Проект «Развитие двигательной активности дошкольников посредством Сибирского борда»
проект по физкультуре
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Новой формой совместной деятельности педагога с детьми по физической культуре является тренажёр Сибирский борд. Упражнения на Сибиборде рассчитаны на вовлечение в работу всех систем организма, включая психологическую систему. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно - двигательного аппарата и является лучшим методом развития выносливости, активности, координации движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
комбинированного вида п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области
Проект
«Развитие двигательной активности дошкольников
посредством Сибирского борда»
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023г – май 2024г.
Тип проекта: коррекционно-оздоровительный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.
Актуальность темы
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Новой формой совместной деятельности педагога с детьми по физической культуре является Сибирский борд. Занятия на доске (тренажере) помогает решать задачи: гиперактивность, медлительность, нежелание учиться, формирование когнитивных навыков, укрепление мышечного корсета, укрепление вестибулярного аппарата. Он является эффективным средством развития и коррекции осанки. Благодаря Сибирскому борду - снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья дошкольников.
Новизна
Упражнения на Сибирском борде рассчитаны на вовлечение в работу всех систем организма, включая психологическую систему. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно - двигательного аппарата и является лучшим методом развития выносливости, активности, координации движений. Упражнения нормализуют защитные силы организма.
Проект включает в себя комплексы простых упражнений, с дальнейшим усложнением. Сначала дети знакомятся сибирским бордом и его свойствами, затем учатся стоять на доске, держать равновесие и постепенно учатся выполнять упражнения в разных исходных положениях. Заключительным этапом обучения является сохранение правильной осанки во время выполнения комплексов упражнений на доске, упражнения в балансе с различными положениями на доске, владение упражнениями на расслабление мышц на доске.
Цель: Развитие двигательной активности старших дошкольников посредством тренажёра Сибирский борд. Формирование всесторонне развитой личности с привитием навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1.Оздоровительные задачи (содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата, гармонично развивать двигательные качества, формировать навык правильной осанки, содействовать профилактике плоскостопия, содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем организма).
2.Образовательные задачи (формировать знания о здоровом образе жизни, обогащать двигательный опыт, формировать двигательные навыки и развивать физические способности).
3.Воспитательные задачи (воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчества в движениях, способствовать развитию воображения, мышления и познавательной активности, расширять кругозор в области физической культуры, развивать потребность к занятиям физическими упражнениями).
Ожидаемые результаты:
- Владеть приемами самостраховки и выполнять правила техники безопасности на занятиях с тренажёром Сибирскийборд.
- Выполнять комплексы упражнений наСибирскомбордес помощью инструктора по физической культуре и без него.
- Выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и профилактике плоскостопия.
- Выполнять творческие задания на импровизацию движений.
- Выполнять специальные упражнения для согласования движений.
- Иметь определенный двигательный «запас» общеразвивающих упражнений.
Этапы реализации проекта
Форма работы | Участники | ||
Подготовительный этап | |||
•Выбор темы; •Постановка проблемы; •Анкетирование родителей; •Разработка плана мероприятий проекта (подбор литературы, пособий, атрибутов, аудиоматериалов, изучение материалов интернет - ресурсов по теме проекта, выбор игр); •Подбор рекомендаций для родителей; | Воспитатели Дети, родители | ||
Основной этап | |||
Работа с детьми | |||
1.Сибирский борд- гимнастика Выполнение упражнений и комплексов общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребенком основных видов движений. | 1.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу, колонну, круг. Перестроение врассыпную, в шеренги и колонны. 1.2. Общеразвивающие упражнения. Стоя,сидя на доске без предметов, с предметами. 1.3. Упражнения в равновесии. Равновесие в стойке, сидя на доске. 1.4. Акробатические упражнения. 1.5. Упражнения направленные на развитие гибкости. Статические и динамические упражнения на растягивание. 1.6.Базовые упражнения Основные исходные положения: стоя и сидя на доске , лежа спиной на доске, лежа животом на доске. 1.7. Комплексы упражнений: «Часики», «Ку- ку», «Песня о разных языках», «Упражнения с платочками , «переправа» | Дети, инструктор по физической культуре | |
2.Сибирский борд - ритмика. Выполнение упражнений, которые являются основой для развития чувства ритма, базовые шаги. | 2.1. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки, притопы, счет, выполнение игровых заданий на определение ритмического рисунка. 2.2 Раскачивающие движения. С мячом в руках, сидя на доске. | ||
3.Сибирскийборд - атлетика. Выполнение упражнений направленных на развитие силовых способностей и укрепление различных мышечных групп. | 3.1. Упражнения направленные на развитие силы. Упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ног, рук и грудных мышц. 3.2. Упражнения направленные на развитие гибкости. Статические и динамические упражнения на растягивание. 3.3. Упражнения направленные на развитие выносливости. Разнообразные виды прыжков | ||
4.Сибирский борд - коррекция Выполнение упражнений на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, укрепление пальцев рук, дыхательные упражнения, расслабление. | 4.1. Упражнения на формирование правильной осанки. Комплексы ОРУ , комплексы на укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях. 4.2. Упражнения для профилактики плоскостопия. Ходьба на носках и пятках, сидя на мяче и сидя на полу (ноги на мяче). 4.3. Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики. Пальчиковые гимнастики с речетативом, сидя на мяче. 4.4. Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию. Посегментное расслабление. Встряхивающие движения. Поглаживание и растирание. Дыхательные упражнения. 4.5. Комплексы упражнений фитбол – аэробики. «Цапля», «Марыся», «Кикимора», «Чебурашка», «Танцующие пальчики», «Мотылек». | ||
5 Сибирский борд- игра. Выполнение творческих и игровых заданий, музыкально – подвижные игры, эстафеты и сюжетные занятия. | 5.1.Творческие и игровые задания. Танец «Загадка», «Танец по кругу». 5.2.Музыкально – подвижные игры. «Мышеловка», «Совушка», «Сбей кегли», «Кто не спрятался», «Автомобили». 5.3.Эстафеты. 5.4.Сюжетные занятия. 5.5.Комплексы упражнений. «Бег по кругу», «Светофор». | ||
Работа с родителями: - Консультации для родителей: «Использование Сибирского борда для развития двигательной активности дошкольников», «Игровой самомассаж». - Индивидуальные беседы с родителями. - Помощь в подготовке к выставке:«Мой любимый вид спорта». - Дистанционная работа (выставление материала по проекту) на сайте, в группе. | |||
Заключительный этап | |||
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом. Выставка детских рисунков на тему: «Спорт любят взрослые и дети», «Мой любимый вид спорта». Спортивные праздники и развлечения: «Спорт и труд рядом идут», «Мы здоровью скажем да!», «Территория спорта», «Спорт с настроением». Статья по теме проекта. Обобщение материала по реализации проекта. Презентация. | Инструктор по физической культуре воспитатели, дети, родители. |
Приложение 1
Основные правила работы с детьми на балансировочных досках:
1.Соблюдать технику безопасности:
- борды используются на мягкой, нескользящей поверхности, на безопасном расстоянии от других участников и предметов;
- занятияпроводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности;
- держаться пальцами за край доски при раскачивании – опасно, пальцы могут попасть под доску, будет неприятно;
- несмотря на то, что сами упражнения не кажутся какими-то необычными и сложными, эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений, в комфортном для ребенка темпе.
2. Упражнения должны носить игровой характер, при этом, важна сосредоточенность и правильное выполнение.
3. Не заниматься слишком долго, даже если малышу очень нравится (15 минут в день более чем достаточно в первое время занятий).
4. Всегда подстраховывать ребенка во время занятий (пока ребенок на борде не почувствует себя уверенным и не перестанет постоянно смотреть под ноги или хвататься за опору);
5. Перед началом выполнения упражнений детям нужен разогрев, разминка и растяжка.
6. И главное: поддерживать позитивный настрой!
С чего же начинать путь по внедрению баланс-борда в работу?
1 этап. «Равновесие»
Одно из важнейших чувств для ребенка - чувство равновесия. Равновесие – это надежность, защищенность и опора.
Чтобы продемонстрировать свои успехи в достижении равновесия, дети выполняли упражнения, соревновались – кто дольше продержится в выбранной позе.
Кроме статических упражнений на развитие равновесия добавляем и динамические – в движении.
Для подготовки работы на балансирахиспользуем комплекс упражнений из набора карточек «Сибирский борд мемо», выполняя на полу или других неустойчивых поверхностях. Дополняем картотеку придуманными детьми позами. Затемдети самостоятельно планируют основную часть занятия, выбирая упражнения (демонстрация карт схем «Равновешек»)
Эти упражнения универсальны, вследствиеих можно использоватьна балансировочной доске.
2 этап. «Простые упражнения с бордом».
Знакомство с бордом, конечно же, начинается с прикосновений: потрогать, покрутить доску, попробовали встать на нее, сесть.
Первым делом научитесь выполнять стойку прямо и боком, расставив ноги врозь, и немного раскачиваться. Когда ребенок уверенно стоит на борде, постепенно увеличивайте ширину постановки ног. Затем добавляем движения рук: в стороны, вперед, вверх, становится сложнее. Сочетая согласованные движения рук и ног, продолжаем раскачивания происходит координация движений всего тела. То есть мы выполняем упражнения, которые быстро включают и активизируют кору головного мозга.
Затем переходим к простым упражнениям на «Чудо-борде» (статическим и динамическим), используя карты-схемы «Равновешки». Продолжаем пополнять картотеку универсальными заданиями из личного опыта детей.
3 этап. «Упражнения с предметами»
После освоения основных упражнений добавляем в занятия предметы-помощники. Например, мячи, мешочки, гимнастические палки и т.д.
Этот этап предполагает работу по уровням (по степени усложнения):
- индивидуальная работа;
- парная работа;
- групповая игра
Вот несколько примеров, которые ребята придумали для себя в индивидуальном уровне:
- перекладывание мешочка над головой, под ногами, вокруг себя;
- подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске, отбивание мяча (одной или двумя руками);
- кидание предметов по мишеням;
- вращение обруча;
- отбивание воздушного шарика при помощи ракетки или палки.
Варианты заданий для парного взаимодействия:
- передача мяча в парах, с ударом от пола;
- набивать мяч, удерживая простынь с двух сторон;
- жонглирование различными предметами.
Варианты игр и эстафет: «Белка на дереве - собака на земле», «Охотники и утки», «Вышибалы», «Собачка», «Футболисты».
4 этап. «Свободная деятельность»
После того как дети освоили баланс борд в физкультурном зале, нужно дать полет детской фантазии в группе, и вы убедитесь, как начнутся твориться чудеса. Маленькие волшебники с увлечением внедрят его в свои игры. В процессе такой игры расширяется кругозор, развивается фантазия, двигательный опыт, происходит взаимодействие со сверстниками,
задействованы все области развития. Всё это действо происходит во время игры, а игра – основной вид деятельности.
Приложение 2
Комплексы общеразвивающих упражнений
Комплекс с мячом
- И.п.: основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1-2 -поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3-4 - вернуться в и. п. (6-7 раз).
- И. п.: стоя на коленях,мяч в обеих руках перед собой. 1-4 –прокатитьмяч вокруг себя вправо; 5-8 - влево (6 раз).
- И. п.: сидя,ноги врозь,мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 - наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой; 3-4 - вернуться в и. п.
- И.п.: лежа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках за головой. 1-2 - поднять правую согнутую в колене ногу, коснуться мячом; 3-4 - вернуться в и. п. То же левой ногой (6 раз).
- И.п.: основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой.
Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз), затем пауза, и все снова повторить.
- И.п.: основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой. 1 - присесть, вынести мяч вперед, руки прямые; 2 – вернуться в и. п. (6 раз).
- И.п.: основная стойка, мяч на полу, руки на поясе. 1-8 - прыжки вокруг мяча на двух ногах (3-4 раза).
Комплекс с малым мячом
- И.п.: основная стойка, мяч в правой руке. 1-2 – поднять руки через стороны вверх, переложить мяч над головой в другую руку; 3-4 - вернуться в и. п. (5-7 раз).
- И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 – руки вперед; 2 - поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо; 3 - руки вперед, переложить мяч в левую руку; 4 - вернуться в и. п. (6-8 раз).
- И.п.: ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1-2 - присесть, руки вперед, переложить мяч в другую руку; 3-4 - вернуться в и. п. (5-6 раз)
- И.п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. 1-4 – прокатить мяч вправо вокруг себя, поворачиваясь и следя за ним; 5-8 - то же влево (6 раз).
- И.п.: лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2 - поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка правой ноги; 3-4 - вернуться в и. п. (5-6 раз). То же к левой ноге. 6. И. п.: основная стойка,мяч в левой руке.Прыжки на двух ногах,направой и левой (попеременно), под счет воспитателя 1-12. Повторить 2-3 раза.
7. И. п.: основная стойка,мяч в правой руке.1 -руки в стороны, отставить правую (левую) ногу назад на носок; 2 - вернуться в и. п. (5-6 раз).
Комплекс упражнений с палкой
- И. п.: основная стойка,палка внизу.1 -палка вверх; 2-опустить заголову; 3 - палку вверх; 4 - вернуться в и. п. (6 раз).
- И. п.: ноги врозь,палка внизу.1 -поднять палку вверх; 2-наклониться вправо, руки прямые; 3 - выпрямиться, палка вверх; 4 — вернуться в и. п. То же влево.
- И. п.: основная стойка,палка внизу.1-2 -присесть,палку вынестивперед; 3-4 - вернуться в и. п. (5-6 раз).
- И. п.: основная стойка,палка внизу за спиной.1-2 -наклон вперед, палку назад - назад - верх; 3-4 - вернуться в и. п.(5-6 раз).
- И.п.: сидя, ноги врозь, палка за головой. 1 - палка вверх; 2 - наклониться, коснуться палкой носка правой ноги; 3 - выпрямиться, палку вверх; 4 - вернуться в и. п. (5-6 раз).
- И.п.: основная стойка, палка внизу. 1 - прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 - вернуться в и. п. Выполнить под счет 1-8 (2-3 раза).
- И. п.: основная стойка,палка у груди в согнутых руках. 1-правую ногув сторону на носок, палку вверх; 2 – вернуться в и. п. То же, но левой ногой.
Комплекс без предметов
- И. п.: основная стойка,руки на поясе. 1-шаг вправо,руки черезстороны вверх; 2 - вернуться в и. п. То же, но влево (3-4 раза).
- И. п.: ноги врозь,руки на поясе. 1-наклон вправо,левую руку заголову; 2 - вернуться в и. п. То же, но в другую сторону (4-6 раз).
- И. п.: основная стойка,руки на поясе. 1-2 -присесть,руки вынестивперед; 3-4 - вернуться в и. п. (6 раз).
- И. п.: сидя,ноги вместе,руки в упоре сзади(прямые). 1-поднять вверх
— вперед прямые ноги («угол», плечи не проваливать); 2 — вернуться в и. п. (5-6 раз).
- И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо, коснуться правой рукой левой пятки; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, но к левой ноге (6 раз).
- И.п.: лежа на спине, руки за головой. 1 - поднять правую прямую ногу, коснуться пальцами носков ног; 2 – вернуться в и. п. 3-4 - то же, но другой ногой (6 - 8 раз).
- И.п.: основная стойка, руки на поясе. На счет 1-4 - прыжки на правой ноге; на счет 5-8 - прыжки на левой ноге; 9 -12 -прыжки на двух ногах; пауза; повторить еще 2-3 раза.
Приложение 3
Игры с использованием Сибирского борда.
Игра «переправа»
Дети становятся на борды друг за другом в одну линию и раскачиваются, задача в том что надо переправить с одного места в другое предметы,командная игра.
Игра «бомбочка»
Повтори позу на карточке,дети становятся в круг на бордах и раскачиваются, передают друг другу бомбочку у кого она взорвалась тот берет карточку и показывает позу.
Игра с воздушными шарами, наполненными горохом, рисом и крупой. (Дети выполняют движения по тексту, раскачиваясь на бордах)
Наши шарики берем
И трясем, трясем, трясем.
Ведь каждый шарик непростой
С горохом, рисом и крупой.
Поднимайте шарик свой
Высоко над головой.
На носик можно положить
Но только, чур не уронить!
Шар перед собой кладем
И вокруг идем, идем.
И, даже можно проскакать,
Но только, чур не задевать!
Игра «Строители» (Используем вёдра)
Посреди двора – гора
На горе идет игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок
Чистый, желтый и сырой
Хочешь рой, а хочешь строй.
Хочешь куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята!
Не забудьте взять лопаты!
- А мы принесли ведра!
- Тогда будем работать как подъемный кран.
Поднимаем раствор на пятый этаж. (Руки с ведрами в стороны)
На десятый этаж! (Руки с ведрами вверх)
На первый этаж! (Руки с ведрами вниз)
Загружаем вновь раствор! (Раскачивают ведрами вперед-назад)
Игра «Водители»
(Дети, раскачиваясь на бордах, крутят баранку (поп-тубы, соединенные в кольцо).Затем просовывают в кольцо из поп-туб обе руки, соединяют в замок руки и перекатывают кольцо от плеча и до плеча)
Мы едем, едем, едем
В далекие края!
Хорошие соседи,
Счастливые друзья!
Игра «Радужные камешки»
(Дети, раскачиваясь на бордах, перекладывают из руки в руку радужные камешки.)
На свете много есть чудес,
Но обойди весь свет
Такого чуда, как у нас,
На целом свете нет!
Радужные камешки,
Радужные камешки
В руки мы берем.
И любимым камешкам
И любимым камешкам
Песенку поем.
Игра «Массажные комочки»
(Дети, балансируя на бордах, катают вперед-назад и по кругу массажные мячи.)
Я в руках его катаю.
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу.
Вправо—влево, как хочу.
Игра «По колючей по дорожке»
(Дети стоят на массажных ковриках, положенных на борды и, раскачиваясь, катают между руками грецкий орех.)
Ходит ежик без дорожек
По лесу, по лесу.
И колючками своими
Колется да колется.
А я ежику – ежу,
Ту тропинку покажу,
Где катают мышки
Маленькие шишки.
Игра «Газетный ком» (Дети раскачиваются на бордах, расположенных по кругу. Один ребенок с газетным комом в руках. Выполняют движения по тексту. На слова: раз, два, три, четыре, пять передают ком по кругу. У кого ком оказался в руках на слово «танцевать», сходит с борда и под аплодисменты детей танцует.)
Газетный ком мы все катаем
До пяти мы все считаем
Раз, два, три, четыре, пять!
Тебе танец танцевать!
Игра «Ловкие пальчики»
(Дети, раскачиваясь на бордах, рвут газету на узкие полоски)
Игра «Будь внимателен»
(Дети, раскачиваясь на бордах выполняют команды: «сугроб», «сосулька», «снежинка», «елка» и т. д.)
Игра «Змейка» (Дети раскачиваются на бордах. Выполняя движения по тексту с мишурой)
Мишуру возьму я в руку,
И по борду проведу.
Словно змейку я рисую
И догнать ее хочу.
Тут помчалась змейка
Влево-вправо, влево-вправо.
Так и гонится за мной.
И теперь другой рукой
Влево-вправо, влево-вправо.
Обвила тут змейка борд.
Здравствуй, здравствуй Новый год!
Игра «Новый год» (Дети, раскачиваясь на бордах, выполняют движения по тексту с ускорением)
Мы повесим шарики,
А потом фонарики.
А потом еще дождинки,
Не забудем про снежинки!
Рыбки золоченые,
Огоньки веселые.
Набросаем мишуру,
Продолжаем мы игру.
Игра «Ходит шляпа не спеша»
(Дети, раскачиваясь на бордах, стоящих по кругу, передают под музыку шляпу друг другу. Музыка останавливается, тот у кого шляпка, примеряет ее, мяукает и показывает движения, а дети повторяют их).
Не спеша, на задних лапах
По квартире ходит шляпа.
Это – кот, усатый кот
В шляпе папиной живет!
Игра «Апельсин»
(Дети, раскачиваясь на бордах, передают апельсин вокруг себя из руки в руку).
Ярко-рыжий апельсин,
Милый, круглый мячик!
Я тебя верчу-кручу
Скушать я тебя хочу!
Игра «Покатаем апельсин»
(Дети стоят по одному с каждой стороны борда и одновременно с двух сторон катят друг другу апельсин).
Игра «Не урони»
(Дети балансируют с мешочками на головах, держа руки в стороны).
Игра «Высоко-низко»
(Дети балансируя, поднимаю мешочек правой рукой над головой, перекладывают в левую и опускают вниз).
Игра «Аист»
Аист, аист длинноногий (балансируя, хлопают)
Покажи домой дорогу!
- Топай правою ногой, (выполняют движения по тексту)
Теперь левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Снова правою ногой,
После левою ногой
И тогда придешь домой! (хлопают)
Игра «Чайки»
(Дети лежат на животе на перевернутых бордах, выполняя движения пловца)
Над волнами чайки кружат.
Поплывем за ними дружно
Поплывем мы все по морю,
Подивимся на просторе!
Игра «Ракета»
(Дети, раскачиваясь на бордах, выполняют движения по тексту).
А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете!
Руки вверх! Держись, держись!
И ракета взмыла ввысь!
Игра «Блины»
(Дети, балансируя на бордах, перебирают пальцами по краю блина из фетра с тактильной начинкой).
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины!
Вы, блиночки, мои!
Игра «По волнам»
(Дети садятся на борд, как в лодочку, и держась рукой за край раскачиваясь плывут).
По морям, по волнам.
Нынче здесь, завтра там!
По волнам, волнам, волнам
Нынче здесь, завтра там!
Игра «Три поросенка»
(Выбираем волка и поросенка, которые ведут диалог.Действия с соломой выполняем султанчиками).
На лесной полянке вольно
Братья жизнь вели спокойно.
Братья были поросята,
Озорные все ребята!
И сказал Наф-Наф однажды:
- Дом построить должен каждый!
Смастерил Ниф-Ниф умело
Из соломы домик первый.
Мы солому все берем
К борду смело, мы идем.
В домик мы пролезем ловко
И укроемся надежно.
Волк на домик дунул разом,
Не моргнув при этом глазом.
Разбежалась детвора!
Разбежалась кто куда!
Всем на свете нужен дом.
Людям и зверятам.
Всем на свете нужен дом.
Даже, даже, даже поросятам!
Хрю-хрю-хрю!
Игра «Мышата»
(Дети иду по бордам положенным друг за другом в ряд, выполняя движения по тексту).
Посмотрите-ка, ребята!
В гости к нам пришли мышата.
Раз – мышонок – озорник
Он по травке прыг да прыг.
Два – мышонок очень смирный.
У него характер мирный.
Три мышонок любит спать.
Он с подушкой шел гулять.
Игра «В норку»
(Дети стоят на перевернутых бордах. На слова: Разбежались мыши вон, прячутся под борд).
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон!
Разбежались мыши вон.
Игра «Идет бычок качается»
(Ходьба по перевернутым бордам).
Идет бычок качается.
Вздыхает на ходу.
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Игра «Перетащи мешочки»
(Дети сидят на перевернутых бордах. По команде: Раз, два, три, начни! Перетаскивают ногами мешочки в корзину).
Игра «Туннель»
(Дети пролезают в туннель, сделанную из перевернутых бордов).
Пингвины на льдине
Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Сибирский борд-«льдины» в
произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок-
«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если
«пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на борде, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.
Приложение 4
Комплексы дыхательной гимнастики
Послушаем свое дыхание
Цель:учить детей прислушиваться к своему дыханию,определять тип
дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент).
Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох и спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой тихое, неслышное дыхание или шумное).
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после,
чтобы дети учились по дыханию определяется состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель:учить детей расслаблять и восстанавливать организм после
физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма
и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться,
прекратить вдох и сделать паузу, кто сколь сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз)
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель:учить детей укреплять мышцы дыхательной систем носоглотки
и верхних дыхательных путей.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, не напряжено.
Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости,
осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты,
туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу,
пупок как бы опускается.
- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
- Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4—10 раз.
Воздушный шар в грудной клетке (среднее,реберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать
свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
- Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
- На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части
ребер.
Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными.
В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.
Повторить6-10раз.
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить4-8раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено.
Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
- Задержать дыхание на 3-4 секунды.
- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
- Повторить3-4раза.
Примечание.Упражнение не только великолепно очищает(вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель:учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - стоя или в движении.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3-4 секунд.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
Губы «трубкой»
- Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
- Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
- Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
- Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить4-6раз.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.
Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
- При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные
пузыри.
- Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
Насос
- Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
- Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
- Выдох произвольный.
Повторить 3—б раз.
Приложение 5
Пальчиковая гимнастика
1. КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе.
Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан,Мне не страшен ураган.Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся.Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,К маме я вернусь домой.
2. ДОМИК
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить
кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку,
правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
3. ГРОЗА
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
4. БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.
Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они.
Долго так они бодались,Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
- МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,Это - папа,Это - дед.И у нас разлада нет.
Приложение 6
Самомассаж с проговариванием чистоговорок
Ежик
С проговариванием чистоговорки.
Ж а -жа - жа -мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу - жу - жу - подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа -ужа - впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу (козырёк), растереть лоб движениями в стороны Жак - жок - жок - надень ёжик сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.
Зайка
Тили-тили-тили-бом !
Сбил сосну зайчишка лбом!
(приставить ладони козырьком колбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе).
Жалко мне зайчишку,Носит зайка шишку.
(кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам)
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
(раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом).
Лягушата
Выполнять движения, соответствующие тексту.
Лягушата встали, потянулись, и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, станки - тростинки.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой то ручкам мы немножко,
А потом, а потом, грудку мы чуть-чуть побьём.
Хлоп-хлоп тут и там, и немного по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Жва! Прыгать весело, друзья!»
Рукавицы
Вяжет бабушка - Лисица всем лисятам рукавицы.
(поочерёдно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев)
Для лисёнка Саши, для лисички Маши,
Для лисёнка Коли, для лисички Оли,
А маленькие рукавички для Наташеньки - лисички.
(поочерёдный массаж пальцев правой руки, начиная с большого, при повторении массировать пальцы левой руки).
В рукавичках - да-да-да! - не замёрзнем никогда!
(потереть ладони друг о друга).
Приложение 7
Комплекс с Сибирским бордом «Настоящая красавица»
Жила на свете зеленая гусеница. Ползала гусеница по стебелькам и любовалась природой (гусеница). Посмотрелась в лужу: «Как я хороша!» — сказала она сама себе и выгнула грациозно спинку как царевна-змея (змея).
Захотелось ей куда-нибудь повыше забраться, чтобы все ее видели.
Полезла гусеница на самую высокую горку, расположилась удобно,
оглядывается, собой любуется (горка).
Смотрит, а по лугу девочка идет, цветы собирает (ходьба). Увидела гусеницу, испугалась, да как закричит: «Фу, какая страшная, какая некрасивая!» Обиделась гусеница, забралась на дерево и превратилась в веточку, чтобы больше ее никто не заметил (веточка). Лежит она и думает: «Вот бы мне заснуть и никого не видеть, и чтобы меня тоже не видели».
Подняла гусеница хвостик, стала похожа на ящерицу (ящерица),
выпустила из него тоненькую шелковую ниточку и стала этой ниточкой обматываться, пока кокон не получился. Заснула.
Долго-долго так проспала, пока не почувствовала, что ее кто-то тащит.
А это трудолюбивые муравьи нашли кокон, хотели в муравейник свой утащить (муравей). Испугалась гусеница, выскочила из своего кокона и спряталась от муравьев, сидит тихо-
тихо.
«Смотрите, смотрите! Настоящая красавица здесь спряталась!» —
услышала гусеница радостный голос девочки. «О ком это они говорят?!» —
полюбопытствовала гусеница.
А тут как раз пчелки к ней подлетели, тоже восхищаться стали, вместе полетать приглашают (пчелка).
Удивилась гусеница, поглядела в лужу, а там — бабочка, да такая нарядная, красивее всех цветов луговых. Это она, гусеница, в бабочку превратилась (бабочка). Взмахнула бабочка крыльями и улетела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие двигательной активности у детей 5-6 лет"
Для детей 5-6 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/07/picture-944964-1504774716.jpg)
Проект "Развитие двигательной активности у детей 5-6 лет"
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоров...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1111305-1604082582.jpg)
ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет
Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1111305-1604082582.jpg)
Презентация проекта Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет
Презентация пректа "Развитие двигательной активности детей "Веселый обруч" для детей 3-4 лет во второй младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/04/picture-277420-1725451968.jpg)
Проект "Развитие двигательной активности через раннюю коррекционную помощь."
Работа с детьми с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/15/picture-634054-1431717417.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
, использование данного пособия полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья (использование в работе педагогов-психологов, дефектологов и логопедов, воспитателей)....