Детское экспериментирование как форма организации познавательной деятельности дошкольников.
статья (старшая группа)

Краткое выступление на семинаре по теме "Детское экспериментирование как организация познавательной деятельности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл de.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития детейоказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности, способствует формированию трудовых навыков.

Современные условия жизни общества предъявляют определенные требования к развитию личности, способной к самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. 

«Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».

Актуальность данного вопроса подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом, который определяет направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости.

В связи с этим в системе дополнительного образования дошкольников формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы с дошкольниками.

В начале работы по данному направлению были проанализированы данные педагогических наблюдений, которые показывают, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений. В связи с этим разработан план мероприятий, созданы условия для детского экспериментирования: пополнена методическая копилка различными коллекциями, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.

Основная цель работы: создание условий для развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

 Для достижения этой цели определены следующие задачи:

1.     Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Создать условия, благоприятные для познавательной активности.

3. Способствовать накоплению и обогащению опыта, развитию познавательных качеств, в совместной организованной деятельности.

Согласно плану разработан цикл непрерывной образовательной деятельности, картотеки опытов, игр по экспериментированию.

Во время непрерывной образовательной деятельности проводятся разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Это побуждает воспитанников к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Для воспитанников младшего возраста используются элементарные опыты, которые не требуют какого-либо специального оборудования, но позволяют знакомить со свойствами неживой природы. Они с удовольствием определяют свойства бумаги, переливают воду из одной посуды в другую, определяют какие предметы тонут в воде, пускают мыльные пузыри. Все это вызывает у них удивление, и даже восторг от своих маленьких и больших открытий.

Воспитанники старшего дошкольного возраста, участвуя в опытно-экспериментальной деятельности, пытаются предугадать результат, сделать заранее вывод, выдвинуть гипотезы.  С огромным удовольствием дети выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и другие. Используя проблемно-поисковый метод, педагог создает проблемную ситуацию, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опытно-экспериментальную деятельность и сделать выводы.

         Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Педагог просит помочь Буратино. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку. В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).

Эксперименты используются и при изучении математики. Так, например, обучающиеся объединения «Развивай-КА» в ходе опытов сравнивают вес разных предметов, определяют длину предметов с помощью различных мерок, а также делают выводы, что объем может быть одинаковым в неодинаковых сосудах.

Опытно-экспериментальная деятельность находит широкое применение во время прогулок.  Любое время года благоприятно для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком.   У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У них появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, а это влияет на их самооценку.

Всем известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Данные педагогических наблюдений доказывают положительное влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что детское экспериментирование как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. С ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы. А самое главное, детям нравится самостоятельно экспериментировать, проводить опыты, изучать новое и неизведанное!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.

Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к ко...

Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников

сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...

Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...

Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...

презентация "Экспериментирование как форма организации познавательной деятельности"

Данный материал разьясняет задачи иссследовательской деятельности старших дошкольников,  а так же  демонстрирует примеры использования методики ТРИЗ в экспериментальной деятельности....

Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

        Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый  деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного...

Детское экспериментирование как форма организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников

Опыт работы детского сада по организации детского экспериментирования...