Проект по адаптации детей в бассейне для средних групп на тему «Играя, мы учимся плавать!»
проект по физкультуре (средняя группа)

Плавание влияет на организм ребенка благотворно и разнообразно. При занятии плаванием развиваются такие качества как: сила, ловкость, выносливость, смелость. Особенность плавания от физической культуры состоит в том, что тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, так как вода успокаивает и приносит ребенку радость - улучшается его эмоциональная среда, брызги и волны оказывают своеобразный массаж для тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya_v_basseyne.docx467.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №86

Красносельского района Санкт–Петербурга

Проект по адаптации детей в бассейне

для средних групп на тему

«Играя, мы учимся плавать!»

                                                                                        

                                                                     

Подготовила и провела:

Инструктор по физической культуре                                                                                      

Михальченко С.А.

Санкт-Петербург

2024 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: адаптационно - оздоровительный

Продолжительность: краткосрочный (04.11.24 – 16.11.24)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

Плаваниt влияет на организм ребенка благотворно и разнообразно. При занятии плаванием развиваются такие качества как: сила, ловкость, выносливость, смелость. Особенность плавания от физической культуры состоит в том, что тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, так как вода успокаивает и приносит ребенку радость - улучшается его эмоциональная среда, брызги и волны оказывают своеобразный массаж для тела.

 Пребывание в воде и на воде, постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания. Обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует укреплению мускулатуры ребенка, благотворно сказывается на его дыхательной системе.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста даст ребенку один из очень ценных навыков, который не раз ему пригодятся в жизни. Плавание – это полезные физические нагрузки, полезные для растущего организма.

        

Цель проекта: способствовать адаптации детей к занятиям в бассейне с помощью игровой формы и  сохранением положительного эмоционального настроя.

Задачи проекта: 

Научить детей не бояться входить в воду, научить плескаться в ней.

Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами.

Воспитывать интерес к занятиям по плаванию.

Расширять знания о способах  закаливания организма.

Основные формы реализации проекта:

Игры и эстафеты

Беседы

Непосредственно - образовательная деятельность

Дыхательная гимнастика - совместно с воспитателем

Работа с родителями.

Предполагаемый результат: 

Для детей:

1. Адаптировать детей к занятиям в бассейне.

2.  Повысить положительно - эмоциональный настрой;

3. Сформировать представления о способах закаливания организма, стилях плавания.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;

2. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

Внедрение здоровьесберегающих технологий (сохранение положительного эмоционального настроя), игровых форм и методов в работу с дошкольниками;

Личностный и профессиональный рост.

Содержание проекта

Задачи/ Содержание деятельности

Деятельность с детьми

Деятельность с родителями

Материалы и средства реализации

Сроки и ответственный

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Составление плана работы.

Определение уровня знаний детей о воде.

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта в консультативных беседах.

Подбор наглядно – дидактического материала на тему проекта, художественной литературы, подготовка мультфильмов, физкультминуток, подвижных игр, разработка содержания НОД.

Основной этап – Реализация проекта

Первая неделя

Оформление консультации, картотеки, конспекта НОД

Закрепить знания   о характерных особенностях воды

Познакомить детей со свойствами воды.

Приучать детей смело входить в воду (и выходить из воды) с помощью преподавателя, воспитывать безбоязненное отношение к воде, к попаданию воды на лицо (адаптировать к водному пространству).

Воспитывать интерес к водной среде.

Беседа о технике безопасности в бассейне

Беседа о том, как закаляем организм с помощью посещения бассейна

 НОД

- прием гигиенического душа

- разминка

- передвижение по бассейну в разных направлениях

- игровые упражнения «Фонтанчики», «Кто выше?», «Лодочки» «Карусель»

- выход из воды

- прием душа

- переодевание в теплую сухую одежду

Подвижные игры «Догони меня» «Солнышко и дождик» Свободное плавание, игры с игрушкам

Консультация для родителей – «Что могут сделать родители для детей, перед посещением бассейна»

 Методическая литература

Нарукавники

Надувные круги

Тонущие палочки

04.11 – 08.11.2024

Вторая неделя

ср

Развивать познавательную активность

Упражнять в   передвижении   шагом   в разных направлениях.

Учить не бояться воду. Выполнение дуем и лунка.

 

Воспитывать интерес к занятиям по плаванию.

 Беседа «Стили плавания»

 НОД

- прием гигиенического душа

- разминка

- передвижение по бассейну , выполнение игровых упражнений «Подуем на воду» «Звезда»«Раки»

- игра «Карусель», «Сердитая рыбка»,

- выход из воды

- прием душа

- переодевание в теплую сухую одежду

Памятки для родителей на тему «Влияние бассейна на закаливание организма»

Методическая литература

Нарукавники

Картинки с изображением стилей плавания

11.11-15.11.2024

III этап. Заключительный.

1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

2. Оформление проекта и фотоотчет.

Вывод:

  • Данный проект способствовал освоению детьми гигиенических навыков, адаптации детей к занятиям в бассейне.  Проделанная работа у детей сформировала понятие, что вода закаляет организм, она имеет свойство держать нас на плаву с помощью предметов,  что с помощью задержки дыхание можно погружаться под воду на некоторое время и что с помощью игры можно научиться плавать и передвигаться по бассейну.
  •  Дети стали  безбоязненно заходить в воду и выполнять упражнения, у них появилось желание заниматься плаванием, выполнять более сложные задания. Также дети получили знания о стилях плавания, о правильном поведении в бассейне и каким способом мы закаливаем организм.

Методическая литература:

  1. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М., Просвещение, 1985

  1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М., Просвещение, 1991.

  1. Канидова В.И. Занятия по плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения. М., изд-во АРКТИ, 2012.

        Приложение

Консультация для родителей

«Что могут сделать родители для детей,

перед первым посещением бассейна»

Как помочь ребенку преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. Предлагаемые нами простые упражнения в обычной домашней ванне подскажут вам  ответы на них.

Посадите ребенка в ванну, попросите задержать дыхание, опустить лицо в воду. Проверьте: глаза остались открыты или закрыты? Ребёнок должен в воде научиться контролировать своё поведение: установка «закрыты или открыты» глаза этому способствует.

Примеры заданий ребенку:

* Посмотри, как выглядят в воде игрушки (игрушки  разбросаны на дне).

* Сосчитай, сколько игрушек на дне.

* Посмотри, какого цвета в воде игрушки.

* Выбери самую твою любимую игрушку.        

Вы уже догадались, что эти задания направлены на закрепление навыка погружения лица в воду и открывание глаз.

Если ребёнок не может выполнить первого задания, «отступите» чуть-чуть «назад»:

* Намочите губку или полотенце и, прикладывая к лицу, медленно выжимайте воду.

* Следующее, чуть более трудное задание: аккуратно зачерпните в свою ладонь горсть воды и спокойно полейте с ладони воду на лицо ребёнка.

* Не спеша, поливайте воду из кувшина на лицо, шею, на голову ребёнка. Ребёнок не должен стряхивать воду резкими движениями головы, закрываться руками, т.д.

Учимся дышать в воде и на суше.

Древние греки называли человека, который не умеет читать, считать и плавать, неграмотным. Если два первых навыка уже освоены, а плавать ребёнок ещё не научился, то сейчас – самое подходящее время. Начать обучение плаванию Вам помогут простейшие упражнения на дыхание, ведь существует присказка: «Плавать умеет тот, кто владеет дыханием».

Задержка дыхания. Попросите малыша на счёт «Раз», «Два», «Три» задержать дыхание после обычного вдоха. Громко считайте вслух.

                 Picture backgroundPicture background

Picture background

Картотека игр

Волны на море

Задача: познакомить с сопротивлением воды.

Описание: занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отдельны вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки над самой поверхностью воды в противоположную сторону - образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону. Правила: нельзя отпускать руки глубоко в воду.

Методические указания. Для одновременности выполнения упражнения дети слух приговаривают «Ух-ух, у-у»

Гуси

Задача: учить детей легко передвигаться в воде.

Описание: играющие («гуси») выстраиваются около бортика. Водящий («волк») находится около противоположного бортика в обруче. По сигналу дети, изображая гусей, начинают движение к противоположному бортику. Инструктор: Гуси, гуси.

Дети: Га-га-га.

Инструктор: Есть хотите?

Дети: Да-да-да.

Инструктор: Ну тогда летите, крылья берегите!

Дети: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит, съесть нас хочет!

После последних слов «волк» вылезает из обруча и начинает ловить «гусей». Дети убегают (плывут) к бортику и спешат взяться руками за поручень. Методические указания: Пойманным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Следить за тем, чтобы дети не толкались.

Морской бой

Задача: научить не бояться водяных брызг.

Описание: играющие разбиваются на две команды, которые выстраиваются в воде лицом друг к другу, на расстоянии одного шага. По сигналу взрослого команды наступают друг на друга, стараясь брызгами в лицо оттеснить «противника» на берег или до заранее установленного места. Игрок, повернувшийся спиной, считается выбывшим из строя и получает штрафное очко. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не оттеснит другую к берегу в течение 2-3 минут. Выигрывает та команда, у которой меньше штрафных очков.

Фонтанчики

Задача: научить работе прямых ног и не бояться брызг.

Описание: дети садятся на дно бассейна спиной к бортику, по команде инструктора выполняют движение прямыми ногами вверх в низ. Инструктор дает команды – «маленький фонтанчик», «Большой фонтан», где дети меняют интенсивность выполнения задания.

Щука-утка

Задача: учить детей безбоязненно прыгать в воде, погружаться с головой.

Описание: Дети встают в круг, когда инструктор произносит «Щука», дети прыгают вверх, «Утка» - дети приседают.

Методические указания: при присяде, стараться полностью погрузится под воду.

Дождик

Задача: преодоление водобоязни.

Описание: дети, стоя в кругу, подбрасывают воду ладошками вверх и говорят:

Дождик, дождик,

Дождик, лей!

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше (больше) вырастем.

Методические указания: следить за тем, чтобы дети не отворачивались от брызг.

Карусели (вариант 1).

Задача: приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды.

Описание: дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение по кругу, постепенно ускоряясь. Вместе с преподавателем дети произносят:

Еле-еле, еле-еле

Закружили карусели, а потом, потом,

потом - Все бегом, бегом, бегом!

Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра». Дети останавливаются.

Правила: выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.

Карусели (вариант 2).

Задача: способствовать освоению с водой.

Описание: взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу они начинают движение по кругу, постепенно ускоряясь. Во время движения по кругу играющие хором произносят:

Еле-еле, еле-еле

Закружили карусели, а потом, потом,

 потом - Все бегом, бегом, бегом!

После чего дети передвигаются по кругу (1-2 круга).

Затем преподаватель произносит: Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Дети постепенно замедляют движение и со словами «Вот и кончилась игра. Остановка - раз и два» останавливаются.

Игра повторяется с движением в противоположную сторону.

Правила: нельзя отпускать руки, падать в воду.

Сердитая  рыбка

Задача: приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения.

Описание: преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит:

Сердитая рыбка тихо лежит,

Сердитая рыбка, наверное, спит.

Подойдем мы к ней, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.

 Правила: выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга.

Методические указания. Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей.

Море  волнуется

Задача: освоение с водой.

Описание: занимающиеся становятся в шеренгу по одному лицом к берегу и берутся

руками за плот, шест или другой предмет - это «лодки у причала». По команде «Море волнуется!» они расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения руками, помогающие передвижению в воде, - «ветер разогнал лодки в разные стороны». По команде ведущего «На море тихо» играющие останавливаются и затем устремляются на ис-ходные позиции. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три - вот на место встали мы», после чего все «лодки» должны собраться у «причала». Тот, кто опоздал занять свое место, лишается права продолжать игру или получает штрафное очко.

Методические указания:

   Пространство, на которое «расплываются лодки», должно быть ограничено. Между первой (предварительной) и второй (исполнительной) командами ведущего необходимо выдерживать небольшую паузу, чтобы играющие могли остановиться, сменить направление движения и устремиться к исходной позиции. Если нет подходящего предмета для обозначения «причала», это место условно оговаривается заранее.

Белые  медведи

Задача: учить детей легко передвигаться в воде.

Описание: дети («тюлени») плавают в бассейне. По сигналу «белые медведи» (двое ребят), взявшись за руки, начинают ловить «тюленей». Настигнув зазевавшегося «тюленя», «белые медведи» ловят его, соединив свободные руки. Пойманного «тюленя» отводят на льдину и продолжают ловить остальных. Методические указания: Водящим игрокам нельзя расцеплять руки.

Полоскание  белья

Задача: воспитание чувства опоры о воду ладонью во время гребка руками. Описание игры: играющие становятся лицом к ведущему, наклонившись вперед (ноги на ширине плеч, прямые руки опущены). По команде ведущего они выполняют одновременные и поочередные движения обеими руками в разных направлениях: вправо-влево, вперед-назад, вниз-вверх, как бы полоская белье.

Методические указания: руководитель игры обязательно дает играющим задание: каждый вид движений выполнять сначала расслабленными, затем напряженными руками. Это позволяет им почувствовать, что опираться о воду и отталкиваться от нее можно только ладонью напряженной руки.

Волны на море

Задача: освоение с водой.

Описание: участники игры выстраиваются в шеренгу: ноги на ширине плеч, руки опущены в воду, пальцы сцеплены. По команде ведущего они выполняют движения обеими руками вправо-влево. Руки нужно держать под самой поверхностью воды, чтобы «волны» были больше; движения выполняются напряженными руками.

Переправа

Задача: воспитание чувства опоры о воду ладонью и предплечьем.

Описание: играющие располагаются в произвольном порядке (например, в шеренге или колонне) и по сигналу ведущего передвигаются по бассейну (от одной условной границы до другой), помогая себе гребками рук. Сначала «переправляться» нужно медленно, не вызывая излишнего шума гребками - «чтобы противник не услышал».

Методические указания: гребки выполняются сбоку от туловища согнутыми в локтевых суставах руками - одновременно или поочередно.

По мере освоения упражнения игра проводится в виде соревнования: «Кто быстрее переправится?». В этом случае играющие бегут в воде на заданное расстояние, помогая себе гребками рук.

Лодочки

Задачи: ознакомление с сопротивлением воды; воспитание умения самостоятельно передвигаться в различных направлениях.

Описание: играющие стоят в шеренге лицом к берегу - это «лодочки у причала». По первому условному сигналу ведущего «лодочки» расплываются в разных направлениях - их «разогнал ветер». По второму сигналу: «Раз, два, три - вот на место встали мы» - играющие спешат занять места у «причала».

Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий проведения игры «лодочки» могут «расплываться» в быстром и медленном темпе. Играющие могут также передвигаться вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми поочередно или одновременно.

Поймай воду

Задача: выработка умения держать пальцы плотно сжатыми во время контакта рук с водой, что необходимо для эффективного гребка рукой.

Описание: играющие становятся в шеренгу или в круг. По сигналу ведущего «Поймай воду!» они опускают руки в воду, соединяют кисти и, зачерпнув воду, поднимают пригоршни над поверхностью. Ведущий смотрит, кто больше набрал воды, у кого она вытекает из рук и т.д.

Методические указания: во время игры обязательно напоминать занимающимся,

Невод

Задачи: освоение с водой; воспитание умения взаимодействовать в коллективе. Описание: играющие располагаются в произвольном порядке это «рыбы». По сигналу ведущего все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются. Держась за руки, водящие стараются поймать кого-либо из «рыб» в «сеть». Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на поверхность воды. Пойманный присоединяется к водящим, увеличивая длину «сети». Игра заканчивается, когда все «рыбы» будут пойманы.

Методические указания:

«Сеть» не должна «порваться», поэтому водящие должны крепко держаться за руки.

«Рыбам» запрещается разрывать «сеть» силой, выбегать на берег или за пределы места, отведенного для игры.

«Рыба» считается пойманной, если она попала в «сеть», т.е. в круг, образованный руками водящих.

Победителями считаются те, кто к концу игры не попал в «сеть».

Караси и карпы

Задача: освоение с водой; воспитание умения смело передвигаться в воде, не бояться брызг.

Описание: играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, спиной друг к другу (на расстоянии 1 м) и боком к ведущему. Игроки одной шеренги - «караси», игроки другой - «карпы». Как только ведущий произнесет: «Караси!», команда «карасей» стремится как можно быстрее достичь условной зоны. «Кар-пы», повернувшись, бегут за «карасями», стараясь догнать их и дотронуться до них рукой. Пойманные «караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра возобновляется. Ведущий произвольно называет команды - «Караси!» или «Карпы!», после чего игроки названной команды убегают на свою территорию. Подсчет пойманных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры. Выигрывает команда, у которой было поймано меньшее количество игроков.

НОД

Занятие №1

Задачи

Структура

Деятельность

Методические указания

1.Повторение правил поведения в бассейне, личной гигиены.

2. Приучать детей входить в воду, самостоятельно окунаться, не бояться брызг, не вытирать лицо руками

Подготов часть

На суше Разминка комплекс 1 Вторая волна

А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова Первая волна

Основная часть

В воде

1. « Паровозик»: ходьба с ритмичной работой согнутых рук (локти должны быть в воде)

2. «Самолет»: бег, руки отведены в стороны, скользят по воде.

3. «Кораблик»: ходьба со сцепленными за спиной руками

4. «Пружинки»: прыжки, руки на поясе, с приседанием до уровня подбородка

5. «Лодка у причала»: лежать на воде, держась за опору.

6. «Мотор»: опираясь на прямые руки, ритмично работать ногами, как при плавании способом кроль .

8. Плавание при помощи движения ног способом кроль на груди, спине с надувным кругом..

Спину держать ровно, сочетать вдох и выдох при движении.

Использовать доску, поручень, сочетать вдох и выдох.

Ноги прямые, носки оттянуты.

Действовать по сигналу.

Заключитчасть

 Подвижная игра «Догони меня» «Солнышко и дождик» Свободное плавание, игры с игрушкам

Занятие №2

        

Задачи

Структура

Деятельность

Методические указания

Продолжать приучать детей самостоятельно входить в воду, упражнять в выполнении разных движений в воде, активно передвигаться, подпрыгивать, окунаться в воду до подбородка

Подготов часть

 Разминка. Комплекс 1. Вторая волна

Дыхательная гимнастика

А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова Первая волна

Основная часть

1. «Моряки плывут»: ходьба в наклоне вперед, с выполнением гребковых движений руками.

2. Бег гигантскими ногами.

3. Прыжки лицом, спиной вперед.

4. Ходьба  с вращением вокруг своей оси, руки скользят по воде.

5. «Страус»: ходьба с опущенным в воду лицом, руки сцеплены сзади в виде «хвоста».

6. «У кого больше пузырей?»: выдохи в воду через нос и рот.

7. «Аквалангисты»: погружаться в воду на задержке дыхания на 4-8 секунд, стоя около бортика.

8. «Дельфинчики»

Тем кто боится предложить нарукавники.

Заключительная часть

1.Подвижная игра «Рыбак и рыбки» «Гуси»

2 «Спой песенку рыбкам»: выдохи в воду

Сначала опускать удочку на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "МДОУ Д/с №10 г.Калининска Саратовской обл."Средняя группа№1 Тема:"Играем с Несмеяной".

Развлечение для детей и родителей. Цель: Создать радостное настроение, желание дружно играть, воспринимать шутки, танцевать....

Проект:ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ "ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ"

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка, практические советы по развитию мелкое моторики....

Проект по адаптации детей к детскому саду в группе раннего возраста «Здравствуй детский сад.»

Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.Творческое название: «Здравствуй детский сад»Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.Автор проекта: ...

Родительское собрание в средней группе на тему: "Игра в жизни детей дошкольного возраста"

Родительское собрание в средней группе ДОУ на тему: "Игра в жизни детей дошкольного возраста"...

Проект по адаптации детей к бассейну

Проет на 3 недели, по адаптации детей к бассейну при помощи игр и положительного эмоционального настроя....

Родительское собрание в средней группе на тему: «Играют дети- играем вместе»

Родительское собраниев средней группе на тему:  «Играют дети- играем вместе»Цель: помочь родителям применять данные рекомендации в работе с детьми по математике в домашних у...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (СРЕДНЯЯ ГРУППА 4 – 5 ЛЕТ)

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (СРЕДНЯЯ ГРУППА 4 – 5 ЛЕТ)Для ребенка, пришедшего в детский сад впервые, это пространство, несомненно, является новым, еще неизвестным, с новым окружение...