, предвидеть и предотвращать опасность, защищать свои фигуры. Все ребята хорошо знают и применяют множество шахматных терминов, решают простые шахматные задачи.
В результате прохождения программы воспитанник должен уметь:
Первый год обучения: для детей 5 – 6 лет.
Воспитанник:
⎯ имеет представление о шахматной доске;
⎯ правильно размещает доску между партнерами;
⎯ ориентируется на шахматной доске;
⎯ различает и называет шахматные фигуры;
⎯ правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией;
⎯ умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
⎯ имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;
⎯ умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали.
Второй год обучения: для детей 6 – 7 лет.
Воспитанник:
⎯ знает правила хода, взятие каждой фигуры;
⎯ владеет основными шахматными терминами;
⎯ умеет делать рокировку;
⎯ умеет объявлять шах;
⎯ умеет ставить мат;
⎯ определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
⎯ владеет основными тактическими приемами;
⎯ умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
⎯ проводит элементарные шахматные комбинации;
⎯ решает простейшие шахматные задачи в 1 – 2 хода;
⎯ разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
- Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Шахматёнок».
Учебный план охватывает 6 блоков: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур, тактические приемы. Каждый блок рассчитан на определенное количество занятий и часов. В каждом занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
2.1.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы Шахматенок детей 5-6 лет.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | ||
I. | Краткая история шахмат. | 1ч. | 25 минут на каждом занятии | 1 ч. |
II. | Шахматные фигуры и доска. | 3 ч. | 3 ч. | |
III. | Начальная расстановка фигур. | 1 ч. | 1 ч. | |
IV. | Ходы и взятие фигур. | 17 ч. | 17 ч. | |
V. | Цель шахматной партии. | 6 ч. | 6 ч. | |
VI. | Игра всеми фигурами из начального положения. | 3 ч. | 3 ч. | |
VII. | Обобщение. | - |
| 5 ч. |
2.1.2. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы Шахматенок детей 6-7 лет.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | ||
I. | Повторение пройденного материала. | 5 ч | 30 минут на каждом занятии | 5 ч |
II. | Ценность шахматных фигур. | 7 ч. | 7 ч. | |
III. | Шахматная нотация. | 7 ч. | 7 ч. | |
IV. | Техника матования одинокого короля. | 6 ч. | 6 ч. | |
V. | Достижение без жертвы материала. | 6 ч. | 6 ч. | |
VI. | Обобщение. | - | 5 ч. | 5 ч. |
2.2. Оценочные материалы.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого учащегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке; текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и учащиеся даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу; по окончании курса, в форме тестирования, выполняются тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.
Формы организации образовательного процесса по разделу «Шахматёнок».
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают:
- Игровой, наглядный и репродуктивный методы.
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Формы подведения итогов: участие учащихся в соревнованиях и турнирах различного уровня. В ходе освоения программы учащийся получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.
2.3. Таблицы показателей достижений детьми 5-6, 6-7 лет.
% | |||||||||||
Ф.И. ребенка | |||||||||||
Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья | Знает | ||||||||||
Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, кополь | |||||||||||
Правила хода, взятие каждой фигуры | Умеет | ||||||||||
Ориентироваться на шахматной доске | |||||||||||
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил | |||||||||||
Правильно располагать шахматную доску между паптнёпами | |||||||||||
Правильно располагать фигуры перед игрой | |||||||||||
Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали | |||||||||||
Решать простые шахматные задачи | |||||||||||
ИТОГО |
ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИИ детей 5-6 лет.
Группа Дата проведения диагностики:
ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИИ детей 6-7 лет.
Проводил: воспитатель / / воспитатель /
Ф.И.О. роспись Ф.И.О. роспись
Вывод:
Требования к уровню подготовки детей 5-6 лет.
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 1 раз в год в форме наблюдения, беседы, игры.
Ребенок умеет:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Критерии педагогической диагностики
2 БАЛЛА - ребенок знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие; самостоятельно использует название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры; самостоятельно ориентируется на шахматной доске; правильно располагает шахматную доску между партнёрами и фигуры перед игрой; умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; самостоятельно решает простые шахматные задачи.
1 БАЛЛ - ребенок знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие; использует название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры; ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил (с помощью взрослого); правильно располагает шахматную доску между партнёрами и фигуры перед игрой; перемещает фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали.
0 БАЛЛОВ - ребенок не знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие; не использует название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры; не ориентируется на шахматной доске; не может играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, нарушает шахматные правила; затрудняется в перемещении фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали.
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур, действий с шахматными фигурами и пешкой.
Задание № 1.
Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2.
Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3.
Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску
для кукол.
Задание № 4. Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 5.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 3:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Требования к уровню подготовки детей в подготовительной к школе группе
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 1 раз в год в форме наблюдения, беседы, игры.
Требования к уровню подготовки детей 6-7 лет.
К концу второго года обучения дети знают:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
Умеют:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Критерии педагогической диагностики
2 БАЛЛА - проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
- Знает шахматные правила FIDE;
- Знает обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- Знает ценность шахматных фигур.
- Умеет правильно вести себя за доской;
- Умеет записывать шахматную партию;
- Умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
1 БАЛЛ - характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
Знает шахматные правила FIDE;
- Знает обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- Знает ценность шахматных фигур.
- Умеет правильно вести себя за доской У Умеет записывать шахматную партию;
- Умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей.
0 БАЛЛОВ - данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
- Не знает шахматные правила FIDE;
- Не знает обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- Не знает ценность шахматных фигур.
- Не умеет правильно вести себя за доской;
- Не умеет записывать шахматную партию;
- Не умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы
детьми 6-7 лет.
Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение ставить шах, мат.
Задание № 1.
Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в
древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Задание № 2.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3.
Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю
объявлен «шах».
Задание № 4.
Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии
королю объявлен «мат».
Задание № 5.
Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы
перекрыть ход черной пешке?
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю?
Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть
на ладью?
Инструкция 4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать
тупик коню?
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем,
ферзем, пешкой).
Задание № 7.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.
2.4. Дополнительный материал.
Дидактические игры и задания, используемые на занятиях.
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.
«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.
«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).
«Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
«Угадайка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»
«Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
«Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.
«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.
«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего? " Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми) .
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля".Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
- ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
3.1. Условия
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматёнок», представляет собой программу, направленную на занятость ребенка после основной образовательной деятельности. Включает в себя изучение и правильное использование: шахматной доски, шахматные фигуры, начальную расстановку фигур, ходы и взятие фигур, тактические приемы.
Для осуществления программы используется следующее:
Групповая ячейка «Пчелки» площадь 71 кв.м.
Режим работы 16.10-18-00 ч. пятница
Продолжительность - 25 - 30мин.
Количество обучающихся в группе 10 - 25 - человек.
Возраст детей от 5 до 7 лет.
Вспомогательные помещения:
Санузел для детей – туалет – 5,4кв.м., унитазы – 3 шт., 3 раковины с подводкой холодной и горячей воды.
Внутренняя отделка помещений:
В групповой ячейке - стены окрашены акриловой влагостойкой краской светлых тонов, потолки покрыты влагостойкой акриловой краской, полы покрыты линолеумом. Санузел отделан плиткой, покрашен акриловой влагостойкой краской, полы покрыты плиткой.
Естественное, искусственное освещение: основные помещения обеспеченны естественным освещением, в качестве солнцезащитных средств используется жалюзи. Искусственное освещение выполнено светильниками со светодиодными лампами, люминесцентными светильниками.
Возможность соблюдения поточности (имеется, отсутствует): не требуется.
Производственное, технологическое иное имущество (перечислить), его достаточность и инженерно-техническое состояние: для дополнительных общеразвивающих программ имеется следующее оборудование:
Групповая ячейка - оснащена 8-мью шестиместными столами, стульями, столом и стулом для педагога, 2 шкафами для оборудования, материала и учебной литературы, наглядных пособий.
Доска маркерная. ТСО- телевизор, ноутбук.
3.2. Используемая литература и оборудование.
Для педагогов:
1.И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.
2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991г. 158 стр.
4. И. Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
9. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Для воспитанников:
Оборудование для занятий:
- Настольные шахматы разных видов.
- Шахматные доски.
- Шахматные фигуры.
- Дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- Демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;
- Шахматные столы;
- Обучающие видеоуроки по шахматам;
- Родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».
- Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, проектор, акустическая система, принтер.
- Шахматные часы.
3.3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
СТЕЙНИЦ (Steinitz) Вильгельм
(18.5.1836, Прага, - 12.8.1900, Нью-Йорк),
1-й чемпион мира по шахматам (1886-1894; фактически с 1866, после выигрыша матча у А. Андерсена). Основные положения учений Стейница, выдержали проверку временем; дополненное новыми идеями, оно продолжает оставаться фундаментом шахматной стратегии
ЛАСКЕР (Lasker) Эмануил
(24.12.1868, Берлинхен, - 11.1.1941,Нью-Йорк), немецкий шахматист, шахматный теоретик, литератор. 2-й в истории шахмат чемпион мира (1894-1921), победитель и призер мн. междунар. турниров. Редактор-издатель журнала "Ласкер чесс мэгэзин" (1904-09). Автор учебника шахматной игры. Доктор философии и математики (1902).
КАПАБЛАНКА Хосе Рауль
(19.11.1888, Гавана, - 8.3.1942, Нью-Йорк), кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат. 3-й чемпион мира (1921-27), победитель множества международных турниров.
Александр Алехин
родился 31.10.1892 в Москве, умер 24.3.1946 в Эшторил, Португалия, похоронен в Париже. Русский шахматист; 4-й в истории Шахмат чемпион мира (1927-1935, 1937-1946), шахматный теоретик и литератор, доктор права.
КАРПОВ Анатолий Евгеньевич
(р. 23.5.1951, Златоуст), российский шахматист, 12-й в истории шахмат чемпион мира(1975-85), чемпион мира среди юношей (1969), международный гроссмейстер (1970), заслуженный мастер спорта СССР (1974); чемпион мира и Европы по "быстрым" Шахматам (1988), чемпион СССР (1976, 1983, 1988). Обладатель приза "Шахматный Оскар" (1973-77, 1979-81, 1984, 1994). Главный редактор журнала "64-Шахматное обозрением (с 1980). Президент международной ассоциации фондов мира. Экономист.
КАСПАРОВ Гарри Кимович
(р. 13.4.1963, Баку), российский шахматист, 13-й в истории шахмат чемпион мира (1985-2000), чемпион мира среди юношей (1980), международный гроссмейстер (1980), заслуженный мастер спорта СССР (1985), чемпион СССР (1981, 1988). Обладатель приза "Шахматный Оскар" (1982, 1983, 1985-88, 1995, 1996, 1999). Президент Ассоциации гроссмейстеров (с 1986).
КРАМНИК Владимир Борисович
(р. 25.06.1975,Туапсе), российский шахматист, 14-й в истории шахмат чемпион мира (с 2000), международный гроссмейстер (1991). Чемпион мира среди юношей до 16 и 18 лет. В составе сборной России победитель Всемирных шахматных Олимпиад (1992, 1994, 1996). Участник претендентских соревнований на мировое первенство (с 1993). Победитель ряда крупных международных турниров и матчей. Обладатель шахматного Оскара за 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....